Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «LMS MOODLE» ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-4-60-75

Аннотация

Цель данной работы заключается в выявлении возможностей и особенностей цифровой образовательной платформы «MOODLE» и её применении в процессе обучения студентов младших курсов обязательному для технических университетов курсу физики для форматов дистанционного и смешанного обучения, а также для очного обучения. Процедура и методы. В данной работе проводится исследование области применения платформы «MOODLE» в учебном процессе Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) на примере обучения физике. Методами исследования являются: обобщение данных о выполнении всех видов заданий (тестов и контрольных работ, результатов лабораторных работ, ответов на контрольные вопросы), интерпретация полученных данных, сравнительный статистический анализ данных с учётом направлений подготовки бакалавров и специалистов (автомобильный транспорт, строительство дорог, конструирование мостов, подготовка к работе и сервис коммунальных машин и др.). Результаты. Результатами применения цифровой образовательной платформы «MOODLE» в ходе онлайн-обучения на протяжении двух учебных семестров являются: рост посещаемости занятий обучающимися (с 70-75% до 90-95%), увеличение мотивации к освоению курса физики (больше вопросов от студентов, особенно в сеансах обратной связи), повышение успеваемости (количество отличных и хороших оценок возросло на 12-18%). Ещё один важный результат состоит в увеличении на 10-15% количества студентов, сдавших экзамен в срок. Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость выражается в обосновании эффективности создания с помощью инструментов «LMS MOODLE» курса физики для онлайн-форматов обучения - дистанционного и смешанного. Практическую значимость составляют формирование приёмов создания электронных курсов с использованием данной образовательной платформы, а также демонстрация возможностей применения «LMS MOODLE» в очном формате обучения в качестве инструмента контроля качества в усвоении учебного материала и контроля самостоятельной работы студентов.

Об авторах

Т. М. Ткачева
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Россия


А. Ф. Смык
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Россия


Список литературы

1. Алтунин К. К. Исследование электронного образовательного ресурса по теме «фотоэффект» в системе дистанционного обучения «MOODLE» // Наука Оnline. 2018. № 1 (2). С. 95-99.

2. Алыкова О. М., Алыкова А. Ф., Смирнов В. В. Электронная образовательная среда «MOODLE» как средство изучения курса физики // Физика в системе современного образования (ФССО-2019) : сборник научных трудов ХV Международной конференции / Санкт-Петербург, 3-6 июня 2019 г. / под ред. Ю. А. Гороховатского, Л. А. Ларченковой. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 131-135.

3. Бабаева М. А., Смык А. Ф. Заочное обучение: исторический путь к МООК // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 156-166.

4. Бакулин В. М. Анализ проблем перехода к дистанционным формам обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал). 2021. № 1. URL: https://science-education.ru (дата обращения: 01.07.2021).

5. Барулина Е. А. Использование системы управления обучением MOODLE для повышения качества образовательного процесса в НИЯУ МИФИ // Инновации и Инвестиции. 2015. № 3. С. 121-124.

6. Брекалов В. Г., Луценко А. Ю. Технологии удалённого доступа в практике довузовской подготовки школьников в МГТУ им. Н. Э. Баумана // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 1. С. 26-33. DOI: 10.18384/2310-7219-2016-1-26-33

7. Довгаленко В. В., Савченко Е. В. Система дистанционного обучения MOODLE как метод преподавания физики в вузах // Modern science. 2019. № 11 (3). С. 239-242.

8. Дождиков А. В. Онлайн-обучение как e-learning: качество и результаты (критический анализ) // Высшее образование в России. 2020. № 12. С. 21-32.

9. Ефремова О. Н., Плотникова И. В. Пути повышения качества обучения // Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал). 2020. № 3. URL: https://science-education.ru (дата обращения: 01.07.2021).

10. Игнатьев В. П., Борисов Е. А. Обзор и анализ использования дистанционных образовательных технологий в российских вузах // Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал). 2021. № 3. URL: https://science-education.ru (дата обращения: 01.07.2021).

11. Каплина Л. Ю., Банарцева А. В. Применение инновационных цифровых технологий в процессе дистанционного обучения (на платформах MOODLE, ZOOM, TEAMS) // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 162-166.

12. Кинтонова А. Ж., Кутебаев Т. Ж., Ахметова Г. М. Macromedia Flash Professional как средство создания обучающих программ и электронных учебников // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 296-299.

13. Лобова С. В., Понькина Е. В. Онлайн-курсы: принять нельзя игнорировать // Высшее образование в России. 2021. № 1. С. 23-35.

14. Мальцева Н. Н., Пеньков В. Е. Балльно-рейтинговая система: достоинства и недостатки // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 139-145. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-139-145

15. Москалев А. К., Серюкова И. В., Долгополова М. В. Использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении физике бакалавров общеинженерных направлений подготовки // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2019. № 1 (47). С. 26-34.

16. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Проскурина А. С. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 156-167. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167

17. Нуштаева А. В., Савкина А. В., Шарамазанов Р. М. Особенности формирования электронного курса по физике (раздел механика) в LMS MOODLE для обучения и контроля качества учебного процесса // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21. № 3. С. 315-329.

18. Смык А. Ф., Зиманов Л. Л. Учебные планы подготовки инженеров в зеркале реформ образования // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. 2015. № 1 (40). С. 23-29.

19. Соловов А. В., Меньшикова А. А. Модели проектирования и функционирования цифровых образовательных сред // Высшее образование в России. 2021. № 1. С. 144-155. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-144-155

20. Ткачева Т. М., Чечеткина Н. В. Организация самостоятельной работы студентов технических университетов в онлайн-формате // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 1 (55). С. 112-118.

21. Ткачева Т. М., Смык А. Ф., Тимофеева Г. Ю. Физика и мультимедиа в учебном процессе технического университета // История и педагогика естествознания. 2017. № 3. С. 17-21.

22. Хаперская А. В., Минин М. Г. Электронная обучающая платформа и педагогический мониторинг в условиях цифровой трансформации // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 131-138. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-131-138

23. Чучалин А. И. Модернизация трёхуровневого инженерного образования на основе ФГОС 3++ и CDIO++ // Высшее образование в России. 2018. № 4. С. 22-32.

24. Шишелова Т. И., Федчишин В. В. Организация образовательного процесса студентов очной формы обучения в условиях пандемии на кафедре физики Иркутского национального исследовательского технического университета // Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал). 2021. № 2. URL: https://science-education.ru (дата обращения: 01.07.2021).

25. Шурыгин В. Ю., Краснова Л. А. Особенности использования дистанционных технологий при подготовке и проведении практических и лабораторных занятий по физике в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 213-216. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0052

26. Caputia V., Garridob A. Student-oriented planning of e-learning contents for MOODLE // Journal of Net-work and Computer Applications. 2015. Vol. 53. P. 115-127. DOI: 10.1016/j.jnca.2015.04.001

27. Halim A., Soewarno, Yani E. Relationship between the use of the internet as a learning resource and physics learning outcomes // Journal of Physics: Conference Series. 2021. Vol. 1882 (1). P. 12-29. DOI: 10.1088/1742-6596/1882/1/012029

28. Usman M., Suyanta, Huda K. Virtual lab as distance learning media to enhance student’s science process skill during the COVID-19 pandemic // SEA-STEM 2020 Journal of Physics: Conference Series. 2021. № 1882. P. 21-26. DOI: 10.1088/1742-6596/1882/1/012126

29. Martin-Blas T., Serrano-Fernandez A. The role of new technologies in the learning process: MOODLE as a teaching tool in Physics // Computers & Education. 2009. Vol. 52. № 1. P. 35-44. DOI: 10.1016/j.compedu.2008.06.005

30. Smyk A. F., Tkacheva T. M., Portnov Y. A. New digital technologies of training in the transport education // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. № 832 (1). P. 20-68. DOI: 10.1088/1757-899X/832/1/012068


Рецензия

Просмотров: 115


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)