Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В СФЕРЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА: ПРЕИМУЩЕСТВА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-4-97-107

Аннотация

Цель - определить и описать преимущества, проблемы и перспективы цифровизации образования в высшей школе в сфере изобразительного искусства и дизайна с учётом опыта в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-2019 (Coronavirus SARS-CoV-2). Процедура и методы. Ведущими методами исследования в этой работе являются: наблюдение, сравнительный анализ, классификация, сопоставление, педагогический эксперимент. В данной статье авторами рассматриваются процессы цифровизации образования: преимущества, проблемы и перспективы применения комбинированных, современных технологий обучения студентов с учётом опыта и наработок факультетов, реализующих программы подготовки по изобразительному искусству и дизайну. Авторы анализируют итоги применения данных технологий и прогнозируют основные тенденции того, как могут развиваться современные образовательные технологии в будущем в ближайшее десятилетие. Результаты вносят вклад в теорию и практику развития дистанционного, комбинированного, цифрового образования в России. Был обобщён опыт цифровизации образования в высшей школе на творческих факультетах российских вузов в сфере изобразительного искусства и дизайна в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-2019 (Coronavirus SARS-CoV-2) в 2020 - первой половине 2021 гг.: описаны преимущества, проблемы и перспективы применения современных образовательных технологий, дистанционных и комбинированных форм обучения. Практическая и/или теоретическая значимость. Статья носит прикладной характер и направлена на то, чтобы показать условия, при которых возможно изменение результатов обучения в высшей школе в сфере изобразительного искусства и дизайна в лучшую сторону.

Об авторах

А. А. Моисеев
Московский государственный областной университет
Россия


А. Н. Витковский
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Ахренов В. Н., Ахренова Н. А., Белоус Е. Ю. Дистанционное обучение-2020 и проблемы киберсоциализации участников образовательного процесса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 3. С. 6-14.

2. Воровщиков С. Г., Шклярова О. А. Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2020. № 1 (8). URL: http://journal.homocyberus.ru/ Shamova_conference_2020 (дата обращения: 19.06.2021).

3. Галкина М. В., Ломов С. П., Михайлов Н. В. Современное дизайн образование с учётом влияния технологических инноваций и социальной ответственности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 4. С. 89-96.

4. Игнатьев С. Е., Игнатьева А. В. К вопросу о современных проблемах художественного образования // Современные проблемы высшего образования: теория и практика: актуальные проблемы творческого образования в период пандемии : сборник статей. Специальный выпуск / под общ. ред. С. М. Низамутдиновой. М.: МГПУ, 2021. С. 424-430.

5. Корешков В. В., Новикова Л. В. Формирование и развитие личности в процессе дизайн образования // 21 век: фундаментальная наука и технологии : материалы XI Международной научно-практической конференции / 23-24 января 2017 г. Т. 1. Северный Чарльстон: CreateSpace, 2017. С. 102-106.

6. Коробанов А. В., Черткова А. В. Роль компьютерной графики в художественном образовании // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн : сборник научно-методических статей факультета ИЗО и НР МГОУ. М.: ИИУ МГОУ, 2019. С. 120-123.

7. Ларионова Н. Л., Левчик Л. Д. Методологические подходы к формированию профессиональных компетенций студентов художественных направлений в условиях дистанционного обучения // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве : сборник материалов Международной научно-практической конференции / Елец, 14 октября 2020 г. / под ред. М. В. Климовой, В. А. Мальцевой. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2020. С. 79-82.

8. Лейбовский М. А. Дистанционное образование сегодня: проблемы и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2021. № 1 (10). URL: http://journal.homocyberus.ru/Leibovsky_MA_1_2021 (дата обращения: 25.05.2021).

9. Ломов С. П. Методология художественно-образовательной деятельности как основа научной школы // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания : межвузовский сборник научно-методических трудов / под науч. ред. В. В. Корешковой. М.: МГПУ, 2018. С. 5-13.

10. Ломоносова Н. В. Система смешанного обучения в условиях киберсоциализации студентов вуза // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2017. № 2 (3). URL: http://journal.homocyberus.ru/sistema_smeshannogo_obuchenija_v_uslovijah_kibersocializacii_studentov (дата обращения: 20.05.2021).

11. Муратова Н. Т. Тенденции и перспективы развития открытого и дистанционного обучения // Бюллетень науки и практики. 2020. № 5. С. 501-505.

12. Плешаков В. А. Жизнь и деятельность человека в эпоху киберсоциализации // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2018. № 1 (4). URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_1_2018 (дата обращения: 12.06.2021).

13. Хворостов Д. А. Компьютерные средства обучения студентов художественно-графического факультета // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2011. № 5 (19). С. 133-136.

14. Хворостов Д. А. Система профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности на базе компьютерных технологий для направления подготовки «Искусство интерьера» и «Дизайн среды»: дис. … д-ра пед. наук. Орел, 2013. 389 с.

15. Чистов П. Д. Системные основы методики преподавания изобразительного искусства // Великая степь и евразийские ценности: художественное образование и эстетическое воспитание : материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 25-летию независимости Республики / Астана, 10-11 января 2017 г. Астана: Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилёва, 2017. С. 189-195.


Рецензия

Просмотров: 87


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)