ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Цель научной статьи состоит в описании сущности и особенностей личностно-созидающей стратегии взаимодействия педагогов образовательных комплексов с семьями обучающихся, которые направлены на достижение более высоких образовательных результатов.
Методология и методы исследования. В исследовании применялись личностно-ориентированные подходы; методы сравнительного анализа, метод опроса родителей учащихся, беседы с педагогическими работниками для выявления степени их взаимодействия с семьями обучающихся в рамках образовательных комплексов.
Результаты исследования продемонстрировали, что личностно-ориентированный подход должен уступить место личностно-созидающей стратегии образования, направленной на взаимодействие педагогического коллектива образовательного комплекса с семьями учеников, т. к. данное сотрудничество способствует повышению уровня вовлечённости родителей в образовательный процесс. Личностно-ориентированный подход (парадигма) предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, а значит, реализацию индивидуального подхода, что затрудняет процесс персонального развития личности и её социализации в едином образовательном процессе воспитания и обучения в рамках преемственности образовательных программ. В ходе исследования установлено, что личностно-созидающая стратегия улучшает процесс коммуникации педагогов с семьями учащихся и положительно влияет на академическую успеваемость и социализацию школьников. Результаты анкетирования позволили определить повышение процента удовлетворённости родителей образовательным процессом, увеличение доли активных семей в жизни школы.
Научная новизна, теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна состоит в описании личностно-созидающей стратегии взаимодействия педагогических коллективов образовательных комплексов с семьями учащихся, которая адаптирует инновационные подходы и психолого-педагогические практики к современным условиям. Теоретическое значение данного исследования состоит в расширении представлений о процессе взаимодействия общеобразовательных комплексов с семьями учащихся, начиная с дошкольного возраста, что на данном этапе способствует разработке современных моделей и инновационных подходов в рассматриваемой сфере. Практическая значимость исследования состоит в использовании полученных данных для разработки преемственных программ взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольных отделений и учащихся. Полученные результаты могут являться основой для разработки методических рекомендаций по совершенствованию процесса взаимодействия педагогического коллектива с семьями учащихся.
Выводы. В процессе исследования определено, что рассматриваемая в научной статье личностно-созидающая стратегия взаимодействия педагогов с родителями обучающихся способствует улучшению процесса коммуникации, что в данном случае положительно влияет на академическую успешность учащихся, она создаёт эмоционально-комфортную среду в образовательном комплексе.
Цель статьи: рассмотреть сущность и технологию командного сопровождения индивидуального образовательного маршрута учащихся общеобразовательной организации.
Методология и методы исследования. Авторами применялся при обосновании компонентного состава технологии командного сопровождения индивидуального маршрута учащихся комплекс исследовательских подходов, включая: системный, индивидуально-ориентированный, проектно-технологический подходы. В качестве методов исследования использовались: анализ и обобщение базовых понятий исследования, систематизация теорий и практик в области командного сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов школьников.
Результаты. Определены базовые понятия и разработаны инвариантные и вариативные компоненты технологии командного сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы. Теоретическая и/или практическая значимость работы. Определены понятия: «командное сопровождение» как система взаимосвязанных и взаимодополняющих действий команды специалистов в соответствии с распределённым функционалом и решаемым кругом педагогических задач; «технология командного сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся» как целостная система организационных, методических и технических мер деятельности команды сопровождения, направленных на обеспечение навигации и достижения результатов каждым учащимся; обоснован состав технологии командного сопровождения индивидуального образовательного маршрута учащихся основной общеобразовательной организации – инвариантные компоненты (диагностический, организационный, деятельностный) и вариативные компоненты (методический, ресурсный, профориентационный). Практическая значимость исследования состоит во внедрении технологии командного сопровождения индивидуального образовательного маршрута учащихся основной общеобразовательной организации, её позитивном влиянии на образовательные результаты каждого учащегося.1
Выводы. В ходе исследования обоснованы сущность и технология командного сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов, представлены её компоненты. Полученные теоретические результаты служат базисом для проектирования практической деятельности педагогов в процессе сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов в условиях цифровой образовательной среды.
Цель. Представить и обосновать периодизацию развития учебно-математических изданий (1682–1918 гг.), рассмотреть характеристику каждого периода.
Методология и методы. Исследование базируется на общем принципе детерминизма, признающем взаимную связь и обусловленность изменений; на методе историзма, позволяющем выявить логику и периоды исторического развития; на сравнительно-аналитическом методе исследования процесса развития учебно-математической печатной книги обозначенного периода.
Результаты исследования. В результате исследования установлено, что разработанная и обоснованная периодизация развития корпуса учебно-математической печатной книги (1682– 1918 гг.) состоит из четырёх периодов (рекомендательно-практического, предметно-содержательного, процессуально-дидактического, научно-методического).
Научная новизна. Впервые разработана и обоснована авторская периодизация развития корпуса учебно-математической печатной книги (1682–1918 гг.). Выявлены основные тенденции развития учебно-математической печатной книги рассматриваемого временного интервала. Определён и обоснован критерий периодизации – методико-дидактическое наполнение учебно-математических изданий, с учётом выделенного критерия дано название каждого периода.
Теоретическая и/или практическая значимость. Осуществлена целостная реконструкция процесса развития учебно-математической литературы (1682–1918 гг.), представленная в виде периодизации, что расширяет сферу современного историко-педагогического знания о процессах эволюции отечественного математического образования в контексте развития учебной книги. Выявлен ключевой критерий развития учебного издания: его методико-дидактическое наполнение. Результаты исследования могут быть востребованы при разработке лекций и практических занятий для студентов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров; при создании современной отечественной учебно-математической литературы учёными-дидактами и методистами, что важно в условиях цифровизации учебной книги. Результаты исследования могут быть интересны как специалистам в области учебной книги, так и авторам учебных изданий.
Выводы. Анализ развития учебно-математических изданий показывает значительные качественные и количественные изменения. Учебные издания прошли путь от первых пособий, где по личному наитию авторы пытались решить представляющиеся им важными педагогические проблемы, до прообразов современных учебно-методических комплексов, а именно учебных комплектов конца XIX в., когда стал наблюдаться интенсивный рост печатной продукции, в том числе расширение географической локации выпуска изданий. Ключевым критерием качественных скачков в развитии учебно-математических изданий является дидактико-методическое наполнение печатной книги, которое и было положено в основу периодизации. В ходе исследования разработана следующая периодизация развития учебно-математических изданий:
1 этап – рекомендательно-практический (1682–1727 гг.);
2 этап – предметно-содержательный (1728–1797 гг.);
3 этап – процессуально-дидактический (1798–1863 гг.);
4 этап – научно-методический (1864–1918 гг.).
Цель статьи заключается в том, чтобы обосновать и представить программу воспитания у подростков сознательного и ответственного отношения к предстоящей семейной жизни в воспитательном процессе школы с учётом современного социокультурного контекста. Выпускник школы должен обладать высоким уровнем духовно-нравственной культуры, ценностного отношения к семье, знать правила и законы семейной жизни, быть готовым к ответственному родительству. В статье раскрыты теория и практика организации воспитательного процесса в общеобразовательной школе в аспекте приобщения старшеклассников к семейным ценностям.
Методология и методы исследования. Методологическую базу исследования составили основные положения аксиологического, системного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, сочетание которых создаёт продуктивную основу для разработки программы приобщения подростков к традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества. В исследовании использовались методы изучения научной литературы, баз данных, публикаций в средствах массовой информации (контент-анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, систематизация); прогностические методы (проектирование и схематизация); эмпирические методы (системный анализ аксиологических характеристик воспитательного процесса в школе, анкетирование, опрос); математическая обработка полученных данных.
Результаты. Анализ современной социокультурной ситуации, психолого-педагогической литературы и воспитательной практики показывает, что старшеклассники в образовательном процессе должны приобщаться к таким традиционным духовно-нравственным ценностям, как семья, материнство и отцовство, семейные традиции, уважение, доверие, любовь, поддержка, ответственность и честность. Это обуславливает необходимость разработки программы воспитания у подростков культуры семейных отношений. Воспитательный контент данной программы группируется вокруг следующих аксиологических матриц: семья и её социальная роль, молодая семья, родительство, культура семейных взаимоотношений, семейная и социальная политика государства. В процессе реализации программы целесообразно использовать различные методы: метод проблемного изложения, метод проектов, исследовательский метод; а также метод сопереживания ситуаций, ролевую игру, тренинг и др.
Теоретическая и/или практическая значимость. Определение аксиологических основ воспитания у подростков культуры семейных отношений обеспечивает приращение знаний в области социокультурного и организационно-педагогического потенциала общеобразовательной школы в аспекте трансляции семейных ценностей и подготовки молодёжи к семейной жизни. Полученные в исследовании теоретические выводы и обобщения создают основу для дальнейшего изучения способов приобщения школьников к ценности семьи и культуре семейных отношений. Практическая значимость исследования заключается в воспитании у подрастающего поколения ценностного отношения к семье, а также подготовке старшеклассников к предстоящей семейной жизни, что важно для успешной социализации подрастающего поколения. Представленная программа позволит сформировать у подростков устойчивую систему ценностных ориентиров, основанную на традиционных представлениях и способствующую социально-культурному развитию общества.
Выводы. Педагогическая аксиология во главу угла ставит способность человека к активному и сознательному преобразованию мира и самого себя в соответствии с нравственными ценностями и моральными императивами. Аксиологический подход позволяет осмыслить обучение в школе как процесс усвоения подростком традиционных духовно-нравственных ценностей, к которым относится ценность семьи, инициирующая личностное преображение старшеклассника в соответствии с нравственным идеалом. Цель этого преображения – дальнейшая объективация духовно-нравственных ценностей в предстоящей жизни. В связи с чем в воспитательном процессе школы должны быть созданы условия для приобщения старшеклассников к семейным ценностям, таким как уважение, доверие, любовь, поддержка, культура материнства и отцовства.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель. Рассмотреть особенности формирования инженерной грамотности при обучении физике обучающихся губернаторского инженерного класса.
Методология и методы исследования. В процессе достижения цели исследования обобщён опыт и представлен анализ современного состояния проблемы формирования инженерной грамотности обучающихся при обучении физике в губернаторском инженерном классе. Методологической основой исследования выступает системный, компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. В статье использованы следующие методы: метод теоретического анализа педагогических источников, систематизации и обобщения полученной информации, наблюдения, опрос, педагогический эксперимент.
Результаты. Автором даётся определение «формирование инженерной грамотности обучающихся при обучении физике». Выделены уровни профильной подготовки в губернаторском инженерном классе. Описана реализация работы в губернаторских инженерных классах для обучающихся МАОУ «Лицей 142 г. Челябинска». Проведён анализ сформированности инженерной грамотности обучающихся губернаторских инженерных классов за 2023/2024 учебный г. по проверяемым умениям: работать с научными текстами и текстами технического содержания, работать с современным оборудованием, решать инженерные задачи.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дана характеристика губернаторского инженерного класса как необходимого условия формирования у обучающихся инженерной грамотности, что способствует становлению у них готовности к профессиональной деятельности в области инженерных наук. На основе анализа научно-педагогической литературы дано определение «формирование инженерной грамотности при обучении физике». Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении инженерных каникул, в разработке инженерных задач, выполнении проекта. Полученные результаты могут быть применены учителями физики для работы в инженерном классе.
Выводы. Формирование инженерной грамотности обучающихся в губернаторских инженерных классах при обучении физике оказывает положительное влияние для принятия карьерных решений и построения профессиональной траектории. Продолжение исследования по вопросу организации обучения в губернаторских инженерных классах и проектирования содержания инженерного образования мы видим в подготовке учителя физики к работе в профильных классах и введении профессии «учитель-инженер».
Цель. В статье рассматривается процесс организации самостоятельной работы иностранных слушателей образовательной организации МВД России на этапе довузовской подготовки. С опорой на опыт изучения взрослыми обучающимися лексического минимума по русскому языку как иностранному элементарного уровня представлена последовательность организации направляемой преподавателем самостоятельной работы указанной категории обучающихся и типы заданий, доказавшие свою эффективность.
Методология и методы. В результате проведения пробного обучения, хронометрирования и бесед с участниками исследования, в процессе обобщения опыта обучения были выделены наиболее эффективные приёмы организации самостоятельной работы взрослых обучающихся, направляемой преподавателем.
Результаты. Сравнительная оценка результатов выполнения теста элементарного уровня до и после апробации предложенного процесса организации самостоятельной работы продемонстрировала рост количества набранных баллов на десять процентов, при этом качественный рост отмечается у обучающихся возрастной группы от 40 лет, которые ранее набирали количество баллов, не соответствующее требованиям.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость заключается в том, что раскрыта специфика организации самостоятельной работы иностранцев вуза МВД России на этапе довузовской подготовки по русскому языку, заключающаяся в необходимости подчиняться служебному распорядку при планировании времени на самостоятельную работу. С учётом этого уточнены цель и задачи организации самостоятельной работы на указанном этапе обучения; разработана последовательность создания учебно-диагностических материалов для самостоятельной работы. Практическая ценность исследования определяется возможностью использования его результатов для разработки учебно-методических материалов, направленных на устранение лексико-грамматических ошибок иностранных обучающихся на довузовском этапе подготовки.
Выводы. Описанные особенности организации самостоятельной работы иностранных слушателей доказали свою эффективность для пополнения знаний, необходимых обучающимся для качественного овладения русским языком как иностранным.
Цель. Статья посвящена вопросу использования экономических показателей регионов России в образовательном процессе для развития навыков статистического анализа у учащихся. Авторы ставят целью обосновать эффективность применения реальных региональных данных в обучении географии, а также предложить конкретные примеры заданий для их интеграции в школьный курс географии.
Методология и методы исследования. При подготовке статьи использовались такие исследовательские методы, как: анализ научной литературы и нормативных документов, контент-анализ статистических источников, анкетирование, а также статистические методы обработки результатов. В статье акцентировано внимание на междисциплинарном подходе, сочетающего элементы математики, географии, обществознания и информатики. Методологическая основа исследования базируется на деятельностном и компетентностном подходах, предполагающих формирование у учащихся практических навыков статистического анализа через работу с реальными экономическими данными. Исследование включает анализ вариативности данных, построение графиков и диаграмм с точки зрения выявления их образовательного потенциала на ступени основного общего образования.
Результаты. В статье выделен перечень экономических показателей, которые наиболее целесообразно использовать в преподавании географии на ступенях ООО (например, ВРП на душу населения, уровень безработицы, инвестиции в основной капитал и др.), предложены задания, направленные на формирование у учащихся умений работать с экономической статистикой, а также представлена технологическая карта урока географии в 9 классе по теме «Население Европейского Севера: статистический анализ». Кроме того, в статье отражены результаты педагогического эксперимента, который был реализован в процессе обучения географии девятиклассников.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании роли региональной статистики для формирования статистической грамотности обучающихся. Практическая ценность состоит в разработке методических рекомендаций для преподавателей, включающих примеры задач и кейсов на основе данных Росстата и других официальных источников.
Выводы. Эксперимент подтвердил, что использование экономических показателей регионов России – эффективный инструмент для развития навыков статистического анализа у учащихся. Работа с реальными данными способствует глубокому пониманию предмета и формированию умений, необходимых для профессиональной деятельности.
Цель статьи – рассмотреть условия, структуру и содержание модели формирования экспериментальных умений учащихся среднего общего образования при изучении курса физики на базовом уровне.
Методология и методы исследования. Методологией исследования выступает системно-деятельностный подход. Выявление существующих условий в старшей школе для формирования экспериментальных умений учащихся осуществлялось в ходе анкетирования учителей физики. Применялись следующие методы: наблюдение, моделирование модели, обобщение полученных результатов.
Результаты. Выявлены условия и возможности реализации модели формирования экспериментальных умений старшеклассников, обоснована необходимость создания экспериментальных заданий, включающих в себя вопросы, задачи, тесты по механике, способствующие формированию экспериментальных умений учащихся старшей школы; разработаны методические рекомендации формирования экспериментальных умений учащихся средней школы на уроке физики, уровни и критерии для подтверждения эффективности модели.
Теоретическая и/или практическая значимость. Сформулировано определение «экспериментальные умения» учащихся, разработана модель формирования экспериментальных умений старшеклассников; выявлены условия формирования экспериментальных умений учащихся на основе системно-деятельностного подхода; предложены критерии и уровни сформированнсти экспериментальных умений при изучении механики на базовом уровне. Разработаны методические рекомендации по проведению уроков физики при изучении раздела «Механика».
Выводы. Проведённая экспериментальная работа показывает пути решения задачи формирования экспериментальных умений учащихся в современных условиях обучения физике на базовом уровне в старшей школе. Предложенная модель устраняет противоречия между задачей формирования экспериментальных умений у учащихся и невозможностью её решить с применением существующих на данный момент разработок, в которых авторы рассматривают методику организации и проведения уроков физики, способствующих формированию экспериментальных умений старшеклассников. При этом актуальны такие умения как наблюдать, планировать эксперимент, анализировать, делать выводы.
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель статьи заключается в раскрытии роли межпоколенного взаимодействия в экзистенциальном самоопределении будущего учителя и способов его организации.
Методология и методы исследования. В исследовании использовались материалы из научных источников и нормативных документов по теме работы, применялись теоретические методы анализа и обобщения, а также аналитико-статистические методы квалиметрии в процессе логического сравнения информации.
Результаты. Выявлено диалектическое единство межпоколенного профессионального (педагогического) взаимодействия и экзистенциального самоопределения будущего учителя в образовательной среде университета. Предлагаются примеры проектов организации межпоколенного взаимодействия в образовательной среде университета («Династии педагогов. Притяжение поколений», «Педагогические мемуары», «Подражание педагогическому идеалу: ретроспектива и перспектива», «Юность моя – тимуровцы», «Искусство экзистенциального рассказа», проектантикафе «Педагогическая перезагрузка»), обеспечивающие положительную динамику признаков экзистенциального самоопределения будущего учителя (экзистенциальной наполненности, экзистенциальной восприимчивости, экзистенциальной синергетичности).
Теоретическая и/или практическая значимость. Предлагается одним из механизмов межпоколенного педагогического взаимодействия считать общение, где важна диада «бытие будущего учителя – научно-педагогическая школа». Диада понимается как диалог двух событийных пространств через представителей разных поколений педагогического дела – будущего и прошлого/настоящего. Диалогичность проявляется в способности созидания экзистенциального опыта у будущего учителя через краеведческо-педагогическое погружение. Даются способы выявления результативности организации межпоколенного взаимодействия: критерии экзистенциального самоопределения будущего учителя (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) и диагностики, определяющие её динамику (Шкала экзистенции (Existenz-Skala, ESK) А. Лэнгле, К. Орглера; Шкала осознанного выбора и самосознания, PCASS; Опросник самоорганизации деятельности, ОСД).
Выводы. Межпоколенное взаимодействие не только воспитывает чувство уважения к старшим поколениям, но и выполняет роль социального ресурса, оказывающего положительное влияние на экзистенциальный выбор будущего учителя. Практика работы подтверждает эффективность организации проектной деятельности, включавшей в себя интеграцию поколений педагогов и студентов, а также погружение будущих учителей в историко-педагогическое наследие. Всё это привело к положительной динамике в экзистенциальной наполненности, экзистенциальной восприимчивости и экзистенциальной синергетичности будущего учителя. Предложенные проекты могут быть значимы в работе со студентами педагогических вузов, а также на курсах повышения квалификации.
Цель статьи заключается в рассмотрении проблем и специфики применения метода индивидуальной воспитательной беседы в формировании духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел России.
Методология и/или методы исследования. Методологической основой исследования выступают аксиологический и диалогический подходы. В статье приводятся результаты опроса российских полицейских об особенностях индивидуальных воспитательных бесед, направленных на формирование морально-нравственных ценностей. В качестве дополнительных методов нами были взяты: педагогическое наблюдение, групповая и индивидуальная беседа, опрос. Педагогическое наблюдение за (внешними, вербальными и невербальными) проявлениями ценностной системы воспитуемого (репликами, взглядами) позволило выявить формы проявления взглядов воспитуемых и их мировоззрения.
Результаты. В статье на основе теоретического анализа определены факторы и проблемы духовно-нравственного воспитания (необходимость выбора методов воспитания, способных оказать наиболее сильное педагогическое воздействие на воспитуемых, учёт текущих социально-политических факторов). Описываются особенности метода духовно-нравственного воспитания в процессе индивидуальных бесед (специфика времени и места беседы, личностных характеристик воспитателя, креативности при выборе вопросов бесед). Определён воспитательный потенциал индивидуальных воспитательных бесед для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов, что является востребованным для функционирования образовательной организации в условиях неопределённости и трансформации общества.
Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование способствует совершенствованию системы воспитания сотрудников полиции, имеющей важное значение в новых постоянно меняющихся условиях, выводит на новый уровень научные исследования, связанные с изучением ценностных ориентаций сотрудников полиции. Результаты исследования могут быть применимы в разработке методических рекомендаций по усовершенствованию работы командиров курсантских подразделений по духовно-нравственному воспитанию курсантов-полицейских.
Выводы. Исследование позволяет усовершенствовать и оптимизировать процесс духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции на основе современных педагогических методов. Описывается роль и место индивидуальных бесед в воспитании молодого поколения. Даются рекомендации по усовершенствованию технологии воспитания сотрудников силовых структур. Доказано утверждение об актуальности индивидуальных воспитательных бесед для развития духовно-нравственных ценностей у российской молодёжи в современных условиях.
Цель статьи. Обозначить вектор совершенствования профессиональных компетенций и личностных качеств курсантов Министерства внутренних дел в сфере просветительской деятельности; рассмотреть понятие «просветительская компетентность сотрудника полиции», определить её компоненты. С учётом выявленных компонентов осуществить отбор диагностических методик для изучения степени готовности курсантов Министерства внутренних дел к просветительской деятельности.
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют совокупность подходов и идей, выстроенных на философском, общенаучном и конкретно-научном уровнях. Основными методами исследования выступают анализ нормативных правовых документов Российской Федерации и научных источников по заявленной проблеме, синтез научных идей, обобщение педагогического и теоретико-практического опыта.
Результаты. Проведённый теоретический анализ работ показал недостаточную разработанность сущности понятия «просветительская деятельность» будущего специалиста Министерства внутренних дел России и её методического обеспечения в системе подготовки кадров. При профессиональной подготовке курсантов к просветительской деятельности следует ориентироваться на расширение учебно-воспитательного потенциала обучающегося для дальнейшего применения на практике. В рамках служебной деятельности для формирования правосознания у граждан сотруднику полиции необходимо проводить просветительскую работу. Таким образом, подчёркивается роль профессиональной подготовки к просветительской деятельности в территориальных органах внутренних дел и в образовательных организациях Министерства внутренних дел России. В связи с этим предоставлен актуальный диагностический материал, релевантный данному направлению.
Теоретическая и/или практическая значимость. Уточнено понятие «просветительская деятельность будущего специалиста МВД», отражены профессионально важные и личностно значимые качества сотрудника полиции, представлены материалы многоуровневой оценочной системы диагностических и организационных методик, которая состоит из нескольких блоков: коммуникативно-речевого, организаторско-управленческого, мотивационного, интеллектуально-компетентностного и рефлексивного.
Выводы. Внедрение в образовательный процесс образовательной организации Министерства внутренних дел России актуального диагностического материала для подготовки к просветительской деятельности будущих специалистов органов внутренних дел будет способствовать не только повышению их квалификации, но и улучшению качества работы всей правоохранительной системы. Сущность просветительской деятельности как в рамках образовательной системы Министерства внутренних дел, так и в профессионально-служебной структуре заключается в глубинной интеграции и комплексном подходе к реализации учебно-воспитательных ресурсов.
Цель. Описание ряда условий, способствующих развитию профессиональной субъектности учителя на курсах повышения квалификации. Актуальность темы статьи обусловлена запросом государства на повышение качества профессиональной деятельности учителя, что отражено в государственном профессиональном стандарте «Педагог». Такое повышение квалификации опирается на необходимость учёта требований профессиональных стандартов для педагогических работников к профессиональной деятельности, учёта изменения условий обучения, обновления его содержания. Развитие профессиональной субъектности ‒ важный процесс, позволяющий учителю совершенствовать профессиональную деятельность через управление собственной учебной деятельностью в системе повышения квалификации.
Методология и методы исследования. Методологическими основаниями исследования стали антропологический, андрагогический, субъектный подходы. В рамках исследования были использованы метод анализа литературных источников, метод экспертизы значимых исследований по выбранным вопросам, метод определения сегмента собственного исследования в проблемном пространстве темы, метод наблюдения.
Результаты исследования. Основными результатами исследования стали выявленные педагогические условия, обобщённые характеристики педагогических условий, способствующих развитию профессиональной субъектности учителя.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии условий развития профессиональной субъектности учителя: принятие учителем в педагогической практике позиций профессиональных стандартов; организация курсов повышения квалификации по современным педагогическим проблемам; передача в содержании обучения профессиональных учительских ценностей. Практическая значимость состоит в разработке и использовании материалов исследования в постдипломном образовании.
Выводы. Актуальные исследования профессиональной субъектности учителя указывают на необходимость выявления условий её развития. В рамках статьи нами предложен ряд таких условий, как учёт требований современных профессиональных стандартов в постдипломном обучении; организация постдипломного обучения учителей на основе антропологического, андрагогического, субъектного подходов; утверждение в содержании обучения профессиональных ценностей учителя как профессиональных педагогических ориентиров. Соблюдение указанных условий в постдипломном обучении дало возможность говорить о положительной динамике развития профессиональной субъектности учителей.
Цель настоящей статьи – описать возможность применения полипарадигмального подхода к подготовке исследователей сферы образования, обучающихся в магистратуре классического университета по программам международной академической мобильности.
Методология и методы. В процессе работы применялись полипарадигмальный, системный и междисциплинарный методологические подходы. Использовались элементы контент-анализа научно-педагогических источников на русском и английском языках. При обосновании методологии исследования автор опирался на принципы педагогической аксиологии, метод философской герменевтики и сравнительно-педагогический метод, позволяющий сопоставить специфику подготовки педагогов-исследователей в России и за рубежом. В эмпирической части исследования был задействован метод анкетирования.
Результаты исследования. Сравниваются интерпретации ключевых категорий полипарадигмального подхода (парадигма, парадигмальность, полипарадигмальность) в педагогике и других гуманитарных дисциплинах. Описана сущность теории множественности педагогических парадигм.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обоснована возможность применения полипарадигмального подхода к подготовке иностранных педагогов-исследователей в магистратуре классического университета. На примере образовательных практик факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова представлен опыт применения полипарадигмального подхода в контексте формирования готовности магистрантов из Китая к проведению прикладных исследований в сфере образования.
Выводы. Опора на методологические принципы полипарадигмального подхода в практике подготовки зарубежных магистрантов-будущих исследователей сферы образования позволяет успешно формировать специальные (исследовательские) и универсальные (метапредметные) компетенции обучающихся; создаёт основу для обеспечения фундаментальности педагогического образования в условиях классического университета; способствует становлению традиционных нравственных ценностей магистрантов; повышает мотивацию к участию в педагогических исследованиях.
Цель статьи – раскрыть контекстно-культурный подход в музыкальном образовании, определить его роль и возможности использования при формировании вокально-педагогической культуры преподавателя-музыканта в условиях китайского вуза.
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили следующие подходы: контекстно-культурный, интегрирующий культурные ценности и традиции китайского искусства в образовательный процесс и позволяющий обеспечить будущему преподавател-музыканту разностороннюю базовую подготовку; герменевтический, направленный на интерпретацию культурных смыслов музыки, аксиологический, предполагающий выявление и оценку ценности музыкального образования в культуре, культурологический, позволяющий трансформировать цель подготовки: от формирования узкого специалиста – к становлению культурно-компетентной личности преподавателя-музыканта, способного к смыслотворчеству и культурной рефлексии. Для достижения результатов исследования использовались теоретические методы, такие как контент-анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические методы: анализ данных, наблюдение, оценивание. Результаты исследования раскрывают сущность, содержание, принципы контекстно-культурного подхода и обосновывают необходимость его интеграции в образовательный процесс профессиональной подготовки преподавателей-музыкантов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и теоретическом обосновании потенциала контекстно-культурного подхода для решения актуальных научных проблем теории и методики формирования вокально-педагогической культуры будущего преподавателя-музыканта в условиях образовательной среды китайского вуза. Практическая значимость состоит в том, что теоретические положения и результаты исследования могут быть использованы в практике профессионального обучения студентов музыкально-педагогической специализации высших и средних специальных педагогических учебных заведений, в системе повышения квалификации и переподготовки учителей музыки.
Выводы. Не все выпускники вокальных отделений консерваторий и музыкальных факультетов китайских вузов связывают своё профессиональное будущее со сценической деятельностью или сольной карьерой певца, многие из них идут на преподавательскую работу, к которой тоже надо быть хорошо подготовленным. Именно контекстно-культурный подход в формировании вокально-педагогической культуры преподавателя, акцентирующий внимание на социокультурном окружении и индивидуальном опыте обучающихся, может быть особенно эффективен. Для Шэньянской консерватории это особенно важно, т. к. данный подход к обучению будущего преподавателя-музыканта учитывает уникальность китайской культуры, особенности региона, дополняет общую профессиональную подготовку студента и значительно расширяет его педагогические компетенции.
ISSN 2949-4974 (Online)






















