О полипарадигмальном подходе к подготовке зарубежных педагогов-исследователей в магистратуре классического университета
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-3-147-162
Аннотация
Цель настоящей статьи – описать возможность применения полипарадигмального подхода к подготовке исследователей сферы образования, обучающихся в магистратуре классического университета по программам международной академической мобильности.
Методология и методы. В процессе работы применялись полипарадигмальный, системный и междисциплинарный методологические подходы. Использовались элементы контент-анализа научно-педагогических источников на русском и английском языках. При обосновании методологии исследования автор опирался на принципы педагогической аксиологии, метод философской герменевтики и сравнительно-педагогический метод, позволяющий сопоставить специфику подготовки педагогов-исследователей в России и за рубежом. В эмпирической части исследования был задействован метод анкетирования.
Результаты исследования. Сравниваются интерпретации ключевых категорий полипарадигмального подхода (парадигма, парадигмальность, полипарадигмальность) в педагогике и других гуманитарных дисциплинах. Описана сущность теории множественности педагогических парадигм.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обоснована возможность применения полипарадигмального подхода к подготовке иностранных педагогов-исследователей в магистратуре классического университета. На примере образовательных практик факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова представлен опыт применения полипарадигмального подхода в контексте формирования готовности магистрантов из Китая к проведению прикладных исследований в сфере образования.
Выводы. Опора на методологические принципы полипарадигмального подхода в практике подготовки зарубежных магистрантов-будущих исследователей сферы образования позволяет успешно формировать специальные (исследовательские) и универсальные (метапредметные) компетенции обучающихся; создаёт основу для обеспечения фундаментальности педагогического образования в условиях классического университета; способствует становлению традиционных нравственных ценностей магистрантов; повышает мотивацию к участию в педагогических исследованиях.
Об авторе
Т. А. ТорееваРоссия
Тореева Татьяна Александровна – и. о. декана факультета педагогического образования
г. Москва
Список литературы
1. Авдонин В. С. Полипарадигмальность в политической науке и нормативные теории // Политическая наука. 2015. № 2. С. 157–173.
2. Агапова Н. Г. Парадигмальные ориентации и модели современного образования в контексте философии культуры: автореф. дисс. … докт. филос. наук. СПб., 2009. 42 с.
3. Бермус А. Г. Введение в гуманитарную методологию: монография. М.: «Канон+», «Реабилитация», 2007. 336 с.
4. Бороненко Т. А., Шарухин А. П. Полипарадигмальность как гармоничное сочетание образовательных моделей современной педагогики Росгвардии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2024. № 2. С. 107–117. DOI: 10.35231/18186653_2024_2_107.
5. Вакульчик В. С., Мателенок А. П. Разработка и реализация УМК в обучении математике студентов технических специальностей с позиций полипарадигмального подхода // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2019. № 1. C. 64–68.
6. Варганова Г. В. Полипарадигмальность методологических подходов в научных исследованиях // Библиосфера. 2009. № 4. С. 3–7.
7. Воинова А. А. От модели «Университета 1.0» к модели «Университета 3.0»: смена образовательной парадигмы // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 73-7. С. 114–118.
8. Гадамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
9. Деревянкина О. М. Парадигмальная соотнесённость методов обучения в современной педагогике высшего образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9. № 3. С. 244–254. DOI: 10.30853/ped20240032.
10. Егорова Г. И., Ионина Н. Г., Чабарова Б. М. Формирование методологической компетентности будущего учителя в образовательной среде вуза на период 2025–2030 гг.: полипарадигмальный подход // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2025. Т. 10. № 4. С. 487–498.
11. Ильиных С. А., Филатов С. А., Руди Л. Ю. Полипарадигмальное пространство современной социологии // Вестник НГУЭУ. 2012. № 1. С. 247–263.
12. Имакаев В. Р. Образовательная парадигма: два масштаба рассмотрения // Педагогика: история, перспективы. 2021. Т. 4. № 5. С. 78–90. DOI: 10.17748/2686–9969–2021–4-5-78-90.
13. Краевский В. В. Парад парадигм (послесловие к статье Н. Л. Коршуновой) // Педагогика. 2006. № 8. С. 20–24.
14. Кривых С. В., Симакова Т. П., Гусев А. Ю. Полипарадигмальность в проектировании и реализации воспитательного процесса вуза: монография. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025. 416 с.
15. Кузнецов И. Б. Реализация гуманитарных образовательных технологий посредством полипарадигмального подхода // Global Scientific Potential. 2020. № 5 (111). С. 100–103.
16. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2020. 320 с.
17. Лихачева Л. С. Проблема полипарадигмальности в методологии социального познания // Толерантность в контексте многоукладности российской культуры: тезисы межд. научной конференции (Екатеринбург, 29–30 мая 2001 года). Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. С. 27–29.
18. Медведев Д. Г. Полипарадигмальный подход как методологическое основание обновления процесса образовательной подготовки студентов-механиков в Беларуси // «Вышэйшая школа»: навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. 2017. № 3. С. 27–31.
19. Никитская Е. А. Полипарадигмальность в системе подготовки и профессиональной социализации специалистов социальной сферы // Преподаватель XXI век. 2022. № 3. Ч. 1. С. 46–53. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-3-46-53.
20. Пивнева С. В. Практические аспекты реализации полипарадигмальности педагогического обеспечения развития профессиональной и научно-исследовательской идентичности аспирантов // Педагогические исследования. 2024. № 4. С. 217–239.
21. Степанова Н. А. Полипарадигмальный подход как методологическая основа современной концепции библиотечно-информационного образования // Образование и культурное пространство. 2022. № 1. С. 95–103.
22. Тореева Т. А. Пути оптимизации исследовательской деятельности зарубежных обучающихся-будущих педагогов в классическом университете // Отечественная и зарубежная педагогика. 2025. Т. 1. № 2 (104). С. 84–94. DOI: 10.24412/2224–0772–2025–104–84–94.
23. Тореева Т. А., Гукаленко О. В. Аксиологическая составляющая подготовки китайских педагогов-исследователей в системе российского высшего образования // Концепт. 2025. № 7. URL: http://e-koncept.ru/2025/251127.htm (дата обращения: 06.07.2025).
24. Чемезова Е. Р., Дронякина Н. В. Полипарадигмальный подход в преподавании филологических дисциплин в высшей школе // Педагогика и просвещение. 2024. № 2. С. 82–92. DOI: 10.7256/2454-0676.2024.2.41039.
25. Gutiérrez-Cárdenas J. Experiences in Using a Multiparadigm and Multiprogramming Approach to Teach an Information Systems Course on Introduction to Programming // Journal of Information Systems Education. 2020. № 31 (1). P. 72–82.
26. Liu Q., Nurner D., Jing X. The “Double First-Class Initiative” in China: Background, Implementation, and Potential Problems //Beijing International Review of Education. 2019. № 1. P. 92–108.
27. Rockson A. A multiparadigm approach to education // Perspectives in education. 2025. № 43 (4). P. 3.
28. Qu X., Meng F. Degree Standard System of Higher Education in China // Higher Education Research. 2020. Vol. 5. № 6. P. 227–235. DOI: 10.11648/j.her.20200506.14.
29. Wei R., Liu J., Bai X. The research design of the 5Cs framework for the 21st century key competences // Journal of East China Normal University (Educational Sciences). 2020. № 38 (2). Pp. 20–28.























