Условия развития профессиональной субъектности учителя в рамках повышения квалификации
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-3-137-146
Аннотация
Цель. Описание ряда условий, способствующих развитию профессиональной субъектности учителя на курсах повышения квалификации. Актуальность темы статьи обусловлена запросом государства на повышение качества профессиональной деятельности учителя, что отражено в государственном профессиональном стандарте «Педагог». Такое повышение квалификации опирается на необходимость учёта требований профессиональных стандартов для педагогических работников к профессиональной деятельности, учёта изменения условий обучения, обновления его содержания. Развитие профессиональной субъектности ‒ важный процесс, позволяющий учителю совершенствовать профессиональную деятельность через управление собственной учебной деятельностью в системе повышения квалификации.
Методология и методы исследования. Методологическими основаниями исследования стали антропологический, андрагогический, субъектный подходы. В рамках исследования были использованы метод анализа литературных источников, метод экспертизы значимых исследований по выбранным вопросам, метод определения сегмента собственного исследования в проблемном пространстве темы, метод наблюдения.
Результаты исследования. Основными результатами исследования стали выявленные педагогические условия, обобщённые характеристики педагогических условий, способствующих развитию профессиональной субъектности учителя.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии условий развития профессиональной субъектности учителя: принятие учителем в педагогической практике позиций профессиональных стандартов; организация курсов повышения квалификации по современным педагогическим проблемам; передача в содержании обучения профессиональных учительских ценностей. Практическая значимость состоит в разработке и использовании материалов исследования в постдипломном образовании.
Выводы. Актуальные исследования профессиональной субъектности учителя указывают на необходимость выявления условий её развития. В рамках статьи нами предложен ряд таких условий, как учёт требований современных профессиональных стандартов в постдипломном обучении; организация постдипломного обучения учителей на основе антропологического, андрагогического, субъектного подходов; утверждение в содержании обучения профессиональных ценностей учителя как профессиональных педагогических ориентиров. Соблюдение указанных условий в постдипломном обучении дало возможность говорить о положительной динамике развития профессиональной субъектности учителей.
Об авторах
С. А. ПилюгинаРоссия
Пилюгина Светлана Анатольевна ‒ кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий
г. Саратов
М. Г. Сергеева
Россия
Сергеева Марина Георгиевна ‒ доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и цифровые образовательные технологии»
г. Москва
Список литературы
1. Аксенова Г. И. Субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию курсантов // Прикладная юридическая психология. 2018. № 1. С. 26–33.
2. Блинова Ю. Л. Формирование субъектной позиции педагога: теория и психолого-акмеологическое сопровождение. Казань: Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2022. 204 с.
3. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 2021. № 3. С. 37–43.
4. Белошицкий А. В., Бережная И. Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. 2022. № 5. С. 60–66.
5. Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в развитии. М: Академия, 2022. 423 с.
6. Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. 2003. № 8. С. 37.
7. Громкова М. Т. Андрагогическая модель целостного образовательного процесса. М.: Наука, 2021. 372 с.
8. Громкова М. Т. Андрагогика как методологическая основа управленческой деятельности // Новые знания. 2024. № 1. С. 10–13.
9. Змеев С. И. Основы андрагогики. М.: Флинта, 2019. 157 с.
10. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. М.: Академия,1992. 102 с.
11. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на/Д.: Феникс, 1996. С. 330–334.
12. Курина В. А. Андрагогический подход в системе современного образования // Концепт. 2016. № 14. С. 25.
13. Лакруа Ж. Избранное: персонализм / пер. с франц. М.: Росспэн, 2024. 608 с.
14. Марон А. Е. Практическая андрагогика. СПб.: Институт образования взрослых, 2012. 400 с.
15. Марон А. Е., Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Праксиологический подход в исследованиях проблем образования взрослых. СПб.: Нева, 2012. С. 53–54.
16. Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Структурно-содержательная модель программно-технологического сопровождения образования взрослых // Человек и образование. 2015. № 1 (42). С. 34–37.
17. Мартынов С. Д. Профессионалы в управлении. Л.: Лениздат, 1991. 144 с.
18. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность. М.: Педагогическое общество России, 2017. С. 124–126.
19. Миронова Т. Л. Самосознание профессионала. Улан-Удэ: Бурятский госуниверситет, 1999. 199 с.
20. Подобед В. И., Марон А. Е. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. СПб.: Институт образования взрослых, 2002.151 с.
21. Соколова Е. Д. Реализация субъект-субъектного подхода при содействии самореализации студентов в учебном процессе // Психология и педагогика: методики и проблемы. 2021. № 3. С. 164–169.
22. Трещев А. М. Принципы развития субъектной позиции учителя в педагогическом сообществе // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. С. 1859–1862.
23. Фонарев А. Р. Формы становления личности в процессе её профессионализации // Вопросы психологии. 2021. № 3. С. 19.
24. Харре Р. Теория индивидуальной психологии / пер. с англ. М.: Академия, 2021. 299 с.
25. Черненко Н. И. Использование андрагогических принципов в профессиональной подготовке работников морского транспорта // Современные научные исследования и инновации. 2023. № 11. С. 9.
26. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М.: Издательство Института психологии РАН, 2013. 464 с.
27. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на/Д.: Цветная печать, 2021. 310 с.
28. Ярошевский M. Г. История психологии от античности до середины XX века. M.: Наука, 2022. 416 с.
29. Bandura A. An agentic perspective on positive psychology // Positive psychology Exploring the best in people. 2021. № 1. P. 167–196.
30. Super D. E. Vocational development. London: Tavistock, 2019. 190 p.























