Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Контекстно-культурный подход в формировании вокально-педагогической культуры у будущего преподавателя музыки в условиях китайского вуза

Аннотация

Цель статьи – раскрыть контекстно-культурный подход в музыкальном образовании, определить его роль и возможности использования при формировании вокально-педагогической культуры преподавателя-музыканта в условиях китайского вуза.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили следующие подходы: контекстно-культурный, интегрирующий культурные ценности и традиции китайского искусства в образовательный процесс и позволяющий обеспечить будущему преподавател-музыканту разностороннюю базовую подготовку; герменевтический, направленный на интерпретацию культурных смыслов музыки, аксиологический, предполагающий выявление и оценку ценности музыкального образования в культуре, культурологический, позволяющий трансформировать цель подготовки: от формирования узкого специалиста – к становлению культурно-компетентной личности преподавателя-музыканта, способного к смыслотворчеству и культурной рефлексии. Для достижения результатов исследования использовались теоретические методы, такие как контент-анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические методы: анализ данных, наблюдение, оценивание. Результаты исследования раскрывают сущность, содержание, принципы контекстно-культурного подхода и обосновывают необходимость его интеграции в образовательный процесс профессиональной подготовки преподавателей-музыкантов.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и теоретическом обосновании потенциала контекстно-культурного подхода для решения актуальных научных проблем теории и методики формирования вокально-педагогической культуры будущего преподавателя-музыканта в условиях образовательной среды китайского вуза. Практическая значимость состоит в том, что теоретические положения и результаты исследования могут быть использованы в практике профессионального обучения студентов музыкально-педагогической специализации высших и средних специальных педагогических учебных заведений, в системе повышения квалификации и переподготовки учителей музыки.

Выводы. Не все выпускники вокальных отделений консерваторий и музыкальных факультетов китайских вузов связывают своё профессиональное будущее со сценической деятельностью или сольной карьерой певца, многие из них идут на преподавательскую работу, к которой тоже надо быть хорошо подготовленным. Именно контекстно-культурный подход в формировании вокально-педагогической культуры преподавателя, акцентирующий внимание на социокультурном окружении и индивидуальном опыте обучающихся, может быть особенно эффективен. Для Шэньянской консерватории это особенно важно, т. к. данный подход к обучению будущего преподавателя-музыканта учитывает уникальность китайской культуры, особенности региона, дополняет общую профессиональную подготовку студента и значительно расширяет его педагогические компетенции.

Об авторах

В. П. Сморчкова
Государственный университет просвещения
Россия

Сморчкова Валентина Петровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и методики обучения

г. Москва



Тунтун Чжао
Российский государственный социальный университет
Россия

Чжао Тунтун – аспирант кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков

г. Москва



Л. П. Илларионова
Российский государственный социальный университет
Россия

Илларионова Людмила Петровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков 

г. Москва



Список литературы

1. Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. М: Прометей, 2020. 502 с.

2. Белоновская И. Д., Неволина В. В. Методологические основы педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента. М.: Перо, 2019. 124 с.

3. Грибкова О. В., Казначеев С. М. Вокальная подготовка как средство развития творческого потенциала личности // Искусство и образование. 2018. № 2 (112). С. 77–83.

4. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределённость // Педагогика. 2003. № 4. С. 21–26.

5. Джан Хунь. Краткое исследование о важности «первого голоса» в вокальной методике профессора Ян Выджун. Сиань: Сианьская консерватория, 2012. 30 с. (на китайском).

6. Исаев И. Ф., Байбикова Г. В. Обучение студентов технике музыкально-педагогического общения: теория и технология. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2008. 157 с.

7. Ковалева Л. М. Формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов по классу вокала, сольному пению. Александровск-Сахалинский: Сахалинский государственный университет. 2015. 24 с.

8. Левченко Б. П. Педагогические условия развития творческого потенциала музыкально-одарённой личности подростка: дисс ... канд. пед. наук. Воронеж. 2006. 184 с.

9. Ли Юджи. Применение и сравнение вокальной методики с помощью опытов и вокальной механической методики: магистерская диссертация. Тяньцзинь, 2010. 44 c. (на китайском).

10. Лю Б., Кислякова Ю. Н. Состояние сформированности вокально-педагогической культуры у будущих преподавателей музыки // Самарский научный вестник. 2023. Т. 12, № 4. С. 228–232.

11. Люй Цзяин. Техника пения в вокальных традициях китайской музыкальной культуры // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 11. С. 278–282.

12. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Деятельностный и системно-деятельностный подходы: методология и практика реализации // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 11–20.

13. Рапацкая Л. А. Духовность как категория музыкального искусства и образования // Музыкальное искусство и образование. 2020. Т. 8. № 2. С. 34–53.

14. Се Хэн. Проблемы подготовки пианистов-исполнителей в Китае // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1А. С. 230–238.

15. Ху Инсюе. Зарождение и эволюция фортепианного ансамбля в Китае: дис. ... канд. искусствовед. наук. СПб., 2022. 164 с.

16. Хань Фэн. Педагогическое сопровождение профессионального саморазвития магистров-альтистов в образовательной среде вуза // Педагогическое образование. 2024. Т. 5. № 5. С. 255–259.

17. Цыпин Г. М. Музыкальное исполнительство. Исполнитель и техника. М.: Юрайт, 2018. 193 с.

18. Юшкова К. В., Сапрыгина С. А. Ответственность как компонент профессионально нравственного самоопределения обучающихся // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной заочной научной конференции, Красноярск, 15 октября 2015 г. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2015. С. 234–237.


Рецензия

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)