Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Диагностический материал для изучения специфики подготовки курсантов МВД России к просветительской деятельности

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-3-126-136

Аннотация

Цель статьи. Обозначить вектор совершенствования профессиональных компетенций и личностных качеств курсантов Министерства внутренних дел в сфере просветительской деятельности; рассмотреть понятие «просветительская компетентность сотрудника полиции», определить её компоненты. С учётом выявленных компонентов осуществить отбор диагностических методик для изучения степени готовности курсантов Министерства внутренних дел к просветительской деятельности.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют совокупность подходов и идей, выстроенных на философском, общенаучном и конкретно-научном уровнях. Основными методами исследования выступают анализ нормативных правовых документов Российской Федерации и научных источников по заявленной проблеме, синтез научных идей, обобщение педагогического и теоретико-практического опыта.

Результаты. Проведённый теоретический анализ работ показал недостаточную разработанность сущности понятия «просветительская деятельность» будущего специалиста Министерства внутренних дел России и её методического обеспечения в системе подготовки кадров. При профессиональной подготовке курсантов к просветительской деятельности следует ориентироваться на расширение учебно-воспитательного потенциала обучающегося для дальнейшего применения на практике. В рамках служебной деятельности для формирования правосознания у граждан сотруднику полиции необходимо проводить просветительскую работу. Таким образом, подчёркивается роль профессиональной подготовки к просветительской деятельности в территориальных органах внутренних дел и в образовательных организациях Министерства внутренних дел России. В связи с этим предоставлен актуальный диагностический материал, релевантный данному направлению.

Теоретическая и/или практическая значимость. Уточнено понятие «просветительская деятельность будущего специалиста МВД», отражены профессионально важные и личностно значимые качества сотрудника полиции, представлены материалы многоуровневой оценочной системы диагностических и организационных методик, которая состоит из нескольких блоков: коммуникативно-речевого, организаторско-управленческого, мотивационного, интеллектуально-компетентностного и рефлексивного.

Выводы. Внедрение в образовательный процесс образовательной организации Министерства внутренних дел России актуального диагностического материала для подготовки к просветительской деятельности будущих специалистов органов внутренних дел будет способствовать не только повышению их квалификации, но и улучшению качества работы всей правоохранительной системы. Сущность просветительской деятельности как в рамках образовательной системы Министерства внутренних дел, так и в профессионально-служебной структуре заключается в глубинной интеграции и комплексном подходе к реализации учебно-воспитательных ресурсов.

Об авторе

Е. В. Курбатова
Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя
Россия

Курбатова Екатерина Викторовна – адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров

Москва



Список литературы

1. Бордачев С. С. Комплект диагностических материалов «Технология». М.: ИКП РАО, 2020. 207 с.

2. Евтихов О. В. Формирование профессиональной компетентности курсантов при интеграции учебно-воспитательной и профессионально-служебной деятельности в образовательном учреждении МВД России: дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2021. 401 с.

3. Жуков Б. А. Повышение престижа службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Формирование положительного имиджа сотрудника полиции // Молодой учёный. 2019. № 27 (265). С. 188‒189.

4. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2004. 104 с.

5. Капустюк О. Ю., Нежкина Л. Ю. О некоторых аспектах профессиональной компетентности сотрудника ОВД // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2013. № 3 (66). С. 25‒30.

6. Кочесокова З. Х., Машекуашева М. Х. Коммуникативные компетенции сотрудников полиции как фактор эффективности профессиональной деятельности // Современные наукоёмкие технологии. 2014. № 4. С. 167–168.

7. Максимова Т. В. Историко-педагогическая практика воспитательного процесса сотрудников органов внутренних дел средствами культурно-просветительской работы // Академическая мысль. 2021. № 2 (15). С. 146–150.

8. Морозова С. А. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII ‒ начало XXI вв.) // Человек и образование. 2013. № 4 (37). С. 174‒179.

9. Орлов Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза.: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1984. 525 с.

10. Павлова О. А., Горохов В. А., Литвинчук В. И. Панельная дискуссия как способ реализации интерактивных форм обучения в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология.

11. № 1 (26). С. 220–223.

12. Потапенкова И. В., Ярмонова Е. Н. Формирование и развитие у сотрудников органов внутренних дел критического мышления // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 191–195.

13. Поташев М. О., Ершов П. М. Правила команды: Искусство думать вместе. М.: Альпина Паблишер, 2021. 158 с.

14. Радионов Д. В. Способы мотивации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Академическая мысль. 2019. № 2 (7). С. 145–149.

15. Родин В. Ф., Лысова В. А. Особенности профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 376–379.

16. Свинарева О. В., Костина Е. Ю. Формирование лидерских качеств курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 3. С. 159–164.

17. Сизикова Т. Э., Дураченко О. А. Исследование и психодиагностика рефлексии. Н. Новгород: НГПУ, 2020. 256 с.

18. Симбирцева Н. А., Челышева И. В. Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в отечественной традиции // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 4–5. С. 89–90.

19. Стеценко В. В. Значение рефлексии в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. № 2. С. 159–162.

20. Туравец Н. Р., Филимонов Р. Н. Современные требования к профессионально-управленческой компетенции сотрудника полиции // Общество и право. 2013. № 2 (44). С. 290–295.

21. Ульянова И. В. Методологические уровни педагогики смысложизненных ориентаций в системе подготовки кадров для ОВД России / Научная школа «Педагогика смысложизненных ориентаций в системе подготовки кадров для органов внутренних дел России»: актуальные направления. М.: ИП Колупаева Е. В., 2023. 273 с.

22. Ульянова И. В. Методологические основы учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России в условиях сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей // Педагогический диалог: альманах. Материалы Всероссийского Научно-методического семинара (Москва, 14 ноября 2023 года). М.: Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, 2024. С. 103–119.

23. Федотова Е. Э. Профессионально важные качества сотрудников ОВД с различной результативностью и осуществляющих разные направления служебной деятельности // Психология и психотехника. 2023. № 2. С. 56–77.

24. Худяков Е. Е. Развитие социально-рефлексивной компетентности сотрудников органов внутренних дел по связям с общественностью и прессой в процессе повышения квалификации: дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 2019. 180 с.

25. Ширшов И. Е. Формирование положительного образа сотрудника полиции как одно из приоритетных направлений деятельности МВД России // Отечественная юриспруденция. 2018. № 7 (32). С. 113–115.

26. Якушкина М. С., Илакавичус М. Р. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ // Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 354–364.


Рецензия

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)