Формирование духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций МВД России в ходе индивидуальных воспитательных бесед
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-3-112-125
Аннотация
Цель статьи заключается в рассмотрении проблем и специфики применения метода индивидуальной воспитательной беседы в формировании духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел России.
Методология и/или методы исследования. Методологической основой исследования выступают аксиологический и диалогический подходы. В статье приводятся результаты опроса российских полицейских об особенностях индивидуальных воспитательных бесед, направленных на формирование морально-нравственных ценностей. В качестве дополнительных методов нами были взяты: педагогическое наблюдение, групповая и индивидуальная беседа, опрос. Педагогическое наблюдение за (внешними, вербальными и невербальными) проявлениями ценностной системы воспитуемого (репликами, взглядами) позволило выявить формы проявления взглядов воспитуемых и их мировоззрения.
Результаты. В статье на основе теоретического анализа определены факторы и проблемы духовно-нравственного воспитания (необходимость выбора методов воспитания, способных оказать наиболее сильное педагогическое воздействие на воспитуемых, учёт текущих социально-политических факторов). Описываются особенности метода духовно-нравственного воспитания в процессе индивидуальных бесед (специфика времени и места беседы, личностных характеристик воспитателя, креативности при выборе вопросов бесед). Определён воспитательный потенциал индивидуальных воспитательных бесед для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов, что является востребованным для функционирования образовательной организации в условиях неопределённости и трансформации общества.
Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование способствует совершенствованию системы воспитания сотрудников полиции, имеющей важное значение в новых постоянно меняющихся условиях, выводит на новый уровень научные исследования, связанные с изучением ценностных ориентаций сотрудников полиции. Результаты исследования могут быть применимы в разработке методических рекомендаций по усовершенствованию работы командиров курсантских подразделений по духовно-нравственному воспитанию курсантов-полицейских.
Выводы. Исследование позволяет усовершенствовать и оптимизировать процесс духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции на основе современных педагогических методов. Описывается роль и место индивидуальных бесед в воспитании молодого поколения. Даются рекомендации по усовершенствованию технологии воспитания сотрудников силовых структур. Доказано утверждение об актуальности индивидуальных воспитательных бесед для развития духовно-нравственных ценностей у российской молодёжи в современных условиях.
Ключевые слова
Об авторах
С. Н, КипреевРоссия
Кипреев Сергей Николаевич – преподаватель 100 кафедры Общевоенных дисциплин
г. Краснодар
А. В. Жуланов
Россия
Жуланов Александр Владимирович – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики, доцент
г. Волгоград
Список литературы
1. Веденеева Г. И., Уланов Н. Д. К вопросу об актуальности духовно-нравственного воспитания курсантов образовательных организаций МВД России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 1. С. 15–18.
2. Власкин В. В. К вопросу о нравственно-патриотическом воспитании курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России при реализации образовательного процесса // Вестник учебного отдела Барнаульского юридического института МВД России. 2023. № 39. С. 25–28.
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с.
4. Джавадян Ю. Р. Концепция личностно-развивающего образования при развитии ценностно-смысловых ориентиров курсантов образовательной организации МВД России // Евразийский юридический журнал. 2023. № 9 (184). С. 258–260.
5. Караяни А. Г., Караяни Ю. М., Дерешко Б. Ю. Технологии защиты сотрудников органов внутренних дел от негативного информационно-психологического воздействия. Санкт-Петербург: Издательство СПб университета МВД России, 2021. 152 с.
6. Кипреев С. Н. Специфика формирования чувства патриотизма у курсантов силовых структур на основе религиозного мировоззрения // Вестник Гжельского государственного университета. 2023. № 5. С. 195–206.
7. Кипреев С. Н. Формирование чувства патриотизма у курсантов образовательных организаций МВД России с помощью генеалогии как средства духовно-нравственного воспитания // Педагогический форум. 2023. № 1 (11). С. 18–20.
8. Коноплева А. А. Изучение учебных дисциплин духовно-нравственной направленности в образовательных организациях МВД России (на примере учебной дисциплины «религиоведение») // Совершенствование образовательных программ, планирование и реализация учебного процесса: материалы Всероссийской научно-методической конференции (Омск, 26 февраля 2021 года). Выпуск 5. Омск: Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. С. 143–145.
9. Неганов В. В., Щелоков К. С., Васечко А. А. Духовно-нравственное воспитание в контексте традиционных христианских ценностей как базовый критерий формирования положительного имиджа сотрудника полиции // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4 (40). С. 311–312.
10. Нефедьева В. Е. Методика нравственного воспитания курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2018. № 1. С. 17–21.
11. Осинцева Л. М. Нравственное воспитание курсантов вузов МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 3 (42). С. 28–31.
12. Парилов О. В. Роль православного славянофильского мировоззрения в формировании духовно-нравственной сферы курсантов образовательных организаций системы МВД // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 4 (40). С. 303–304.
13. Подберезкин А. И. Русский путь. М.: Российско-армянский университет, 1999. 592 с.
14. Синицын Ю. Н., Хентонен А. Г. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2009. 60 с.
15. Церникель Ю. И. О содержании курса «Основы духовного и нравственного поведения учащихся» при подготовке курсантов БЮИ МВД России к работе с подростками // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2002. № 4. С. 98–102.
16. Effendi Y. R., Bumbungan B., Mardianti D. Principals’ Learning Leadership: Integrating Spiritual and Moral Values in Educational Settings (Учебное лидерство директоров: интеграция духовных и нравственных ценностей в образовательную среду) // Journal of Management World. 2025. № 1. P. 54–64. DOI: 10.53935/jomw.v2024i4.611.
17. Hafidz N., Rahayu S., Prihatin R. W. Spiritual Habitation model in implementing moral and religious values in early children (Модель духовного существования в реализации нравственных и религиозных ценностей у детей раннего возраста) // Khatulistiwa. 2025. №13. P. 16–36. DOI: 10.24260/khatulistiwa.v13i1.2372.
18. Kakimzhanova A., Abikenova G. Linguistic expression of spiritual and moral values in shakarim’s work (Языковое выражение духовно-нравственных ценностей в творчестве Шакарима) // Bulletin of Toraighyrov University. Philology series. 2024. № 4. P. 208–219. DOI 10.48081/JKSU8857.
19. Palahniuk M., Fomina K. Development of the World View and Values of Technical University Students in the Context of Spiritual and Moral Education (Формирование мировоззрения и ценностных ориентаций студентов технического вуза в контексте духовно-нравственного воспитания) // Journal of Vasyl Stefanyk Precarpathian National University. 2022. №10. P. 99-107. DOI: 10.15330/jpnu.10.1.99-107.
20. Rengma S., Salkia J., Gogoi S. A study on spiritual education and moral values of youth (Исследование духовного образования и нравственных ценностей молодежи) // The Pharma Innovation. 2023. № 12. P. 1003–1006.























