Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Условия организации самостоятельной работы иностранных слушателей образовательной организации МВД России

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-3-67-79

Аннотация

Цель. В статье рассматривается процесс организации самостоятельной работы иностранных слушателей образовательной организации МВД России на этапе довузовской подготовки. С опорой на опыт изучения взрослыми обучающимися лексического минимума по русскому языку как иностранному элементарного уровня представлена последовательность организации направляемой преподавателем самостоятельной работы указанной категории обучающихся и типы заданий, доказавшие свою эффективность.

Методология и методы. В результате проведения пробного обучения, хронометрирования и бесед с участниками исследования, в процессе обобщения опыта обучения были выделены наиболее эффективные приёмы организации самостоятельной работы взрослых обучающихся, направляемой преподавателем.

Результаты. Сравнительная оценка результатов выполнения теста элементарного уровня до и после апробации предложенного процесса организации самостоятельной работы продемонстрировала рост количества набранных баллов на десять процентов, при этом качественный рост отмечается у обучающихся возрастной группы от 40 лет, которые ранее набирали количество баллов, не соответствующее требованиям.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость заключается в том, что раскрыта специфика организации самостоятельной работы иностранцев вуза МВД России на этапе довузовской подготовки по русскому языку, заключающаяся в необходимости подчиняться служебному распорядку при планировании времени на самостоятельную работу. С учётом этого уточнены цель и задачи организации самостоятельной работы на указанном этапе обучения; разработана последовательность создания учебно-диагностических материалов для самостоятельной работы. Практическая ценность исследования определяется возможностью использования его результатов для разработки учебно-методических материалов, направленных на устранение лексико-грамматических ошибок иностранных обучающихся на довузовском этапе подготовки.

Выводы. Описанные особенности организации самостоятельной работы иностранных слушателей доказали свою эффективность для пополнения знаний, необходимых обучающимся для качественного овладения русским языком как иностранным.

Об авторе

О. Г. Красикова
Нижегородская академия МВД России
Россия

Красикова Ольга Григорьевна – кандидат педагогических наук, доцент, заве- дующий кафедрой иностранного языка и культуры речи 

Нижний Новгород



Список литературы

1. Беглова Е. И. «Чужое» слово в толковом словаре как факт языка и речи // Филологический класс. 2023. Т. 28. № 4. С. 72–82. DOI: 10.26170/2071-2405-2023-28-4-72-82.

2. Богачанова Т. Д. Из опыта освоения лексического материала на занятиях по русскому языку как иностранному // Восток – Запад: теоретические и прикладные аспекты преподавания европейских и восточных языков: материалы VI Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 16 марта 2023 года). Новосибирск: Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения, 2023. С. 167–174.

3. Вариченко Г. В. Адаптационная модель обучения русскому языку иностранцев // Прикладная лингвистика: наследие и современность: материалы II Международной научно-практической конференции, посвящённой 85-летию филологического факультета Белорусского государственного университета (Минск, 22–23 марта 2024 года). Минск: Издательство Белорусского государственного университета, 2024. С. 367–372.

4. Гайдукова О. В., Маркина Н. А., Мухаммад Л. П. Моделирование оптимальных коммуникативно-языковых единиц в целях обучения иностранцев русскому языку (уровень А0–А2) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 3. С. 53–63. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-3-53-63.

5. Гладкова О. К. Проблема обучения взрослых иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2014. № 6. С. 93–95.

6. Глазунов М. В. Сравнение с родным языком как необходимый приём обучения русскому языку студентов-иностранцев (из опыта работы) // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 5 (95). С. 30–34. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.95.5.086.

7. Дорожкин Е. М., Изюрова Я. С. Роль электронной информационно-образовательной среды в системе высшего образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 2. С. 71–85. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-2-71-85.

8. Зайцева А. Г. Анализ эффективности использования интернет-технологий в изучении грамматики русского языка иностранцами при организации самостоятельной внеаудиторной работы // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 2 (59). С. 323–326. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.59.253.

9. Карапетян В. С., Даллакян А. М., Рублевская Е. А. Создание условий эффективной организации самостоятельной работы студентов // Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в дошкольном образовании: союз теории и практики: сборник научных статей. Ереван: Лимуш, 2021. С. 146–149.

10. Князева В. Д. Обучение лексике на занятиях РКИ с использованием онлайн-платформы Pro gressMe // III Костомаровский форум. Язык и культура: взгляд молодых: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 24 мая 2023 года) / под ред. В. И. Карасика. М.: Издательство Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, 2023. С. 212–217.

11. Михайлова О. Е. Особенности формирования языковой компетенции в системе вузов МВД (на материале курса «Русский язык для иностранных слушателей») // Юридическая лингвистика в образовательных организациях системы МВД: проблемы и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции (Омск, 23 марта 2023 года). Омск: Издательство Омской академии МВД России, 2024. С. 60–63.

12. Могилевич Б. Р. Специфика формирования познавательной самостоятельности студентов в условиях современной образовательной среды // Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам. Саратов: СГУ, 2024. С. 136–141.

13. Непрокина Ю. А. Интеграция образования и цифровой среды в аспекте организации самостоятельной работы при обучении русскому языку как иностранному // Славянский мир: духовные традиции и словесность: сборник материалов международной научной конференции, посвящённой Году культурного наследия народов России, 85-летию Тамбовской области (Тамбов, 24–25 мая 2022 года). Вып. 12. / под ред. С. С. Худякова. Тамбов: Державинский, 2022. С. 331–335.

14. Нефедьева В. С., Сварчевская Т. В. Личностно-деятельностный подход к обучению иностранцев русскому языку: опыт создания современного учебника // Вестник ТвГТУ. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2021. №2 (25). С. 54–57. DOI: 10.46573/2409-1391-2021-2-54-57.

15. Петрова Е. А. Аспекты организации самостоятельной работы в процессе обучения русскому языку как иностранному // Актуальные проблемы лингвистики и формирования языковой компетенции юристов в современных условиях: сборник материалов Международной научно-теоретической конференции (Ростов-на-Дону, 28 марта 2023 года). Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. С. 122–127.

16. Рогова М. М. Особенности формирования коммуникативной компетенции у взрослых, изучающих русский язык как иностранный // XIX Масловские чтения: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции (Мурманск, 09–12 декабря 2020 года) / под ред. Н. А. Шевченко. Мурманск: Издательство Мурманского арктического государственного университета, 2021. С. 327–333.

17. Румянцева Н. М., Рубцова Д. Н. К вопросу о подготовке учащихся юридического профиля (довузовский этап) // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 2А-3А. С. 424–431. DOI: 10.34670/AR.2023.11.65.055.

18. Рябцева Е. С. К вопросу о визуализации в самостоятельной работе студентов при обучении РКИ // Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного в современном образовании: сборник трудов Международной научно-практической и научно-методической конференции (Петрозаводск, 21–23 сентября 2023 года). Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2024. С. 99–106.

19. Самчик Н. Н. Использование лексического подхода в обучении русскому языку иностранцев // Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 11. № 4 (41). С. 23–26. DOI: 10.57145/27129780_2 022_11_04_05.

20. Buranshina L. R. The use of computer technologies in self-study of foreign languages by students (Использование компьютерных технологий в самостоятельном изучении иностранных языков студентами) // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 115-4. С. 135–137. DOI: 10.18411/trnio-11-2024-177.

21. Hamraeva S. S. Organization of independent work of students in the study of a foreign language (Организация самостоятельной работы студентов по изучению иностранного языка) // ISJ Theoretical & Applied Science. 2020. № 04 (84). P. 863–865. DOI: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.04.84.152.

22. Improving Students’ Independent Work under Teacher’s Supervision during Foreign Language Learning at the University (Совершенствование самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя при изучении иностранного языка в вузе) / G. Baideldinova, B. Zhetpisbayeva, B. Ospanova, D. Tleumbetova // European Journal of Contemporary Education. 2021. № 10(4). P. 868-878. DOI: 10.13187/ejced.2021.4.868

23. Krapivina M. Yu. Independent work of university students in learning a foreign language (Самостоятельная работа студентов вуза по изучению иностранного языка) // Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022. Vol. 28. № 3. P. 165–169. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-165-169.

24. Rakhimova F. S., Abaeva N. C. Scientific substantiation of the process of organizing students’ independent work in mastering a foreign language (Научное обоснование процесса организации самостоятельной работы студентов по овладению иностранным языком) // ISJ Theoretical & Applied Science. 2021. № 4 (96). P. 273–275. DOI: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2021.04.96.56 Scopus ASCC: 1203.

25. Samarskaya S. V. Organization of Students’ Self-study Work on Mastering the Lexis on Speciality in the Process of Learning a Foreign Language (Организация самостоятельной работы студентов по усвоению лексики по специальности в процессе изучения иностранного языка) // Pedagogical Sciences. Colloquium-Journal. 2022. № 3 (126). P. 11–12.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 0


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)