ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность. В статье раскрывается поиск путей актуализации проблемы формирования методологической готовности педагога-наставника к реализации задач в аспекте воспитания духовно-нравственной личности обучающихся, осуществляемый современными учёными, педагогами, психологами и лингводидактами и развивающийся в нескольких направлениях: а) влияние школьного образования и воспитательного влияния педагогических действий учителя; б) их значимость для обеспечения безопасности образовательной среды в аспекте культивирования традиционных ценностей; в) непосредственное изучение процесса профессионального роста и становления языковой личности учителя иностранных языков с определением значимости его коммуникативной и речетворческой культуры в роли педагога-наставника; г) разработка содержательных, организационно-педагогических и лингводидактических аспектов культивирования ценностных доминант в образовательном пространстве современной школы.
Цель. Обоснование аксиологических оснований формирования методологической готовности педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной российской молодёжи.
Методы исследования: критический анализ литературных источников по искомой проблематике, моделирование коммуникативных ситуаций, проектирование системы событий в пространстве образовательной среды, поисковый эксперимент, обобщение и тиражирование инновационных педагогических практик, целевая установка которых нейтрализует профессиональные дефициты педагога-наставника в области духовно-нравственного воспитания российской молодёжи.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна включает описание применимости аксиологического подхода при параметризации коммуникативного пространства взаимодействия непосредственных участников регионального проекта по обеспечению безопасной информационно-образовательной среды в аспекте формирования ценностных доминант духовно-нравственного воспитания. Теоретическая значимость заключается в уточнении содержания понятия «методологическая готовность педагога-наставника к реализации принципов психологического равновесия» в коммуникативной образовательной среде освоения иных культур и языков. Практическая значимость состоит в определении основ формирования речетворческой позиции педагога-наставника в условиях непрерывного педагогического образования с опорой на результаты уточнения ресурсных и интеллектуальных возможностей региональной системы непрерывного профессионального педагогического образования в аспекте научно-методического сопровождения и поддержки учителя иностранных языков для выполнения функционала педагога-наставника на примере культивирования дополнительных профессиональных программ.
Результаты исследования. К результатам предпринятого исследования можно отнести определение аксиологических оснований трёхчастной модели формирования методологической готовности учителя иностранных языков как комплексной – психолого-педагогической, дидактической и методической – готовности педагога-наставника к реализации задач по воспитанию духовно-нравственной личности в пространстве поликультур и полиязычий современного российского образования.
Выводы. Процесс формирования методологической готовности педагога-наставника в аспекте духовно-нравственного воспитания обучающихся может состояться при научно-методическом сопровождении педагога-наставника в рамках непрерывного педагогического образования в случае соблюдения основополагающих аксиологем – коммуникация как ценность, речетворчество как ценность, лидерство как ценность, позволяющие реализовать базовые гуманистические принципы личностно-деятельностного, личностно-ценностного подхода в целях нейтрализации рисков и психологического дисбаланса в современной непредсказуемой событийной среде трансграничного региона.
Актуальность. В статье раскрывается поиск путей актуализации проблемы формирования методологической готовности педагога-наставника к реализации задач в аспекте воспитания духовно-нравственной личности обучающихся, осуществляемый современными учёными, педагогами, психологами и лингводидактами и развивающийся в нескольких направлениях: а) влияние школьного образования и воспитательного влияния педагогических действий учителя; б) их значимость для обеспечения безопасности образовательной среды в аспекте культивирования традиционных ценностей; в) непосредственное изучение процесса профессионального роста и становления языковой личности учителя иностранных языков с определением значимости его коммуникативной и речетворческой культуры в роли педагога-наставника; г) разработка содержательных, организационно-педагогических и лингводидактических аспектов культивирования ценностных доминант в образовательном пространстве современной школы.
Цель. Обоснование аксиологических оснований формирования методологической готовности педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной российской молодёжи.
Методы исследования: критический анализ литературных источников по искомой проблематике, моделирование коммуникативных ситуаций, проектирование системы событий в пространстве образовательной среды, поисковый эксперимент, обобщение и тиражирование инновационных педагогических практик, целевая установка которых нейтрализует профессиональные дефициты педагога-наставника в области духовно-нравственного воспитания российской молодёжи.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна включает описание применимости аксиологического подхода при параметризации коммуникативного пространства взаимодействия непосредственных участников регионального проекта по обеспечению безопасной информационно-образовательной среды в аспекте формирования ценностных доминант духовно-нравственного воспитания. Теоретическая значимость заключается в уточнении содержания понятия «методологическая готовность педагога-наставника к реализации принципов психологического равновесия» в коммуникативной образовательной среде освоения иных культур и языков. Практическая значимость состоит в определении основ формирования речетворческой позиции педагога-наставника в условиях непрерывного педагогического образования с опорой на результаты уточнения ресурсных и интеллектуальных возможностей региональной системы непрерывного профессионального педагогического образования в аспекте научно-методического сопровождения и поддержки учителя иностранных языков для выполнения функционала педагога-наставника на примере культивирования дополнительных профессиональных программ.
Результаты исследования. К результатам предпринятого исследования можно отнести определение аксиологических оснований трёхчастной модели формирования методологической готовности учителя иностранных языков как комплексной – психолого-педагогической, дидактической и методической – готовности педагога-наставника к реализации задач по воспитанию духовно-нравственной личности в пространстве поликультур и полиязычий современного российского образования.
Выводы. Процесс формирования методологической готовности педагога-наставника в аспекте духовно-нравственного воспитания обучающихся может состояться при научно-методическом сопровождении педагога-наставника в рамках непрерывного педагогического образования в случае соблюдения основополагающих аксиологем – коммуникация как ценность, речетворчество как ценность, лидерство как ценность, позволяющие реализовать базовые гуманистические принципы личностно-деятельностного, личностно-ценностного подхода в целях нейтрализации рисков и психологического дисбаланса в современной непредсказуемой событийной среде трансграничного региона.
Актуальность исследования связана с поиском подходов к осуществлению патриотического воспитания студенческой молодёжи средствами волонтёрской деятельности.
Цель работы – выявить и раскрыть особенности организации волонтёрской деятельности как средства патриотического воспитания студентов образовательной организации высшего образования.
Методы исследования: педагогическое наблюдение, интервьюирование, анализ, сбор и обработка данных.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Обоснованы подходы к организации волонтёрской деятельности в системе воспитательной работы со студентами. Волонтёрская деятельность использована как метод патриотического воспитания, представлена схема системного подхода к патриотическому воспитанию студентов путём организации волонтёрской деятельности. Представлены две возможности организации волонтёрской деятельности – проведение экскурсий в музее и сбор воспоминаний бывших узников концлагерей Германии, приведены этапы и результаты работы. Разработаны рекомендации по работе со свидетелями исторических событий.
Результаты исследования. Представлена воспитательная работа в рамках организации студенческой волонтёрской деятельности в историко-патриотическом музее, обозначены методы и компоненты воспитательной деятельности, основы сбора воспоминаний и работы со свидетелями исторических событий, которые будут использоваться в дальнейших проектах.
Выводы. Волонтёрская деятельность оказывает заметное положительное влияние на гражданское самоопределение обучающихся и осознание значимости собственной добровольческой работы. Общение со свидетелями исторических событий времён Великой Отечественной войны даёт возможность молодому поколению познакомиться с событиями 80-летней давности не из учебников, а во время живого доверительного общения, зафиксировать эти воспоминания и передать их дальше, чтобы история нашей страны не забывалась.
Актуальность исследования обусловлена влиянием социальной адаптации студентов-первокурсников на учебную мотивацию и развитие личностных характеристик, необходимых для будущей профессиональной деятельности. В рамках взаимодействия личности с новой средой высшего учебного заведения формируется социальный опыт, который в дальнейшем может быть задействован как механизм адаптации в новом коллективе.
Цель исследования – раскрыть сущность методологических подходов к адаптации студентов-первокурсников в образовательной организации высшего образования.
Методы исследования. Исследование опиралось на теоретические методы: анализ, систематизация, обобщение, синтез.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём раскрыта сущность комплекса методологических подходов к адаптации студентов-первокурсников в образовательной организации высшего образования. Определены педагогические технологии и организационные формы работы, направленные на адаптацию студентов-первокурсников. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём были уточнены понятия: «адаптация», «социальная адаптация». Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей вуза в части успешной адаптации студентов-первокурсников.
Результаты исследования. Охарактеризованные в настоящей статье методологические подходы позволят определить стратегию работы преподавателя вуза, направленную на адаптацию студентов-первокурсников в образовательной организации высшего образования.
Выводы. По итогам теоретического исследования сделан вывод об отсутствии единственного универсального подхода к организации процесса социальной адаптации, в связи с чем при разработке модели педагогической поддержки обучающихся в условиях вуза целесообразней применять совокупность четырёх описанных в настоящей статье подходов.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества обучения китайскому языку в школе и вузе, включая повышение эффективности формирования умений обучающихся воспринимать звучащую китайскую речь, а также необходимостью приращения нового методического знания об обучении аудированию на материале слоговых языков.
Цель исследования заключается в выявлении проблем аудирования звучащей китайской речи, обусловленных слоговой типологией китайского языка, и разработке возможных способов их решения.
Методы исследования. Исследование опирается на методологию системного, личностно ориентированного, аксиологического, коммуникативного, межкультурного и компетентностного подходов обучения иностранным языкам. В нём использованы различные теоретические (систематизация, классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение) и эмпирические (анкетирование, метод «снежного кома», экспертная оценка, лингвистический анализ, лингвистическое наблюдение и описание, сопоставительный анализ, педагогический эксперимент, опытное обучение, тестирование и др.) методы исследования.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Выявлены проблемы аудирования звучащей китайской речи, предложены эффективные способы их решения.
Результаты исследования. Описан механизм аудирования с точки зрения действия психических процессов в целостной структуре психики индивида, выявлена единица восприятия звучащей китайской речи, определены специфические характеристики китайской звучащей речи, выявлены проблемы обучения аудированию на китайском языке, определены языковые навыки и речевые умения аудирования, способствующие преодолению проблем обучения аудированию китайской речи, разработаны и экспериментально проверены специальные типы упражнений, способствующие эффективному формированию языковых навыков и умений аудирования. Выводы. Проведённое исследование позволило выявить проблемы аудирования звучащей китайской речи, обусловленные слоговой типологией китайского языка и предложить типы упражнений, направленные на формирование навыков и умений аудирования, способствующих преодолению выявленных проблем. Указанные типы упражнений могут быть использованы при разработке различных методик и технологий обучения, нацеленных на формирование перцептивных умений и навыков аудирования на разных уровнях образования и разных уровнях владения китайским языком в различных педагогических условиях. Для формирования перцептивных навыков и умений аудирования необходимы специальные учебные материалы в цифровой форме, позволяющие на практике реализовывать указанные типы упражнений. Эти материалы должны озвучиваться носителями языка, что также создаёт дополнительные сложности при их разработке. Вместе с тем исследование подтвердило, что указанный подход к формированию перцептивных навыков и умений аудирования позволяет эффективно преодолевать трудности восприятия на слух китайской звучащей речи.
Актуальность. В настоящее время особое значение приобрело изучение иностранного языка для достижения метапредметных результатов, включающих в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). В 2022 г. в Российской Федерации введён новый ФГОС1, и в московских школах развивается проект «образовательные вертикали», который способствует формированию метапредметных результатов. В современных реалиях проблема формирования метапредметных результатов в классах естественно-научной вертикали требует глубокого изучения, чем и обуславливается актуальность данного исследования.
Цель. Определить специфику формирования метапредметных результатов обучения английскому языку в классе естественно-научной вертикали.
Методы исследования традиционно подразделялись на теоретические, а именно сравнительный анализ и обобщение литературных источников по проблеме, и эмпирические – наблюдение и самоанализ на уроках английского языка в классах естественно-научной вертикали.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость выражается в аргументации и обосновании специфичности формирования метапредметных результатов обучения английскому языку в классе естественно-научной вертикали. Разработанные авторами методические рекомендации по организации урока английского языка для формирования метапредметных результатов могут быть использованы учителями-практиками, работающими в школе в классах естественно-научной вертикали.
Результаты исследования. Определена специфика формирования метапредметных результатов на уроках английского языка в классах естественно-научной вертикали, выявлены трудности обучающихся при формировании метапредметных результатов на уроках английского языка и разработаны методические рекомендации для учителей.
Выводы. Важность формирования метапредметных результатов на уроках английского языка в классах естественно-научной вертикали обусловливается не только необходимостью следовать ФГОС, но и стремлением обеспечить целостное восприятие метадеятельности, открыв тем самым новые перспективы для развития дидактических возможностей как урока, так и внеурочной деятельности.
Актуальность исследования. С 2023 г. в обучении географии на углублённом уровне предусмотрены практические работы с применением контент-анализа новостных ресурсов в СМИ и публикаций. Отсутствие рекомендаций по использованию источников информации, критериев отбора новостных СМИ, примеров структуры заданий-вопросов к тексту затрудняет применение контент-анализа в образовательной деятельности.
Цель – определить и описать методические приёмы использования контент-анализа новостных ресурсов в СМИ в обучении географии на углублённом уровне.
Методы исследования: системный анализ, проектирование, систематизация, обобщение, синтез.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Разработаны требования и критерии к отбору публикаций новостных СМИ для контент-анализа на уроке географии; представлены примеры публикаций новостных СМИ для использования на уроках географии в старшей школе; разработаны вопросы-задания к текстам новостных СМИ; представлены рекомендации по системе оценивания ответов обучающихся. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрено и уточнено понятие «контент-анализ» в применении к методике преподавания географии. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные методические материалы могут быть применены учителями географии в обучении географии на углублённом уровне.
Результаты исследования. На основе обобщения полученных результатов определена целесообразность использования контент-анализа новостных ресурсов в СМИ на уроках географии (углублённый уровень) с целью достижения планируемых результатов обучения.
Выводы. Использование текстов, текстовых фрагментов в обучении географии готовит выпускника к выполнению заданий с развёрнутым ответом ГИА-11 по географии, развивает функциональную грамотность, критическое мышление, умение аргументировать и делать выводы.
Актуальность. Данная тема представляется актуальной, т. к. в условиях получения высшего образования в российских вузах иностранные граждане должны максимально быстро и на достаточном для дальнейшего обучения уровне овладеть русским языком, для чего необходимо использование новейших педагогических технологий, одной из которых является метод «сторителлинг».
Цель. Доказать, что формирование русскоязычной коммуникативной компетентности (далее – РКК) иностранных студентов будет происходить эффективнее с использованием на занятиях РКИ метода «сторителлинг».
Методы исследования. На поисковом этапе были проанализированы научно-методические статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах, по проблеме использования метода «сторителлинг». По результатам анализа содержания и компонентной структуры русскоязычной коммуникативной компетентности для констатации уровней её сформированности у иностранных студентов в обучении РКИ были выделены три критерия с соответствующими показателями, в соответствии с которыми были разработаны тестовые задания и осуществлена диагностика иностранных студентов на констатирующем и заключительном этапах экспериментального исследования.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование способствует решению научной проблемы использования педагогической технологии «сторителлинг» при формировании у иностранных студентов русскоязычной коммуникативной компетентности.
Результаты. Результаты исследования подтвердили эффективность разработанной методики обучения РКИ иностранных студентов в вузе с использованием метода «сторителлинг». По результатам исследования можно констатировать, что после внедрения экспериментальной методики наблюдалась положительная динамика уровней сформированности РКК студентов экспериментальной группы (ЭГ) по сравнению с результатами контрольной группы (КГ), которая обучалась по традиционной методике. Статистический анализ подтвердил эффективность разработанной методики обучения РКИ иностранных студентов в вузе с использованием метода «сторителлинг».
Выводы. На основании проведённой экспериментальной работы показано, что формирование русскоязычной коммуникативной компетентности иностранных студентов будет происходить эффективнее с использованием на занятиях РКИ метода «сторителлинг».
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность. Главный вызов современного мира – рождение новой парадигмы развития мировой цивилизации, обусловленной «…усилением экономического и политического взаимодействия стран, развитием устоявшихся рыночных отношений и созданием новых экономических систем, связанных с современной наукой и цифровой рыночной средой…». Данные изменения зеркально отражаются на состоянии экономического образования студентов, ориентированных на высокотехнологичное производство, создание инновационной продукции с высокой долей добавленной стоимости. «Система высшего экономического образования должна эволюционировать с учётом новых транснациональных вызовов…», ответом на которые должен стать высокий уровень экономической готовности выпускников как результирующей экономического образования. Совершенно очевидно, что метаморфозы в мировых рыночных отношениях и бизнесе напрямую связаны с обновлением структурного содержания профессиональной подготовки и экономической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.
Актуальность заявленной темы обусловлена потребностями мирового сообщества в новом качестве экономической готовности современных выпускников, сопровождающейся обновлением компонентного состава экономической готовности и способов её формирования.
Цель данного исследования – апробировать комплекс авторских методик и технологию формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности.
Методология и методы исследования. Методология исследования включала системно-деятельностный, компетентностный и компаративистский подходы, позволившие доказать эффективность применяемых технологий и комплекса диагностического инструментария, включающего авторские опросники, тесты, игровые технологии, экспертную оценку, а также методы математической статистики для обработки полученных результатов. В эмпирическую базу исследования вошли профессиональные образовательные организации г. Воронежа. Всего опытно-экспериментальной работой было охвачено 50 студентов (25 студентов составили экспериментальную группу, другие 25 – контрольную), были применены методы анализа и интерпретации результатов проведённого исследования. Для установления статистически достоверных различий между группами использован критерий Фишера.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. В ходе теоретического исследования уточнено понятие экономической готовности студентов, определён авторский структурный состав экономической готовности выпускников колледжа, разработан алгоритм и этапы эффективного формирования экономической готовности, который базируется на анализе мировых проблем в области экономической науки. Полученные в ходе исследования результаты на основе диагностического инструментария, в том числе и авторские разработки изучения экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности, позволяют использовать их как в учебной, так и во внеучебной деятельности, в том числе как интерактивные формы взаимодействия с обучающимися на основе проектной деятельности.
Результаты исследования. На фундаментальном уровне проанализирован концепт «экономическая готовность выпускников экономических специальностей». Основным результатом процесса формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности стал прикладной алгоритм, включающий разработку и экспериментально апробированную программу обеспечения модели формирования экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности, позволяющие оптимизировать процесс их подготовки, значительно повысить уровень экономической готовности обучающихся средствами авторских учебно-методических материалов (кейсов, проектов, учебных задач, ситуаций и пр.) в процессе подготовки специалистов коммерческой сферы.
Выводы. Разработанная программа обеспечения модели формирования экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности позволяет оптимизировать процесс их подготовки и существенно повышает уровень экономической готовности обучающихся. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, также доказывают, что разработанный и внедрённый авторами диагностический комплекс по определению эффективности формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности отвечает современным вызовам мировой экономики, имеет высокую практическую значимость.
Актуальность. Тенденции развития образования связаны с разработкой новых технологий обучения, обеспечивающих качественную и эффективную подготовку будущих педагогов. К индикаторам качества высшего образования относят вовлечённость, в том числе и когнитивную вовлечённость, которая показывает, насколько студенты участвуют в учебном процессе, насколько успешно осваивают учебный материал. Исследователи установили, что чем выше уровень вовлечённости в образовательную деятельность у студента, тем более успешно он учится и эффективнее использует своё образование в дальнейшей жизни. Особыми возможностями обладает технология совместного обучения, которая позволяет учащимся обмениваться знаниями и опытом, смотреть на тему с разных точек зрения, получить дополнительную мотивацию и поддержку, помогает развивать социальные навыки, готовит будущих педагогов к реальным профессиональным ситуациям и задачам, что полностью соотносится с запросами современных образовательных организаций. Особым потенциалом технология совместного обучения обладает при развитии вовлечённости у будущих педагогов.
Цель исследования – определить возможности технологии совместного обучения в развитии когнитивной вовлечённости студентов – будущих педагогов.
Методы исследования: анализ теоретических подходов и прикладных исследований совместного обучения, когнитивной вовлечённости, анализ возможностей технологии совместного обучения в развитии когнитивной вовлечённости при подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование»; экспертная оценка, анкетирование и опросы студентов в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина и Государственном университете просвещения; методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни, анализ продуктов деятельности студентов.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость состоит в определении теоретических оснований технологии совместного обучения как инструмента развития когнитивной вовлечённости учащегося, в разработке этапов технологии на уровне высшего педагогического образования, методики оценки когнитивной вовлечённости студентов при реализации совместного обучения.
Выводы. Научно обоснована технология совместного обучения в развитии когнитивной вовлеченности студентов – будущих педагогов. По итогам апробации представлены возможности совместного обучения в развитии когнитивной вовлечённости студентов, обоснованы особенности практического применения данной технологии в педагогической практике образовательных организаций.
Актуальность исследования вызвана необходимостью формировать у студентов универсальные (общекультурные) компетенции, имеющие коммуникативную направленность.
Цель исследования – выявить у студентов, участвующих в исследовании, систему ценностей и моральных качеств, определить их соответствие нормам и традициям социальной жизни в нашей стране.
Методы исследования. Наблюдение, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость состоит в том, что были предложены и подтверждены на практике факторы, учитывающие специфику иноязычной подготовки студентов лесотехнического вуза, направленные на развитие общей культуры студентов.
Результаты исследования. В статье описаны специфика методов развития общей культуры студентов в процессе их профессионально-иноязычной подготовки с использованием интерактивных методов обучения, пути и формы, стимулирующие активность и креативность студентов в изучении истории и культуры страны изучаемого языка (в сопоставлении с Россией).
Выводы. В заключении автор анализирует факторы, влияющие на развитие общей культуры студентов лесотехнического вуза на основе результатов, полученных в ходе исследования.
Актуальность данного исследования заключается в том, что с целью повышения как эффективности учебного процесса, так и качества выпускаемых вузами специалистов на примере занятий со студентами Финансового Университета при Правительстве РФ рассматривается один из вариантов практического обучения студентов вузов работе с рейтинговыми отечественными информационно-аналитическими системами СПАРК-Интерфакс (СПАРК) и RU Data. На примере организации занятий показана реальная выгода для работодателей связи обучения студентов с бизнес-процессами любой компании, независимо от её профиля работы.
Цель данного исследования – интенсифицировать, насколько возможно, глубину овладевания навыками профессиональных компетенций специалистов, выпускаемых учреждениями высшего образования, используя подход, базирующийся на решении в процессе обучения актуальных для бизнеса практических задач.
Методы исследования. Использование в образовательном процессе обучения навыкам работы с конкретными отечественными информационно-аналитическими системами при решении реальных задач для студентов направления подготовки «Бизнес-информатика» проводится на примерах работы с коммерческой версией системы СПАРК-Интерфакс и демонстрационной версии RU Data. В статье показано, какие возможности систем наиболее необходимы для данного направления подготовки и как, на базе их изучения, формируются профессиональные компетенции студентов в процессе проведения занятий по этим темам.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Система СПАРК («Система профессионального анализа рынка и компаний»), разработанная компанией АО «Интерфакс» на средства банков России, была выпущена в 2004 г. и с этого времени заняла лидерскую позицию среди систем, предназначенных для проверки контрагентов и предоставления аналитических отчётов о компаниях и банках России. Система интересна тем, что она аккумулирует сведения из всех доступных открытых источников и предоставляет подробную информацию о компаниях, включая финансовый анализ компаний, выявление рисков в их деятельности, обнаружение связей между компаниями и руководителями компаний, а также методическими приёмами, применяемыми при системном анализе проблемы или объекта. На современном этапе развития цифровых технологий у любой компании есть возможность на основе технологии открытого API встроить систему СПАРК в свой бизнес-процесс и в режиме реального времени получать данные о контрагентах, зарубежных юридических лицах и даже данные средств массовой информации для оперативного принятия решений. Что касается системы RU Data, руководитель этого проекта Евгений Прощин утверждает: «Участникам рынка в условиях возросшей волатильности важно постоянно оценивать кредитные и рыночные риски для своего портфеля финансовых инструментов, а также оперативно отслеживать изменения конъюнктуры рынка. Платформа RU Data даёт все эти возможности, а также позволяет оптимизировать портфель с учётом ликвидности, снизить операционный риск и высвободить капитал из-под регуляторной нагрузки. RU Data обеспечивает автоматизацию регуляторных и бизнес-требований к оценке и управлению финансовыми рисками портфелей ценных бумаг, отвечает потребностям различных подразделений институциональных клиентов – бэк-офиса, бухгалтерии, депозитария, риск-менеджмента».
Результаты исследования. Показана необходимость связи обучения с практической деятельностью на примере работы Департамента бизнес-информатики Финансового университета при Правительстве РФ. Такая связь формирует дополнительные профессиональные компетенции студентов и повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
Выводы. Для студентов экономических специальностей, тем более направления «Бизнес-информатика», изучение возможностей отечественных информационно-аналитических систем крайне актуально и позволяет не только сформировать, но и повысить уровень предусмотренных учебным планом компетенций (в частности, способность грамотно и профессионально использовать прикладное отечественное программное обеспечение при решении их профессиональных задач в реальных условиях рынка).
Актуальность исследования вызвана необходимостью исследовать личностный подход и компьютерные образовательные технологии для развития воображения у обучающихся старше 18 лет, не имеющих опыта работы с живописными материалами. Работа основывается на классических методах преподавания изобразительного искусства в сочетании с цифровыми статье описываются основные условия и способы, развивающие воображение у обучающихся старше 18 лет изобразительному искусству в учреждениях дополнительного образования.
Цель. Целью исследования является разработка учебной программы, включающей в себя элементы интерактивного взаимодействия с обучающимися, использование цифровых технологий (нейросетей) для развития пространственного мышления и колористического и композиционного воображения у обучающихся.
Методы исследования. Анализ научной литературы, проведение занятий по предмету «Живопись» с обучающимися старше 18 лет, анализ их учебной и творческой деятельности на занятиях, наблюдение за развитием творческих умений группы являются методами исследования способов развития воображения учащихся.
Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Теоретической и практической значимостью исследования является вклад в процесс обучения изобразительному искусству, возможность использования способов развития воображения в методике преподавания живописи, совершенствование программ обучения изобразительному искусству для разновозрастных обучающихся. На основе апробированных результатов планируется написание методических пособий по изобразительному искусству. У обучающихся, прошедших курс по дисциплине «Живопись» с использованием цифровых образовательных технологий, появилась выставочная и конкурсная деятельность, повысился интерес к мировой художественной культуре и искусству, развилось стремление к совершенствованию своих умений. Показаны особенности влияния цифровых технологий на развитие воображения для реализации творческих идей.
Результаты исследования. Внедрена в образовательный процесс программа с элементами цифровых технологий, повысилось мастерство и творческий уровень обучающихся: они успешно перенесли трёхмерные объекты на плоскость холста или бумаги в виде грамотно выстроенных колористических и композиционных решений.
Выводы. Цифровые и информационные технологии, а также технические средства помогают достичь хороших результатов в современном образовательном процессе. С внедрением технологий в процесс обучения изобразительному искусству реализуется педагогическая деятельность с очевидными преимуществами.
Актуальность исследования состоит в недостаточной разработанности в педагогических исследованиях проблемы повышения качества подготовки будущих экономистов в вузе в части овладения ими профессиональной компетентностью в сфере финансовой безопасности. В этой связи исследование мотивационного и социального компонентов профессиональной компетентности студентов в сфере финансовой безопасности представляется актуальным.
Цель исследования заключается в диагностике мотивационного и социального компонентов профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности студентов вузов. Процедура и методы исследования. Использовались теоретические методы (анализ научной литературы, обобщение полученных результатов), а также эмпирические методы исследования, в частности – метод анкетирования.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна заключается в выявлении мотивационного и социального аспектов профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности у студентов вузов экономических направлений подготовки. Теоретическая значимость статьи заключается в расширении знаний о структуре и компонентном наполнении понятия «компетентность в сфере финансовой безопасности», его мотивационном и социальном компонентах. Практическая значимость статьи состоит в возможностях использования результатов исследования мотивационного и социального компонентов компетентности в сфере финансовой безопасности у студентов вузов в педагогической практике.
Результаты исследования. Результатом стало выявление основных мотивов (интерес к профессии, престиж выбранной специальности, престиж вуза, мнение родителей, мнение учителей (и консультантов по профориентации), мнение преподавателей вуза, знакомство с представителями данной профессии) формирования профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности у студентов вузов экономических направлений подготовки, их социального аспекта.
Выводы. Исследование показало, что мотивационный и социальный компоненты являются важнейшими составными частями профессиональной компетентности студентов в сфере финансовой безопасности, а их формирование и развитие – важнейшим условием качественной подготовки специалистов, необходимым для устойчивого функционирования экономики страны, обеспечения её экономической, финансовой безопасности.
ISSN 2949-4974 (Online)