Методологическая готовность педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной молодёжи
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-4-16-29
Аннотация
Актуальность. В статье раскрывается поиск путей актуализации проблемы формирования методологической готовности педагога-наставника к реализации задач в аспекте воспитания духовно-нравственной личности обучающихся, осуществляемый современными учёными, педагогами, психологами и лингводидактами и развивающийся в нескольких направлениях: а) влияние школьного образования и воспитательного влияния педагогических действий учителя; б) их значимость для обеспечения безопасности образовательной среды в аспекте культивирования традиционных ценностей; в) непосредственное изучение процесса профессионального роста и становления языковой личности учителя иностранных языков с определением значимости его коммуникативной и речетворческой культуры в роли педагога-наставника; г) разработка содержательных, организационно-педагогических и лингводидактических аспектов культивирования ценностных доминант в образовательном пространстве современной школы.
Цель. Обоснование аксиологических оснований формирования методологической готовности педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной российской молодёжи.
Методы исследования: критический анализ литературных источников по искомой проблематике, моделирование коммуникативных ситуаций, проектирование системы событий в пространстве образовательной среды, поисковый эксперимент, обобщение и тиражирование инновационных педагогических практик, целевая установка которых нейтрализует профессиональные дефициты педагога-наставника в области духовно-нравственного воспитания российской молодёжи.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна включает описание применимости аксиологического подхода при параметризации коммуникативного пространства взаимодействия непосредственных участников регионального проекта по обеспечению безопасной информационно-образовательной среды в аспекте формирования ценностных доминант духовно-нравственного воспитания. Теоретическая значимость заключается в уточнении содержания понятия «методологическая готовность педагога-наставника к реализации принципов психологического равновесия» в коммуникативной образовательной среде освоения иных культур и языков. Практическая значимость состоит в определении основ формирования речетворческой позиции педагога-наставника в условиях непрерывного педагогического образования с опорой на результаты уточнения ресурсных и интеллектуальных возможностей региональной системы непрерывного профессионального педагогического образования в аспекте научно-методического сопровождения и поддержки учителя иностранных языков для выполнения функционала педагога-наставника на примере культивирования дополнительных профессиональных программ.
Результаты исследования. К результатам предпринятого исследования можно отнести определение аксиологических оснований трёхчастной модели формирования методологической готовности учителя иностранных языков как комплексной – психолого-педагогической, дидактической и методической – готовности педагога-наставника к реализации задач по воспитанию духовно-нравственной личности в пространстве поликультур и полиязычий современного российского образования.
Выводы. Процесс формирования методологической готовности педагога-наставника в аспекте духовно-нравственного воспитания обучающихся может состояться при научно-методическом сопровождении педагога-наставника в рамках непрерывного педагогического образования в случае соблюдения основополагающих аксиологем – коммуникация как ценность, речетворчество как ценность, лидерство как ценность, позволяющие реализовать базовые гуманистические принципы личностно-деятельностного, личностно-ценностного подхода в целях нейтрализации рисков и психологического дисбаланса в современной непредсказуемой событийной среде трансграничного региона.
Об авторах
Н. Е. БуланкинаРоссия
Буланкина Надежда Ефимовна – доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иноязычного образования, профессор
630007, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 2
А. Г. Соболев
Россия
Соболев Андрей Геннадьевич – научный сотрудник Учебно-научной лаборатории проблем развития современного права юридического факультета; руководитель аппарата комитета по просвещению
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24;
103265, г. Москва, ул. Охотный Ряд, д. 1
Список литературы
1. Буланкина Н.Е. Ценностные доминанты рекуррентного иноязычного образования педагога в условиях трансграничного региона как социокультурный и социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 3. С. 7–16. DOI: 10.15293/1813-4718.2003.01.
2. Буланкина Н.Е. Инновационное проектирование полифонии школьной информационно-коммуникативной среды // Иностранные языки в школе. 2022. № 2. С. 67–71.
3. Буланкина Н.Е., Максимова Н.В. Коммуникативная культура педагога в аспекте современных образовательных ценностей // Педагогический имидж. 2019. Т.13. № 3 (44). С. 442–451. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-442-451.
4. Ворожейкина А.В., Скоробренко И.А. Реализация менторского сопровождения в непрерывном дополнительном профессиональном педагогическом образовании // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2023. № 2. С. 157–169. DOI: 10.18384/2310-7219-2023-2-157-169.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Москва: АСТ, 2022. 576 с.
6. Землина Ю.В. Методологическая функция интегративной педагогики в мировоззренческом контексте // Мир университетской науки: культура, образование. 2022. № 5. С. 19–24.
7. Леонтьев А.А. Мир человека и мир языка. Москва: Детская литература, 1984. 134 с.
8. Непомнящий А.В., Нещадим И.О. Философия современного образования: от сепаратизма к интеграции // Мир университетской науки: культура, образование. 2023. № 2. С. 17–25.
9. Пассов Е.И. Теория методики: цель и содержание иноязычного образования. Т.5. Елец: Типография, 2013. 452 с.
10. Романенко Н.М. Импакт-педагогика как новый взгляд на оптимизацию процесса обучения // Мир университетской науки: культура, образование. 2023. № 1. С. 17–23.
11. Экология медиасреды: сборник статей IV Открытой межвузовской научно-практической конференции «Экология медиасреды» / Москва, 25 апреля 2019 г. / под ред. Ю.Ю. Черного, И.В. Жилавской. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. 360 с.
12. Bulankina N.E., Galskova N.D., Nikitenko Z.N. The Content of Language Training of the Engineer of the Future in the Context of an Ecological and Social Approach [Электронный ресурс] // Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives: Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. № 499. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-031-11435-9_18 (дата обращения: 28.12.2023).
13. Chemers M.M., Hu L.T., Garcia B.F. Academic self-efficacy and first-year college student performance and adjustment // Journal of Educational Psychology. 2001. № 93 (1). P. 55–64.
14. Chen I.Y.L., Chen N.S., Kinshuk. International forum of Educational Technology & Society Examining the factors influencing participants’ knowledge sharing behavior in virtual learning communities. published // Educational Technology & Society. 2001. № 12 (1). P. 134–148.
15. Daniel E., Isaac E., Janet A. Influence of Facebook usage on employee productivity: A case of university of cape coast staff // African Journal of Business Management. 2017. № 11 (6). P. 110–116.
16. Egorova E.V., Bulankina N.E. Strategy and tactics of current professional education: axiological approach [Электронный ресурс] // “State and Prospects for the Development of Agribusiness – INTERAGROMASH 2022”: XV International Scientific Conference on Precision Agriculture and Agricultural Machinery Industry / Rostov-on-Don, 2022 / ed. I. Malygina. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles (дата обращения: 28.12.2023).
17. Molokova A.V., Bulankina N.E. Methodological Support for Educators: Recurrent Professional Development Perspectives in the Aspect of Distance Learning // Pedagogical Image. 2020. Vol. 14. № 4 (49). P. 648–665.
18. Murugova E.A., Bulankina N.E., Mishutina O.V. Communicative strategy of University education: current discourse. E3S Web of Conferences, INTERAGROMASH [Электронный ресурс] // Rostovon-Don, 2021 / ed. I. Malygina. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles (дата обращения: 28.12.2023).
19. Li Deng. Dynamic speech models, theory, algorithms, and applications. Redmond: Springer, 2006. 105 p.
20. Tomalin B. Peacebuilding in language education: Innovations in theory and practice (a review) // Training, Language and Culture. 2020. № 4 (4). P. 91–93. DOI: 10.22363/2521-442X-2020-4-4-91-93.