Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Волонтёрская деятельность как средство патриотического воспитания студентов современных вузов

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-4-30-42

Аннотация

Актуальность исследования связана с поиском подходов к осуществлению патриотического воспитания студенческой молодёжи средствами волонтёрской деятельности.

Цель работы – выявить и раскрыть особенности организации волонтёрской деятельности как средства патриотического воспитания студентов образовательной организации высшего образования.

Методы исследования: педагогическое наблюдение, интервьюирование, анализ, сбор и обработка данных.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Обоснованы подходы к организации волонтёрской деятельности в системе воспитательной работы со студентами. Волонтёрская деятельность использована как метод патриотического воспитания, представлена схема системного подхода к патриотическому воспитанию студентов путём организации волонтёрской деятельности. Представлены две возможности организации волонтёрской деятельности – проведение экскурсий в музее и сбор воспоминаний бывших узников концлагерей Германии, приведены этапы и результаты работы. Разработаны рекомендации по работе со свидетелями исторических событий.

Результаты исследования. Представлена воспитательная работа в рамках организации студенческой волонтёрской деятельности в историко-патриотическом музее, обозначены методы и компоненты воспитательной деятельности, основы сбора воспоминаний и работы со свидетелями исторических событий, которые будут использоваться в дальнейших проектах.

Выводы. Волонтёрская деятельность оказывает заметное положительное влияние на гражданское самоопределение обучающихся и осознание значимости собственной добровольческой работы. Общение со свидетелями исторических событий времён Великой Отечественной войны даёт возможность молодому поколению познакомиться с событиями 80-летней давности не из учебников, а во время живого доверительного общения, зафиксировать эти воспоминания и передать их дальше, чтобы история нашей страны не забывалась.

Об авторах

О. О. Николаева
Петрозаводский государственный университет
Россия

Николаева Ольга Олеговна – старший преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарных направлений

185910, г. Петрозаводск, пр-т Ленина, д. 33



С. И. Федорова
Ульяновский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина
Россия

Федорова Светлана Ивановна – доктор педагогических наук, профессор кафедры философии, истории и экономической теории

432017, г. Ульяновск, б-р Новый Венец, д. 1



Е. А. Яковлева
Петрозаводский государственный университет
Россия

Яковлева Екатерина Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков

185910, г. Петрозаводск, пр-т Ленина, д. 33



Список литературы

1. Ахунов В.М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2008. № 4. С. 36–44.

2. Баруздина Ю.Ф., Конжиев Н.М. Гражданственность и гражданское воспитание: смысловое поле дефиниций // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: материалы научно-методической конференции. Ч.I. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2005. С. 67–69.

3. Бокова О.А., Мельникова Ю.А. Педагогические аспекты развития волонтёрской деятельности в регионах Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 5 (90). С. 192–196.

4. Борытко Н.М. Моделирование воспитательного процесса // Творческая педагогика. 2010. № 3 (44). С. 23–38.

5. Борытко Н.М. Ценностно-смысловой аспект профессионального воспитания // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2007. № 2 (5). С. 86–92.

6. Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. 2004. № 2. Т. 25. С. 17–25.

7. Гревцева Г.Я. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодёжи как социокультурный процесс // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 3 (45). С. 18–26.

8. Книга памяти жертв нацизма концлагеря Вупперталь [Электронный ресурс]. URL: https://www.gedenkbuch-wuppertal.de/ru/zwangsarbeitende-wuppertal (дата обращения: 02.09.2023).

9. Коровин В.М., Свиридов В.А. Педагогический музей российских военных учебных заведений // Педагогика. 2005. № 4. С. 76–79.

10. Милюкова И.А. Патриотизм глазами современной молодёжи Карелии: анализ эссе школьников и студентов // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2008. № 4 (970). С. 54–63.

11. Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. 2005. № 4. С. 27–30.

12. Нечаева О.М. Управление волонтёрской деятельностью обучающихся вуза: к постановке проблемы // Вестник педагогических наук. 2021. № 7. С. 225–228.

13. Селиванова Н.Л. Теория и практика воспитания: развитие и реализация приоритетных идей // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 3 (23). С. 152–163.

14. Сероветникова С.А., Рачковская Н.А. Внутренние и внешние факторы воспитания ценностных ориентаций старшего подростка в учебной деятельности // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты: сборник трудов II Международной научно-практической конференции / Дедовск, 16–18 марта 2016 г. Москва: Московский государственный областной университет, 2016. С. 5–10.

15. Федоров А.М., Федорова Е.Н. Ценностно-смысловой подход к подготовке будущего учителя // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2008. № 3 (95). С. 60–63.

16. Федорова Е.Н. Диалог как механизм смыслообразования // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: материалы V Международной научно-практической конференции. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. С. 32–35.

17. Фокина Л.В., Сахарова С.М. Проблема гражданской идентичности и ценности: о методологии исследования // НАУКАFEST-2022: сборник материалов всероссийских и региональных научно-практических конференций и круглых столов / Уфа, 16–18 ноября 2022 г. / отв. ред. Н.М. Лавренюк-Исаева. Уфа: Уфимский университет науки и технологий, 2022. С. 27–31.

18. Цибульникова В.Е. Концептуализация педагогических идей научной школы Т.И. Шамовой // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции / Москва, 19 января 2019 г.: в 2 ч. Ч.1. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 27–33.

19. Цибульникова В.Е. Научная школа управления образовательными системами // Образование в современной школе. 2012. № 4. С. 19–22.

20. Цибульникова В.Е. Ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 6–17.

21. Шакурова М.В., Селиванова Н.Л., Ромм Т.А. Теоретические и методические основы организации и осуществления воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 4. С. 7–21.

22. Яковлева Е.А. Герменевтические технологии анализа текста на занятиях в учебном классе Музея жертв фашизма им. М.К ольбе г. Петрозаводска // Наука и мир в языковом пространстве: сборник научных трудов ІІІ Международной заочной научной конференции / Макеевка, 15 ноября 2017 г. / под ред. Е.В. Горохова, Н.М. Зайченко. Макеевка: ДонНАСА, 2017. 224 с.


Рецензия

Просмотров: 198


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)