Развитие общей культуры личности в процессе профессионально-иноязычной подготовки студентов лесотехнического вуза
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-4-135-146
Аннотация
Актуальность исследования вызвана необходимостью формировать у студентов универсальные (общекультурные) компетенции, имеющие коммуникативную направленность.
Цель исследования – выявить у студентов, участвующих в исследовании, систему ценностей и моральных качеств, определить их соответствие нормам и традициям социальной жизни в нашей стране.
Методы исследования. Наблюдение, опрос, анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость состоит в том, что были предложены и подтверждены на практике факторы, учитывающие специфику иноязычной подготовки студентов лесотехнического вуза, направленные на развитие общей культуры студентов.
Результаты исследования. В статье описаны специфика методов развития общей культуры студентов в процессе их профессионально-иноязычной подготовки с использованием интерактивных методов обучения, пути и формы, стимулирующие активность и креативность студентов в изучении истории и культуры страны изучаемого языка (в сопоставлении с Россией).
Выводы. В заключении автор анализирует факторы, влияющие на развитие общей культуры студентов лесотехнического вуза на основе результатов, полученных в ходе исследования.
Об авторе
Н. Н. ДарьенковаРоссия
Дарьенкова Надежда Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
194021, г. Санкт-Петербург, Институтский пер., д. 5
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18–22.
2. Балданова Е.А., Дондокова Н.Б. Методы формирования ключевых компетенций у студентов посредством иностранного языка [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 1. Т. 8. URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PDMN120.pdf (дата обращения: 28.12.2023).
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989. 192 с.
4. Буденкова Е.А. К вопросу о формировании общекультурных компетенций студентов-бакалавров средствами электронного обучения в вузе: теоретические и практические аспекты // Мир науки: [сайт]. 2016. Т. 4. № 3. URL: http://mir-nauki.com (дата обращения: 28.12.2023).
5. Галкина В.В. О компетенциях и компетентностном подходе в процессе обучения иностранным языкам в вузе // Концепт: [сайт]. 2014. № 1. URL: http://e-koncept.ru/2014/14502.htm (дата обращения: 28.12.2023).
6. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н., Трешина И.В. Ценностно-смысловые приоритеты студентов – будущих учителей иностранных языков в условиях цифровизации образования // Преподаватель XXI век. 2023. № 1. Ч. 1. С. 30–39.
7. Давиденко E.C., Байдикова Н.Л. Формирование у студентов универсальных компетенций в процессе обучения иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. № 1. С. 116–129.
8. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14–20.
9. Лихачёв Д.С. О языке устном и письменном, старом и новом [Электронный ресурс] // Новосибирский епархиальный вестник. 2007. № 2 (63). URL: www.orthedu.ru/nev/2-63-07/lihachev.htm (дата обращения: 28.12.2023).
10. Муллер О.Ю., Устюжанцева А.Р. Педагогические условия развития эстетического вкуса обучающихся в процессе изучения курса «Арт-коллаж» // Преподаватель XXI век. 2022. № 4. Ч. 1. С. 88–98.
11. Патяева Н.В., Дарьенкова Н.Н. Воспитание культуры речи у студентов неязыковых специальностей в процессе профессионально-иноязычной подготовки // Концепт. 2020. № 1. С. 13–24.
12. Походзей Г.В., Сергеева Н.Н. Развитие иноязычной межкультурной компетенции студентов неязыковых специальностей в системе профессионально-ориентированного языкового образования: монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. 214 с.
13. Тимкина Ю.Ю. Профессиональный компонент иноязычной подготовки в вузе // Международный научно-исследовательский журнал; [сайт]. 2021. № 4 (106). URL: https://research-journal.org/archive/4-106-2021-april/professionalnyj-komponent-inoyazychnoj-podgotovki-v-vuze (дата обращения: 28.12.2023).
14. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
15. Angerer H., Bronkhorst J.H., Eichelberger H. Unterrichtsentwicklung via eLearning. München: Oldenburg, 2010. 197 p.
16. Danilova О. Influence of communicative culture on the professional development of students in institutions of higher technical education [Электронный ресурс] // CILDIAH-2019. SHS Web of Conferences 2019. № 69 (1). URL: https://doi.org/10.1051/shsconf/20196900029 (дата обращения: 28.12.2023).
17. Knoblauch H. Communication, Contexts and Culture. A Communicative Constructivist Approach to Intercultural Communication // Culture in Communication. Analyses of Intercultural Situations. Amsterdam. Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2001. P. 3–34.
18. Mahasneh A.M., Gazo A.M., Al-Adamat O.A. Cultural Intelligence of the Jordan Teachers and University Students from the Hashemite University: Comparative Study // European Journal of Contemporary Education. 2019. № 8 (2). P. 303–314.
19. Richardson W. Create your PLN: 6 easy steps // ASCD: [сайт]. 2013. Vol. 70. № 9. URL: https://www.ascd.org/el/articles/create-your-pln-6-easy-steps (дата обращения: 28.12.2023).