Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Применение контент-анализа новостных ресурсов в СМИ в обучении географии на углублённом уровне

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-4-84-92

Аннотация

Актуальность исследования. С 2023 г. в обучении географии на углублённом уровне предусмотрены практические работы с применением контент-анализа новостных ресурсов в СМИ и публикаций. Отсутствие рекомендаций по использованию источников информации, критериев отбора новостных СМИ, примеров структуры заданий-вопросов к тексту затрудняет применение контент-анализа в образовательной деятельности.

Цель – определить и описать методические приёмы использования контент-анализа новостных ресурсов в СМИ в обучении географии на углублённом уровне.

Методы исследования: системный анализ, проектирование, систематизация, обобщение, синтез.

Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. Разработаны требования и критерии к отбору публикаций новостных СМИ для контент-анализа на уроке географии; представлены примеры публикаций новостных СМИ для использования на уроках географии в старшей школе; разработаны вопросы-задания к текстам новостных СМИ; представлены рекомендации по системе оценивания ответов обучающихся. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрено и уточнено понятие «контент-анализ» в применении к методике преподавания географии. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные методические материалы могут быть применены учителями географии в обучении географии на углублённом уровне.

Результаты исследования. На основе обобщения полученных результатов определена целесообразность использования контент-анализа новостных ресурсов в СМИ на уроках географии (углублённый уровень) с целью достижения планируемых результатов обучения.

Выводы. Использование текстов, текстовых фрагментов в обучении географии готовит выпускника к выполнению заданий с развёрнутым ответом ГИА-11 по географии, развивает функциональную грамотность, критическое мышление, умение аргументировать и делать выводы.

Об авторе

Н. Н. Солодухина
Государственный университет просвещения
Россия

Солодухина Наталия Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой непрерывного образования

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Амбарцумова Э.М., Барабанов В.В., Дюкова С.Е. География (углублённый уровень). Реализация требований ФГОС среднего общего образования: методическое пособие для учителя. Москва: Институт стратегии развития образования, 2023. 110 с.

2. Амвросьева Л.В. Методические рекомендации по преподаванию общеобразовательных предметов. География // Изменение технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС: сборник методических рекомендаций. Калининград: Издательство Калининградского областного института развития образования, 2017. С. 192–209.

3. Барабанов В.В. География. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя. Москва: Институт стратегии развития образования РА О, 2022. 82 с.

4. Барабанов В.В., Жеребцов А.А. Особенности разработки заданий по географии для оценки функциональной грамотности в образовательном процессе // Педагогические измерения. 2020. № 2. С. 51–59.

5. Беловолова Е.А., Таможняя Е.А. География: Технологические карты: 9 класс: методическое пособие. Москва: Вентана-Граф, 2019. 207 с.

6. Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5–9 классы: методическое пособие. Москва: Вентана-Граф, 2015. 222 с.

7. Греханкина Л.Ф., Солодухина Н.Н. Теория и методика обучения географии в школе: на примере Московской области: учебное пособие. Москва: Перо, 2022. 294 с.

8. Пашинян И.А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. № 9. С. 13–18.

9. Саидмуратова Ф.А. Возможности использования нетрадиционных методов обучения в преподавании географии // Мировая наука. 2020. № 6 (39). С. 344–346.

10. Солодухина Н.Н. Выполнение заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом по географии с приведением аргументов // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии, экологии и географии в школе и ВУЗе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва: Московский государственный педагогический университет, 2022. С. 198–203.


Рецензия

Просмотров: 161


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)