Оценка результатов апробации системы наставничества в сфере искусственного интеллекта
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-4-6-15
Аннотация
Актуальность. В статье раскрывается поиск путей актуализации проблемы формирования методологической готовности педагога-наставника к реализации задач в аспекте воспитания духовно-нравственной личности обучающихся, осуществляемый современными учёными, педагогами, психологами и лингводидактами и развивающийся в нескольких направлениях: а) влияние школьного образования и воспитательного влияния педагогических действий учителя; б) их значимость для обеспечения безопасности образовательной среды в аспекте культивирования традиционных ценностей; в) непосредственное изучение процесса профессионального роста и становления языковой личности учителя иностранных языков с определением значимости его коммуникативной и речетворческой культуры в роли педагога-наставника; г) разработка содержательных, организационно-педагогических и лингводидактических аспектов культивирования ценностных доминант в образовательном пространстве современной школы.
Цель. Обоснование аксиологических оснований формирования методологической готовности педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной российской молодёжи.
Методы исследования: критический анализ литературных источников по искомой проблематике, моделирование коммуникативных ситуаций, проектирование системы событий в пространстве образовательной среды, поисковый эксперимент, обобщение и тиражирование инновационных педагогических практик, целевая установка которых нейтрализует профессиональные дефициты педагога-наставника в области духовно-нравственного воспитания российской молодёжи.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна включает описание применимости аксиологического подхода при параметризации коммуникативного пространства взаимодействия непосредственных участников регионального проекта по обеспечению безопасной информационно-образовательной среды в аспекте формирования ценностных доминант духовно-нравственного воспитания. Теоретическая значимость заключается в уточнении содержания понятия «методологическая готовность педагога-наставника к реализации принципов психологического равновесия» в коммуникативной образовательной среде освоения иных культур и языков. Практическая значимость состоит в определении основ формирования речетворческой позиции педагога-наставника в условиях непрерывного педагогического образования с опорой на результаты уточнения ресурсных и интеллектуальных возможностей региональной системы непрерывного профессионального педагогического образования в аспекте научно-методического сопровождения и поддержки учителя иностранных языков для выполнения функционала педагога-наставника на примере культивирования дополнительных профессиональных программ.
Результаты исследования. К результатам предпринятого исследования можно отнести определение аксиологических оснований трёхчастной модели формирования методологической готовности учителя иностранных языков как комплексной – психолого-педагогической, дидактической и методической – готовности педагога-наставника к реализации задач по воспитанию духовно-нравственной личности в пространстве поликультур и полиязычий современного российского образования.
Выводы. Процесс формирования методологической готовности педагога-наставника в аспекте духовно-нравственного воспитания обучающихся может состояться при научно-методическом сопровождении педагога-наставника в рамках непрерывного педагогического образования в случае соблюдения основополагающих аксиологем – коммуникация как ценность, речетворчество как ценность, лидерство как ценность, позволяющие реализовать базовые гуманистические принципы личностно-деятельностного, личностно-ценностного подхода в целях нейтрализации рисков и психологического дисбаланса в современной непредсказуемой событийной среде трансграничного региона.
Об авторах
О. А. БалабановаРоссия
Балабанова Ольга Анатольевна – заместитель начальника управления развития науки
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Е. В. Чмыхова
Россия
Чмыхова Екатерина Витальевна – кандидат социологических наук, доцент, ведущий специалист отдела по работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью научно-образовательного центра инновационного развития молодёжи Управления развития науки
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Р. Е. Исказиев
Россия
Исказиев Ренат Ерсаинович – менеджер программы «Цифровые навыки и компетенции» и проекта «академия искусственного интеллекта для школьников»
117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19
М. А. Журавина
Россия
Журавина Мария Анатольевна – студент 3 курса магистратуры института экономики, управления и права Департамента права
129090, г. Москва, ул. Большая Спасская, д. 15, стр. 1, 4
Список литературы
1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. Москва: НИИ школьных технологий, 2010. 335 с.
2. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18.
3. Дудина Е.А. Наставничество одарённых как психолого-педагогическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (220). С. 39–49.
4. Педагогические практики подготовки школьников к олимпиаде по искусственному интеллекту: сборник аналитических материалов / под ред. Ю.Ю. Пустыльник, И.И. Трубиной, Е.В. Чмыховой. Москва: Институт стратегии развития образования РА О, 2022. 159 с.
5. Черненко С.Е., Романенко К.Р. «Обречены на успех»: продвигающая сила школы, роль семьи и неравенство на пути олимпиадников в университет // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 213– 238.