Методологические подходы к адаптации первокурсников в образовательной организации высшего образования
https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-4-43-54
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена влиянием социальной адаптации студентов-первокурсников на учебную мотивацию и развитие личностных характеристик, необходимых для будущей профессиональной деятельности. В рамках взаимодействия личности с новой средой высшего учебного заведения формируется социальный опыт, который в дальнейшем может быть задействован как механизм адаптации в новом коллективе.
Цель исследования – раскрыть сущность методологических подходов к адаптации студентов-первокурсников в образовательной организации высшего образования.
Методы исследования. Исследование опиралось на теоретические методы: анализ, систематизация, обобщение, синтез.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что в нём раскрыта сущность комплекса методологических подходов к адаптации студентов-первокурсников в образовательной организации высшего образования. Определены педагогические технологии и организационные формы работы, направленные на адаптацию студентов-первокурсников. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём были уточнены понятия: «адаптация», «социальная адаптация». Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей вуза в части успешной адаптации студентов-первокурсников.
Результаты исследования. Охарактеризованные в настоящей статье методологические подходы позволят определить стратегию работы преподавателя вуза, направленную на адаптацию студентов-первокурсников в образовательной организации высшего образования.
Выводы. По итогам теоретического исследования сделан вывод об отсутствии единственного универсального подхода к организации процесса социальной адаптации, в связи с чем при разработке модели педагогической поддержки обучающихся в условиях вуза целесообразней применять совокупность четырёх описанных в настоящей статье подходов.
Об авторе
С. М. СахароваРоссия
Сахарова Светлана Максутовна – ассистент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» института международного образования
125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 11
Список литературы
1. Алферьева-Термсикос В.Б. Структура электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 6-1. С. 458–466.
2. Буховцева О.В. Адаптация студентов к условиям вуза: монография. Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2020. 103 с.
3. Ван С. Личностный адаптационный ресурс китайских студентов-первокурсников: монография. Москва: Триумф, 2019. 262 с.
4. Васельцова И.А., Игошкин А.Н., Бережник Ю.Ю. Социально-педагогическая адаптация студентов первых курсов к образовательной среде вуза // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 2 (216). С. 59–62.
5. Выготский Л.С. Психология развития: избранные работы. Москва: Юрайт, 2019. 281 с.
6. Голубева Н.М. Особенности рефлексии в психологической адаптации студентов к образовательной среде организации высшего образования: дис. … канд. психол. наук. Саратов, 2018. 205 с.
7. Домаренко Е.В. Профессиональная адаптация студентов в социокультурной среде вуза культуры: монография. Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2021. 135 с.
8. Краснова А.В., Валеева Р.А. Успешная социальная адаптация в вузе как фактор формирования социальной ответственности студентов // Известия Российской академии образования. 2023. № 1 (61). С. 197–207.
9. Кулинич М.К., Халфина К.И., Петрусева О.А. Взаимосвязь социальной адаптации и профессионального самоопределения студентов // Психология развития и образования (российский журнал прикладных исследований). 2023. № 1. С. 27–29.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность [Электронный ресурс]. URL: http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/index.html (дата обращения: 06.10.2023).
11. Магомедова М.Г. Социокультурные и дидактические ресурсы адаптации студентов к профессионально-педагогической деятельности в условиях национального региона: дис. … д-ра пед. наук. Грозный, 2018. 283 с.
12. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: педагогика среды. Москва: Директ-Медиа, 2019. 299 с.
13. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Электронный ресурс]. URL: https://smolsoc.ru/index.php/home/.../835-2011-01-11-14-22-55 (дата обращения: 06.10.2023).
14. Нежельская Г.Н. Педагогическая поддержка социальной адаптации студентов средствами иностранного языка: дис. … канд. пед. наук. Грозный, 2022. 224 с.
15. Сластенин В.А. Психология и педагогика: в 2 ч. Ч.2. Педагогика. Москва: Юрайт, 2020. 374 с.
16. Филиппченкова С.И., Мартюшов В.Ф. Социально-психологические факторы адаптации студентов // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2023. № 2 (33). С. 63–66.
17. Хлебникова Н.В. Практико-ориентированная адаптация студентов в системе «вуз – работодатель»: дис … канд. пед. наук. Киров, 2021. 196 с.
18. Цибульникова В.Е. Конвергенция, интеграция и синергизм как методологическая триада ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом // Преподаватель XXI век. 2018. № 2-1. С. 168–189.
19. Цибульникова В.Е., Богатикова А.Н. Саногенное мышление педагога как механизм регуляции эмоционального здоровья // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: материалы V международной научно-практической конференции. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. С. 74–80.
20. Чжан Ц. Проблемы адаптации китайской молодёжи к повседневным социокультурным практикам в России // Наука, образование и культура. 2020. № 7 (51). С. 63–65.
21. Шацкий С.Т. Педагогика: избранные сочинения: в 2 т. Т.1. Москва: Юрайт, 2023. 269 с.
22. Ясвин В.А. Технология средового проектирования в образовании // Социально-политические исследования. 2020. № 1 (6). С. 74–93.