Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Тема номера:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА: ДИАЛОГ КУЛЬТУР

№ 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

6-15 233
Аннотация

Актуальность. В статье обращено внимание на противоречие между утилитарными установками иностранных студентов, выбравших образование в России, и ценностно-ориентированным образовательным процессом в российских вузах. Продуктивное преодоление этого противоречия будет возможно, если обучение иностранных студентов русскому языку будет строиться на приобщении таких студентов к русской гуманитарной культуре.

Цель исследования – провести философский и культурологический анализ основных аспектов понятия «русская гуманитарная культура», обращённых непосредственно к практике обучения русскому языку как иностранному.

Методы исследования. В исследовании использованы теоретические методы (анализ научной литературы), эмпирические методы (индивидуальные беседы, включённое наблюдение, тестирование, анкетный опрос, педагогический эксперимент). В качестве примера в статье приведены процедура и результаты методики незаконченного предложения «Когда говорят о России, я представляю…», которая позволила выявить ведущие концепты, формирующие ассоциативно-образное представление иностранных студентов о России.

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Раскрыты педагогический смысл процесса приобщения иностранных студентов к русской гуманитарной культуре и его технологическое оснащение с помощью системы ценностно-ориентированных образовательных ситуаций.

Результаты исследования. Отмечено влияние западной методики обучения иностранному языку, которая фокусируется на формировании коммуникативных компетенций и разговорных навыков, на ориентации студентов в стереотипах бытового поведения, популярных событиях массовой культуры. Подчёркивается необходимость изучать иностранный язык во взаимосвязи с освоением моральных ценностей, представленных в истории и гуманитарной культуре народа-носителя языка.

Выводы. В процессе обучения русскому языку как иностранному необходимо ценностно-смысловое оснащение педагогически организованного взаимодействия преподавателей и студентов-иностранцев.

16-24 117
Аннотация

Актуальность работы обусловлена необходимостью разработки способов скорейшей адаптации иностранных высококвалифицированных специалистов к лингвокультурной среде России на уроках русского языка как иностранного (далее – РКИ).

Цель – представить модель лингвокультурной адаптации иностранных высококвалифицированных специалистов к русскоязычной среде, а также описать крупную, но наименее изученную группу людей с точки зрения методики преподавания РКИ – иностранных высококвалифицированных специалистов, живущих и работающих в России и изучающих русский язык как язык страны временного пребывания. Модель лингвокультурной адаптации прошла апробацию и показала свою эффективность на уроках РКИ для адаптации описываемой нами группы.

Методы исследования. Нами были использованы следующие методы: метод описания; метод анализа; обобщение и систематизация взглядов исследователей; социологический метод (анкетирование); метод сопоставления ситуаций межкультурного общения.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. В результате нашей работы выявлены проблемы обучения РКИ и вопросы лингвокультурной адаптации к русскоязычной среде относительно малоизученного контингента с точки зрения методики преподавания РКИ и наук, занимающихся межкультурной адаптацией. Этот контингент – иностранные высококвалифицированные специалисты, представители международного бизнеса. Нами разработана и апробирована модель лингвокультурной адаптации данного контингента, которая может быть использована на спецкурсах по межкультурной коммуникации, в практике преподавания РКИ, межкультурных тренингах.

Результаты исследования. Выявлены проблемы обучения РКИ иностранных высококвалифицированных специалистов и разработана модель лингвокультурной адаптации иностранных высококвалифицированных специалистов к русскоязычной среде, осуществление которой в учебном процессе способствует преодолению данных проблем.1

Выводы. Нами установлено, что предложенная модель лингвокультурной адаптации к русскоязычной среде показала свою эффективность на уроках РКИ. Результаты нашей работы содействуют решению проблем обучения РКИ и вопросов лингвокультурной адаптации к русскоязычной среде иностранных высококвалифицированных специалистов, представителей международного бизнеса.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

25-35 216
Аннотация

Актуальность. Актуальность заключается в необходимости развития у обучающихся умений независимого творческого мышления и готовности к профессиональной реализации на языковых занятиях в военном вузе.

Цель – выявление эффективности проектной технологии и технологии критического мышления в процессе обучения иностранных военнослужащих русскому языку на довузовском и вузовском этапах.

Методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ занятий по русскому языку как иностранному на разных этапах обучения в военном вузе. Проведено обобщение личного опыта применения названных технологий на довузовском и вузовском этапах обучения, причём на вузовском этапе с учётом специальности обучающихся. Применены следующие методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, анализ, установление связи между результатами применения проектной технологии и технологии развития критического мышления в процессе обучения русскому языку как иностранному на довузовском этапе и результатами использования этих двух технологий на вузовском этапе обучения.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе работы выделены дидактические возможности применения современных технологий в обучении, установлена совокупность факторов, влияющих на эффективность формирования коммуникативной и профессиональной компетенции. Описанный в статье опыт применения проектной технологии и технологии критического мышления может быть использован преподавателями русского языка как иностранного при создании учебников, а также в практической работе с иностранными обучающимися на занятиях как в военных, так и в гражданских вузах.

Результаты. В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о том, что систематическое использование проектной технологии и технологии развития критического мышления на разных этапах обучения способствует более эффективному развитию речемыслительной деятельности (особенно в говорении и письме) иностранных военных специалистов, а также формированию вторичной культурно-языковой личности.

Выводы. Регулярное применение проектной технологии и технологии развития критического мышления на разных этапах обучения способствует реализации принципа коммуникативно-деятельностного подхода и формированию у обучающихся необходимого речевого поведения в учебной и профессиональной сферах.

36-48 1554
Аннотация

Актуальность. Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку относится к интеллектуальным соревнованиям повышенной сложности, требующим знания не только языка, но и особенностей постоянно меняющегося формата заданий, что и обуславливает актуальность данного исследования.

Цель – выявление форматных особенностей заданий устного тура всероссийской олимпиады по английскому языку на региональном этапе, а также принципов успешной подготовки, которые станут основой создания олимпиадных курсов в современной школе.

Методы исследования. Нами были изучены материалы заданий прошлых лет, а также труды отечественных и зарубежных авторов по данной тематике. Был получен и обобщён собственный эмпирический опыт участия в жюри и при подготовке олимпиадных групп в городе Москве.

 Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Результаты нашего исследования вносят определённый вклад в теорию и методику подготовки к устным конкурсам интеллектуальных состязаний. Практическая значимость заключается в публикации пособия по заявленной тематике, которое может применяться для подготовки будущих участников олимпиад.

 Результаты исследования. Нами выявлены типичные особенности заданий устного тура, проанализированы основные трудности, с которыми сталкиваются участники, на основе вышеизложенного предложены рекомендации для подготовки, а также опубликованы тренировочные задания для работы с группой.

Выводы. Подготовка к олимпиадным турам носит системный характер, в рамках занятий необходимо как обращать внимание на типичные трудности, так и работать с учащимися в рамках построения индивидуальной траектории.  

49-61 140
Аннотация

Актуальность исследования заключается в том, что отмеченный в ней лингвистический подход к обучению чтению рекламных текстов рассматривается с учётом содержащейся в них страноведческой информации.

Цель – обоснование необходимости разработки приёмов работы с иноязычными рекламными текстами с учётом культурологической направленности учебного процесса по иностранным языкам.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели использовались теоретические методы: анализ педагогической и методической литературы; описание опыта разработки системы поэтапного формирования умений, связанных с пониманием языковых единиц и умений устанавливать смысловые отношения между элементами рекламного текста на практических занятиях по английскому языку.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость данного исследования заключается в проведённом анализе, подтверждающем важность взаимосвязи между совершенствованием навыка чтения иноязычных рекламных текстов и развитием коммуникативной компетенции обучающихся в контексте диалога культур. Описанный в статье опыт может использоваться преподавателями неязыковых и языковых вузов для работы с рекламными текстами на иностранном языке.

Результаты исследования. Авторы статьи пришли к выводу, что для развития умения анализировать иноязычные тексты профессиональной направленности необходим социокультурный подход, выражающийся в подборе аутентичных текстов прагматического характера, в том числе и рекламных. Представленные методические приемы организации работы с рекламными текстами направлены на преодоление трудностей в освоении информации на иностранном языке и позволят обучающимся развивать способности понимать печатную иноязычную продукцию.

Выводы. Лингвистический анализ рекламных текстов на английском языке способствует развитию умения проводить культурологическое исследование данных текстов как средства межкультурного общения, формирует навык критического осмысления содержащейся в текстах информации и умение коммуникативного взаимодействия с носителями изучаемого языка.

62-70 233
Аннотация

Актуальность обусловлена требованиями государства (Вьетнам) к выпускникам средних школ и несоответствием существующего школьного образования по физике современным стандартам.

Цель. В статье рассматриваются проблемы у учащихся средних школ Вьетнама, связанные с решениями учебных и жизненных задач на основе теории экспериментального обучения и использования цикла Колба.

Методы исследования. Анализ научной литературы, наблюдение, моделирование, анализ результатов исследования.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. В статье представлены примеры учебной деятельности учащихся средних школ Вьетнама на основе теории экспериментального обучения при изучении электродинамики. Эти конкретные примеры помогают учителям применить предложенную модель учебной деятельности при изучении курса физики в целом.

Результаты исследования. Разработана модель проектирования учебной деятельности по физике на основе теории экспериментального обучения в средних школах Вьетнама.

Выводы. Построение учебного процесса по физике на основе теории экспериментального обучения позволит формировать у учащихся компетенцию – готовность решения учебных и жизненных задач.

32
Аннотация

Актуальность. Актуальность заключается в необходимости развития у обучающихся умений независимого творческого мышления и готовности к профессиональной реализации на языковых занятиях в военном вузе.

Цель. Целью исследования является выявление эффективности проектной технологии и технологии критического мышления в процессе обучения иностранных военнослужащих русскому языку на довузовском и вузовском этапах.

Методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ занятий по русскому языку как иностранному на разных этапах обучения в военном вузе. Проведено обобщение личного опыта применения названных технологий на довузовском и вузовском этапах обучения, причём на вузовском этапе с учётом специальности обучающихся. Применены следующие методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, анализ, установление связи между результатами применения проектной технологии и технологии развития критического мышления в процессе обучения русскому языку как иностранному на довузовском этапе и результатами использования этих двух технологий на вузовском этапе обучения.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе работы выделены дидактические возможности применения современных технологий в обучении, установлена совокупность факторов, влияющих на эффективность формирования коммуникативной и профессиональной компетенции. Описанный в статье опыт применения проектной технологии и технологии критического мышления может быть использован преподавателями русского языка как иностранного при создании учебников, а также в практической работе с иностранными обучающимися на занятиях как в военных, так и в гражданских вузах.

Результаты. В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о том, что систематическое использование проектной технологии и технологии развития критического мышления на разных этапах обучения способствует более эффективному развитию речемыслительной деятельности (особенно в говорении и письме) иностранных военных специалистов, а также формированию вторичной культурно-языковой личности.

Выводы. Регулярное применение проектной технологии и технологии развития критического мышления на разных этапах обучения способствует реализации принципа коммуникативно-деятельностного подхода и формированию у обучающихся необходимого речевого поведения в учебной и профессиональной сферах.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

71-85 1120
Аннотация

Актуальность исследования обуславливается активным использованием электронной информационно-образовательной среды (далее – ЭИОС) в образовательных организациях. Для продуктивного использования такой среды важно, чтобы каждый компонент ЭОИС использовался студентами наравне со всеми компонентами ЭИОС. При использовании системы важной является необходимость внимательной работы студентов со всеми разделами и процессами среды, т. к. каждый элемент системы носит свою задачу, и каждый раздел электронной среды должен стать интересен студентам в своей области задач.

Цель – выявление уровня активности пользования студентами элементов ЭИОС в 2019, 2020, 2021 гг. и обоснование активности / пассивности использования системы в каждом её компоненте.

 Методы исследования. При проведении исследования были использованы теоретические методы (анализ нормативных документов, регламентирующих использование электронной информационно-образовательной среды, анализ полученных статистических данных, систематизация полученного материала), эмпирические методы (беседа, сравнение).

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключается в выявлении более важных элементов при использовании электронной информационно-образователь- ной среды для студентов, а также определении элемента, использование которого минимально. Полученные в ходе исследования данные могут быть полезны руководителям образовательных организаций, преподавателям, студентам и аспирантам, изучающим аналогичную тематику.

Результаты исследования. В результате анализа активности студентов в электронной информационной образовательной среде было выявлено, что характер посещения ресурса в сравнении 2019 (до пандемии), 2020 (в разгар пандемии) и в 2021 гг. (период нормализации образовательного процесса), резко поменялся. Если в 2019 и 2020 гг. наблюдались скачки с активности посещения элементов, то в 2021 г. отмечена тенденция выравнивания посещений студентами всех элементов системы.1

Выводы. В ЭИОС содержатся все самые необходимые элементы для обеспечения качественного образовательного процесса и внеучебной деятельности. Каждый элемент электронной информационно-образовательной среды носит свою задачу, которая призвана улучшить информационную обеспеченность каждого участника образовательных отношений. Основной целью системы является повышение качества образовательного процесса и реализации образовательных программ. Для реализации цели электронная информационно-образовательная среда ставит перед собой задачи в оперативном управлении образовательным процессом, обеспечении студентов необходимыми ресурсами для освоения образовательных программ, обеспечении взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.  

86-96 167
Аннотация

Актуальность исследования связана с формированием стратегий и приёмов работы, обеспечивающих способность и готовность слушателей курсов повышения квалификации на базе Ресурсного центра самостоятельно проектировать дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы для детей дошкольного возраста.

Цель – создание модели методического сопровождения и поддержки самостоятельной работы слушателей Ресурсного центра при работе над индивидуальным проектом дополнительной образовательной программы для детей (ДОП).

Методы исследования. Проведён анализ педагогической литературы, связанный с дефиницией «модель». Для построения модели использованы способ моделирования при организации самостоятельной работы студентов ВУЗа при изучении иностранного языка, а также подходы, на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, технологии саморазвития личности (ТСРЛ) А. А. Ухтомского – Г. К. Селевко.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость представленного опыта заключается в выявлении вариативности активных связей в системе «педагог – слушатель» в условиях курсов повышения квалификации на базе Ресурсного центра. Для каждой подсистемы определена последовательность действий: для преподавателя (конкретные методические подходы в организации работы со слушателями), для слушателя (саморазвитие за счёт сознательного и активного присвоения нового опыта).

Выводы. Дана классификация слушателей на основе их опыта работы в системе дополнительного образования детей. Раскрыт принцип педагогической поддержки слушателей в зависимости от типа слушателя. Предложена структурная модель методического сопровождения и поддержки самостоятельной работы слушателей над индивидуальным проектом ДОП, состоящая из трёх блоков:

– структурные компоненты;

– педагогические условия;

– методическая педагогическая поддержка.  

97-106 227
Аннотация

Актуальность. Совершенствование форм и методов подготовки PR-специалистов в современном мире становится всё более востребованным. Эффективной альтернативой пандемии «клипового» мышления, об опасности которой предупреждал Президент в плановом документе (Распоряжении № 203 от 09.05.2017 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»), авторы считают привитие обучающимся коммуникативно-управленческих и информационно-аналитических знаний и навыков в процессе обучения.

Цель данного исследования заключается в освещении вопросов, связанных с разработкой тематического наполнения учебных дисциплин информационно-технологического блока для подготовки PR-специалистов (направление подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»), обеспечивающих формирование не только и не столько универсальных, сколько профессиональных компетенций. Для достижения этой цели необходимо исследовать пространство PR-взаимодействия, формируемое как бизнес-интересами, так и нормативными документами.

Методы исследования. Исследование проведено на основе информационного моделирования пространства PR-взаимодействия (коммуницирования) и системного анализа информационно- технологического среза деятельности PR-специалиста. Анализ действующих нормативных документов в PR-индустрии, проектов и аналитических материалов профессионально-ориентированных сообществ обеспечили актуальность и практическую ценность полученных результатов.

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. В части, касающейся информационно-технологической подготовки будущих специалистов, результаты исследования позволяют оптимизировать процесс профессионального образования для преодоления «разрыва» между академической моделью выпускника (модель предложения образовательной организации) и моделью спроса, формируемой рынком труда. Этот тренд подкреплён переходом к образовательным стандартам нового поколения (ФГОС ВО 3++). Результаты исследования могут быть экстраполированы в практику более 200 образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» и решающих задачу формирования профессионально востребованного на рынке труда специалиста.

Выводы. Предложена формулировка профессиональных компетенций для корпоративного PR-специалиста, формирование которых осуществляется учебными дисциплинами информационно-технологического блока, предложена структурно-функциональная схема учебной дисциплины «Информационные технологии в PR-деятельности» и детализирована тематика практических занятий и лабораторных работ, направленных на формирование предлагаемых профессиональных компетенций.  

107-118 762
Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью повышения уровня общепрофессиональной подготовки будущего педагога в современном вузе.

Цель исследования – раскрыть сущность общепрофессиональной подготовки будущего педагога как основы профессионального становления.

Методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ литературы, ФГОС ВО (3++), ФГОС ООО, профессионального стандарта «Педагог», диссертационных исследований и научных статей. При проведении исследования применялись методы описания, анализа, сравнения и сопоставления.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. состоит в обосновании необходимости общепрофессиональной подготовки будущих педагогов, направленной на овладение практическими умениями и компетенциями, а не только теоретическими знаниями. Результаты исследования вносят вклад в теорию и практику обучения бакалавров и подготовки их как будущих учителей.

Результаты исследования. Рассмотрены сущность общепрофессиональной подготовки бакалавров направления «Образование и педагогические науки», её взаимосвязь с профессиональными компетенциями и профессиональным стандартом «Педагог». Показана зависимость общепрофессиональной подготовки будущего учителя от требований рынка труда и ФГОС общего образования по уровням. По итогам исследования сделан вывод о важности общепрофессиональной подготовки будущего педагога в стенах вуза, её направленности на личностное и профессиональное развитие. Обоснована необходимость включения в перечень общепрофессиональных компетенций способности формировать универсальные учебные действия учащихся (согласно требованиям ФГОС ООО), а для их формирования студенты должны сначала сами овладеть ими в вузе. Автору удалось раскрыть проблему общепрофессиональной подготовки будущих педагогов.  



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)