Технология критического мышления и проектная технология в формировании навыков говорения и письма в РКИ
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-2-25-35
Аннотация
Актуальность. Актуальность заключается в необходимости развития у обучающихся умений независимого творческого мышления и готовности к профессиональной реализации на языковых занятиях в военном вузе.
Цель – выявление эффективности проектной технологии и технологии критического мышления в процессе обучения иностранных военнослужащих русскому языку на довузовском и вузовском этапах.
Методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ занятий по русскому языку как иностранному на разных этапах обучения в военном вузе. Проведено обобщение личного опыта применения названных технологий на довузовском и вузовском этапах обучения, причём на вузовском этапе – с учётом специальности обучающихся. Применены следующие методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, анализ, установление связи между результатами применения проектной технологии и технологии развития критического мышления в процессе обучения русскому языку как иностранному на довузовском этапе и результатами использования этих двух технологий на вузовском этапе обучения.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе работы выделены дидактические возможности применения современных технологий в обучении, установлена совокупность факторов, влияющих на эффективность формирования коммуникативной и профессиональной компетенции. Описанный в статье опыт применения проектной технологии и технологии критического мышления может быть использован преподавателями русского языка как иностранного при создании учебников, а также в практической работе с иностранными обучающимися на занятиях как в военных, так и в гражданских вузах.
Результаты. В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о том, что систематическое использование проектной технологии и технологии развития критического мышления на разных этапах обучения способствует более эффективному развитию речемыслительной деятельности (особенно в говорении и письме) иностранных военных специалистов, а также формированию вторичной культурно-языковой личности.
Выводы. Регулярное применение проектной технологии и технологии развития критического мышления на разных этапах обучения способствует реализации принципа коммуникативно-деятельностного подхода и формированию у обучающихся необходимого речевого поведения в учебной и профессиональной сферах.
Об авторах
Э. Н. АнохинаРоссия
Анохина Эля Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка
125047, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14
Т. С. Павлова
Россия
Павлова Татьяна Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
125047, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14
Список литературы
1. Дмитриева Д. Д. Применение метода проектов при обучении русскому языку иностранных студентов-медиков // Карельский научный журнал. 2018. Т.7. № 1 (22). С.25–28.
2. Коберник Л.Н. Технология развития критического мышления при обучении русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5 (4). С.625–627.
3. Коростова С.В., Нефёдов И.В. Традиционный и инновационный контент как основа проектной деятельности в курсе русского языка как иностранного // Русистика. 2020. Т.18. № 1. С.85–96.
4. Кудрявцева З.Г., Саитова К.А. Проектный метод и цифровые технологии в обучении РКИ // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. 2020. Т.13. № 6. С.111–115.
5. Павлова Т.С. Использование текстов художественной литературы при проведении тренинга ораторской речи на занятиях по русскому языку с обучающимися из стран ближнего зарубежья // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика.2018. № 4. С.137–148.
6. Пугачев И.А., Карапетян Н.Г. Метод проектной технологии в структуре курса «Основы методики преподавания РКИ для нефилологов» // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 3 (45). С.106–111.
7. Смит Н.Л. Сравнительный анализ российских традиционных методов обучения РКИ, проектного метода и европейского подхода к обучению иностранным языкам для специальных (профессиональных) целей (LSP/ESP) в туристическом дискурсе // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т.12. № 4 (82). С.6–15.
8. Цибульникова В.Е., Леванова Е.А. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. 148 с.
9. Шкурко О.В., Коноваленко И.В. Применение элементов проектной методики при обучении русскому языку как иностранному в военном вузе // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты: материалы VI Международной научно-методической конференции / 22 мая 2020 г. Омск: Филиал федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени А.В.Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации, 2020. С.411–414.
10. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. Москва: Русский язык: курсы, 2015. 784 с.
11. Shraiber E.G., Ovinova L.N. CLIL Technology as an Innovative Method to Learn Foreign Languages at University // Bulletin of the South Ural State University. Seriya: Education. Educational Sciences. 2017. Vol.9. №.2. P.82–88.