Приобщение иностранных студентов к русской гуманитарной культуре: проблемы и возможности
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-2-6-15
Аннотация
Актуальность. В статье обращено внимание на противоречие между утилитарными установками иностранных студентов, выбравших образование в России, и ценностно-ориентированным образовательным процессом в российских вузах. Продуктивное преодоление этого противоречия будет возможно, если обучение иностранных студентов русскому языку будет строиться на приобщении таких студентов к русской гуманитарной культуре.
Цель исследования – провести философский и культурологический анализ основных аспектов понятия «русская гуманитарная культура», обращённых непосредственно к практике обучения русскому языку как иностранному.
Методы исследования. В исследовании использованы теоретические методы (анализ научной литературы), эмпирические методы (индивидуальные беседы, включённое наблюдение, тестирование, анкетный опрос, педагогический эксперимент). В качестве примера в статье приведены процедура и результаты методики незаконченного предложения «Когда говорят о России, я представляю…», которая позволила выявить ведущие концепты, формирующие ассоциативно-образное представление иностранных студентов о России.
Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Раскрыты педагогический смысл процесса приобщения иностранных студентов к русской гуманитарной культуре и его технологическое оснащение с помощью системы ценностно-ориентированных образовательных ситуаций.
Результаты исследования. Отмечено влияние западной методики обучения иностранному языку, которая фокусируется на формировании коммуникативных компетенций и разговорных навыков, на ориентации студентов в стереотипах бытового поведения, популярных событиях массовой культуры. Подчёркивается необходимость изучать иностранный язык во взаимосвязи с освоением моральных ценностей, представленных в истории и гуманитарной культуре народа-носителя языка.
Выводы. В процессе обучения русскому языку как иностранному необходимо ценностно-смысловое оснащение педагогически организованного взаимодействия преподавателей и студентов-иностранцев.
Об авторах
Н. Ф. ГоловановаРоссия
Голованова Надежда Филипповна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии
199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9
А. В. Носкова
Россия
Носкова Алёна Викторовна – аспирант кафедры педагогики и педагогической психологии
199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9
Список литературы
1. Голованова Н. Ф. Воспитание: теория для практиков. Москва: Русайнс, 2020. 214 с.
2. Григорьева Е. Я., Дудко С. А., Рыжова Л. П. Современные тенденции обучения языкам и культурам (на примере иноязычных текстов) // Педагогика. 2019. № 10. Т. 83. С. 92–97.
3. Запесоцкий А. С. Культура: взгляд из России. 2-е изд., доп. Москва: Наука, 2014. 846 с.
4. Ильин И. А. Основы христианской культуры. Путь духовного обновления. Санкт-Петербург: Шпиль, 2004. 351 с.
5. Каган М. С. Философия культуры. Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. 414 с.
6. Лихачев Д. С. Человек в литературе древней Руси. Москва; Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1958. 186 с.
7. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). 2-е изд. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2008. 412 с.
8. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию: сборник статей / сост., вступ. ст., общ. ред. Ю. П. Сенокосова. 2-е изд., изм. и доп. Москва: Прогресс, Культура, 1992. 414 с.
9. Мардахаев Л. В., Воленко О. И., Варламова Е. Ю. Влияние поликультурной среды российского вуза на языковую подготовку студентов-иностранцев // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 192–203.
10. Моль А. Социодинамика культуры: интеллектуальный рынок и культура, передача культурного сообщения, повседневность культуры и интеллектуальное творчество, радио и телевидение, циклы распространения культуры / пер. с фр. Б. В. Бирюкова, Р. Х. Зарипова, С. Н. Плотникова. Москва: URSS, 2005. 404 с.
11. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / пер. с англ. А. Е. Кибрика. Москва: Прогресс, 1993. 656 с.
12. Степин В. С. Цивилизация и культура. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2011. 407 с.
13. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка // Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 4. Москва: Педагогика, 1989. 528 с.
14. Brislin R. W. Applied Cross-Cultural Psychology. London: Sage, 1990. 367 p.
15. Kramsh C. Culture in foreign language teaching // Iranian Journal of Language Teaching Research. 2003. № 1. P. 57–78.
16. Nostrand H. Authentic texts and cultural authenticity // Modern Language Journal. 1989. № 73 (1). P. 49–52.