Модель методического сопровождения и поддержки самостоятельной работы слушателей ресурсного центра
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-2-86-96
Аннотация
Актуальность исследования связана с формированием стратегий и приёмов работы, обеспечивающих способность и готовность слушателей курсов повышения квалификации на базе Ресурсного центра самостоятельно проектировать дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы для детей дошкольного возраста.
Цель – создание модели методического сопровождения и поддержки самостоятельной работы слушателей Ресурсного центра при работе над индивидуальным проектом дополнительной образовательной программы для детей (ДОП).
Методы исследования. Проведён анализ педагогической литературы, связанный с дефиницией «модель». Для построения модели использованы способ моделирования при организации самостоятельной работы студентов ВУЗа при изучении иностранного языка, а также подходы, на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, технологии саморазвития личности (ТСРЛ) А. А. Ухтомского – Г. К. Селевко.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость представленного опыта заключается в выявлении вариативности активных связей в системе «педагог – слушатель» в условиях курсов повышения квалификации на базе Ресурсного центра. Для каждой подсистемы определена последовательность действий: для преподавателя (конкретные методические подходы в организации работы со слушателями), для слушателя (саморазвитие за счёт сознательного и активного присвоения нового опыта).
Выводы. Дана классификация слушателей на основе их опыта работы в системе дополнительного образования детей. Раскрыт принцип педагогической поддержки слушателей в зависимости от типа слушателя. Предложена структурная модель методического сопровождения и поддержки самостоятельной работы слушателей над индивидуальным проектом ДОП, состоящая из трёх блоков:
– структурные компоненты;
– педагогические условия;
– методическая педагогическая поддержка.
Об авторах
А. В. КазанниковаРоссия
Казанникова Анна Вячеславовна – кандидат педагогических наук, руководитель Ресурсного центра, педагог дополнительного образования
190103, г. Санкт-Петербург, ул. 8-я Красноармейская, д. 16 А
Е. Н. Старовойтова
Россия
Старовойтова Елена Николаевна – кандидат культурологии, методист, педагог дополнительного образования
190103, г. Санкт-Петербург, ул. 8-я Красноармейская, д. 16 А
Список литературы
1. Гордеев М.Н. К вопросу педагогического моделирования организации самостоятельной работы бакалавров // Молодой учёный. 2015. № 8 (88). С.900–903.
2. Исакова Т.Б. Моделирование системы самостоятельной работы студентов в вузе // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. 2010. № 4. С.101–106.
3. Исенко А.И. Понятия модели и моделирования в человеческой деятельности // Концепт. 2015. № 4. URL: http://e-koncept.ru/2015/15095.htm. (дата обращения: 21.08.2021).
4. Крежевских О.В., Зеер Э.Ф. Проектирование психолого-педагогической платформы подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций // Педагогическое образование в России. 2017. № 9. С.38–45.
5. Леньков С.Л. Динамическая деятельностно-компетентностная модель профессионализма инновационных педагогов // Научный диалог. 2016. № 4 (52). С.337–360.
6. Меретукова З.К. Включение обучаемых в актуализацию усвоенных знаний как средство оперативной обратной связи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2014. № 1 (132). С.34–41.
7. Панкратьева Г.И. Рефлексивная самооценка как методологическая основа автономного обучения иностранному языку // Эмиссия [сайт]. 2011. № 10. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1651.htm (дата обращения: 14.07.2021).
8. Подольская Т.А. К проблеме изучения образовательных потребностей // Новая технология профессионального труда педагога от нестабильной реальности к устойчивому развитию: сборник статей-докладов участников XVII Международной научно-практической конференции / 5–6 мая 2021 г. / под ред. Л.М.Митиной. Москва: Психологический институт Российской академии образования, 2021. С.130–134.
9. Серебрякова С.Б., Кравченко В.В. Дополнительное профессиональное образование в России и странах Западной Европы: монография. Москва: Прометей, 2016. 164 с.
10. Сидоренко Т.В., Фофанов О.Б., Модель организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С.59–63.
11. Солостина Т.А. Моделирование самостоятельной работы студентов в вузовской системе обеспечения качества образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 3. С.136–138.
12. Федорова М.А., Якушкина Л.П. Модель организации внеаудиторной самостоятельной работы // Высшее образование в России. 2007. № 10. С.88–90.
13. Camerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L. Development of professional creativity in the system of higher pedagogical education on the basis of independent activity // SHS Web of Conferences. 2020. № 87. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2020/15/shsconf_ictp2020_00050/shsconf_ictp2020_00050.html (дата обращения: 29.01.2022).
14. Gapsalamov A., Akhmetshin E., Falyakhov I. Model of Scientific and Methodological Support for Training of Mentors for Vocational Education System in the Conditions of Digitalization // E3S Web of Conferences. 2020. № 159. URL: https://www.e3sconferences.org/articles/e3sconf/abs/2020/19/e3sconf_btses2020_09016/e3sconf_btses2020_09016.html (дата обращения: 29.01.2022).
15. RasskazovP.D., Muller O.Y. Characteristics of the Model of Methodological Training of a Teacher for Working in the Conditions of an Inclusive Educational Environment // Universal Journal of Educational Research. 2017. № 5 (4). P.551–556.