Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 2 (2012)
Скачать выпуск PDF
5-10 159
Аннотация
В статье рассматривается история ста-
новления профессионального джазового образования в
России и США. Представлен анализ сходства и различия
отечественной и американской систем профессиональ-
ного образования. Рассматриваются этапы эволюции
эстрадно-джазового образования в Америке и России на
примере трёхступенчатого образования - школа, сред-
нее специальное и высшее профессиональное образо-
вание. Особое внимание уделено истокам становления и
развития эстрадно-джазового образования в России, его
родоначальникам и последователям.
11-16 38
Аннотация
В статье раскрыта модель формирова-
ния социальной ответственности старшеклассников при
изучении экономики. Предлагаемая нами модель включа-
ет цель, задачи, содержание деятельности, компоненты
процесса формирования социальной ответственности
старшеклассников при изучении экономики, критерии и
показатели ее сформированности. Значительное вни-
мание уделяется экспериментальной проверке данной
модели. Полученные в ходе эксперимента результаты
адекватны поставленным задачам, подтверждают акту-
альность и новизну проведенного исследования.
17-22 28
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы сов-
ременного качества образования, которое характеризу-
ется интернационализацией и интеграцией. Обращается
внимание на место России, которое она занимает в ев-
ропейском образовательном пространстве, и определя-
ется стратегия развития в целях достижения качества
образования. Для этого, прежде всего, необходимо фор-
мировать «философию качества», разрабатывать новые
технологии оценки качества образования, использовать
зарубежный опыт, создавать систему мониторинга качес-
тва образования на уровне мировых стандартов. Делает-
ся вывод о том, что современное качество образования
- это образование на основе компетентностного подхода,
обеспечить которое способна только современная лич-
ность, реализуя ценностный подход к управлению качес-
твом образования.
22-28 52
Аннотация
В статье поднимается вопрос о внедре-
нии в учебный процесс новых образовательных техноло-
гий, в частности электронных образовательных ресурсов,
способствующих переходу к европейской модели высше-
го профессионального образования. В работе представ-
лены результаты анкетирования, проведённого среди
студентов 1-2 курсов МГОУ с целью определить их готов-
ность к использованию компьютерных технологий в про-
цессе обучения. Полученные данные свидетельствуют о
заинтересованности студентов в создании справочно-ин-
формационных электронных образовательных изданий
для мобильных устройств, работа с которыми не требо-
вала бы постоянного подключения к сети Интернет
29-34 59
Аннотация
В статье акцентированы последние тен-
денции гражданского образования и рассмотрена его
связь с профессиональным образованием. Предложено
и обосновано авторское понимание гражданской позиции
как аналога компетентного гражданского выбора. Пред-
ставлен анализ основных факторов и мотивов формиро-
вания гражданской позиции у будущих юристов. Показана
связь гражданской позиции и патриотических чувств. Вы-
двинута идея результативно-целевого статуса гражданс-
кой позиции в системе их профессиональной подготовки.
35-39 63
Аннотация
В статье излагается история возникно-
вения и распространения интерактивной игры «Дебаты».
Известно, что риторика, одной из форм которой являют-
ся дебаты, вошла в число обязательных гуманитарных
дисциплин в европейские средневековые университеты.
В статье показано, как дебаты из занимательной игры
превращаются в полноценную технологию оттачивания
коммуникативных компетенций студентов, применимых
в разных сферах будущей деятельности выпускников:
политике, бизнесе, общественной деятельности, образо-
вании, психологии и т. д. Участие в этой игре не только
оказывает огромное влияние на формирование само-
сознания и личностного потенциала ее участников, но и
служит катализатором роста интереса к изучению культу-
ры и языков других стран.
40-45 90
Аннотация
В статье на основе исторического анали-
за коммуникативных стилей выводится понятие ритори-
ческого идеала. Делается вывод, что риторический идеал
находит наиболее полное отражение в речи преподава-
теля высшего учебного заведения. Выделены основные
черты, позволяющие причислить различные речевые
образцы к риторическому идеалу, давая возможность
выделить исторически сложившуюся в русской культуре
манеру общения с учащимися. Уточнено понятие «педа-
гогическая коммуникация», сформулированы базовые
аспекты для формирования речевой культуры будущих
преподавателей.
46-49 37
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы
становления гражданской позиции младших подростков.
Описана структура гражданской позиции личности, даны
основные качественные характеристики гражданина,
среди которых актуальность в современном мире при-
обретают креативное мышление, стремление к самооб-
разованию, мотивация на инновационную деятельность.
Представлен анализ существующей работы по становле-
нию гражданской позиции в воспитательной системе об-
щеобразовательной школы, даны результаты диагности-
ки уровня сформированности гражданской позиции среди
младших подростков. Охарактеризованы основные зада-
чи, цели и принципы преобразовательной программы по
становлению гражданской позиции младших подростков
в воспитательной системе школы.
50-54 79
Аннотация
В статье рассматривается возможность
использования системы подготовки актеров в театраль-
ных вузах при обучении будущих учителей. В основе
лежит анализ «системы Станиславского», а также наибо-
лее эффективных ее методов и приемов, через призму
которых возможна профессиональная подготовка педа-
гога для общеобразовательной школы. По результатам
исследования делается вывод о том, что для подготовки
современного учителя нужна особая технология профес-
сионального обучения, способствующая развитию не
только его познавательной сферы, но и эмоциональных
чувств, творческих способностей. В создании такой тех-
нологии во многом может помочь театральная педагоги-
ка, главные черты которой - глубокая индивидуализация,
творческий характер деятельности и стремление проник-
нуть в природу выразительности человеческих чувств,
так как учитель XXI в. должен быть не только носителем
теоретических знаний, но и специалистом высокого мас-
терства, умеющим убедительно, интересно и творчески
подходить к решению педагогических задач. В связи с
этим методы и приемы актерского мастерства являются
теоретической основой и практическим инструментом в
процессе формирования профессионально значимых ка-
честв современного учителя.
60-65 50
Аннотация
В статье проведён анализ мотивационной
сферы в системе среднего профессионального образо-
вания. Проблема мотивации в настоящее время приобре-
тает особое значение. Формирование мотивации учебной
деятельности лежит на стыке обучения и воспитания и
является важнейшим аспектом современного обучения.
В задачи исследования входило изучение мотивации
современного студента, раскрытие составляющих моти-
вации. Новизной исследования следует считать обновле-
ние содержания образования посредством влияния мо-
тивации обучающихся. В результате исследования было
выявлено, что именно мотивация - основное средство,
которое даст возможность повысить уровень заинтересо-
ванности студентов к учебному процессу, позволит повы-
сить их личный научный, творческий потенциал.
66-71 35
Аннотация
Статья посвящена методу проектов как
способу обучения русскому языку. В ней рассматривается
система занятий, направленных на повторение изученно-
го материала в шестом классе средней школы, органи-
зованная по основным принципам проектной методики,
которые подробно изложены в статье. Представлена
разработка уроков по обобщению и систематизации по-
лученных знаний на примере изучения темы «Морфоло-
гические признаки имён существительных». Рассмотре-
ны некоторые проблемы школьного образования, ввиду
которых речевое развитие в средней школе не достигает
своего результата и предложены способы их решения.
72-78 36
Аннотация
Статья посвящена проблеме форми-
рования основ профессионально-коммуникативной
компетентности (ПКК) студентов-билингвов в высшей
медицинской школе России, которая эксплицируется на
анализ сущностных характеристик предметно-професси-
ональных компетенций (в их компонентном составе) как
инновационных педагогических технологий, направлен-
ных на усовершенствование образовательного процесса.
Автором предлагается и обосновывается характеристика
номенклатуры компетенций по дисциплине «Латинский
язык», разработанных на основе ФГОС ВПО третьего по-
коления, которые содержат комплекс дидактических за-
дач и способствуют цели формирования основ термино-
логического языка медицинской профессии у студентов
факультета иностранных учащихся
84-87 40
Аннотация
В статье рассматривается принцип авто-
номии студентов как основа модернизации высшего про-
фессионального образования. Ставится проблема изме-
нения традиционного подхода к обучению аудированию
и, учитывая специфику данного вида речевой деятель-
ности, обосновывается необходимость формирования
способности к автономному аудированию у студентов
языкового вуза в связи с повышением требований к их
аудитивной способности на современном этапе разви-
тия и модернизации высшего иноязычного образования.
Обсуждается возможность разработки новой методики
обучения аудированию, её теоретическое и эксперимен-
тальное обоснование
88-94 50
Аннотация
В статье обоснована необходимость уде-
лять особое внимание созданию различных видов ака-
демической письменной речи в процессе образователь-
ной деятельности, принимая во внимание его высокий
учебный эффект, непосредственную связь с реальной
профессиональной деятельностью, а также возможнос-
тью активизации потенциальных зон развития, таких, как
интеллектуальный рост, развитие исследовательских
навыков, а также управление собственным временем.
Произведено сравнение научного и официально-делово-
го стилей, в результате чего выявлены различия на лек-
сическом, морфологическом и синтаксическом уровнях,
которые необходимо учитывать при обучении созданию
письменных текстов.
95-99 36
Аннотация
В статье рассматриваются особенности
технологической подготовки обучающихся с ограничен-
ными возможностями здоровья и сохранным интеллек-
том. Проблема обучения технологии таких учащихся
заключается в уменьшении количества часов на их подго-
товку, применение здоровьесберегающих образователь-
ных технологий и обучении индивидуально или в малых
группах, совместно мальчиков и девочек. В связи с этим
авторы предлагают учебный план обучения учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, построенный
на выделении общетехнологической части содержания
учебного материала, интеграции учебных тем с другими
школьными предметами, расширении возможностей тех-
нологической подготовки за счет выполнения школьника-
ми проектов и широкого использования информационных
технологий и ресурсов.
100-104 39
Аннотация
В статье рассматривается углубленное
изучение раздела «Художественная обработка древеси-
ны» и применение метода проектов на уроках «Техноло-
гии», способствует формированию технологической ком-
петентности и универсальных учебных действий. Автор
поднимает вопрос о необходимости разработки учителем
авторских разделов учебной программы общеобразова-
тельных учреждений в рамках «Примерной программы по
технологии - 2010», на примере «Художественной обра-
ботки древесины». Обосновывается последовательное
вовлечение учеников в творческую деятельность, путем
перехода от учебного задания к учебным проектам, а
затем к творческому проекту. Автором предложено при-
мерное содержание проекта по классам на основе тради-
ционной структуры проекта.
105-107 39
Аннотация
В статье анализируются условия форми-
рования ключевых компетенций школьников на уроках тех-
нологии. Дается классификация ключевых компетенций и
влияние на них технологического образования. Раскрыва-
ется связь уроков технологии и эстетического воспитания
школьников. Подчеркивается значение метода проектов,
умение видеть, чувствовать и создавать красоту в про-
цессе трудовой деятельности. Красота, имея огромную
притягательную силу для человека, является наиболее
эффективным стимулятором его деятельности.
108-114 150
Аннотация
В статье рассматривается комплекс
педагогических проблем развития традиций историко-
бытового танца как компонента системы хореографи-
ческого образования. Описывается история дисциплины
«Историко-бытовой танец», анализируются методичес-
кие особенности ее преподавания. Подробно исследует-
ся учебно-методическая обеспеченность преподавания
дисциплины «Историко-бытовой танец» в современных
российских хореографических учебных заведениях. Авто-
ром рассматриваются задачи сохранения педагогических
традиций историко-бытового танца, формулируются важ-
нейшие принципы преподавания данной дисциплины.
115-122 39
Аннотация
В работе показаны возможности при-
менения средств информатизации в учебном процессе
на уроках биологии в 8 классах. Автором представлена
методика организации познавательной деятельности
учащихся с применением средств информационно-ком-
муникационных технологий. Разработаны методические
рекомендации по применению современных средств ИКТ,
способствующих повышению эффективности обучения
биологии. Эксперимент проводился в школах Московс-
кой области. Обучение осуществлялось по программе
основного общего образования по биологии. Методичес-
кие рекомендации, разработанные и апробированные в
ходе педагогического эксперимента, показали высокую
эффективность на практике.
123-126 40
Аннотация
Статья посвящена вопросу развития про-
фессиональной компетентности студентов-художников в
процессе занятий декоративно-прикладным искусством
(на примере художественной мозаики из дерева). Заня-
тия по курсу декоративно-прикладного искусства в рам-
ках высшего художественного образования позволяют
студентам овладеть профессиональным мастерством
художника, развить общий кругозор, познакомиться с
историей народного искусства России и других стран;
формируют творческое отношение к деятельности; учат
бережному и осмысленному отношению к природе
127-132 35
Аннотация
Предложена концепция построения учеб-
ного виртуального предприятия университета, а также
разработана его структура на примере Томского поли-
технического университета. Рассмотрены вопросы прак-
тической реализации междисциплинарного командного
взаимодействия сотрудников и студентов ТПУ в процессе
выполнения проектных работ в рамках учебного виртуаль-
ного предприятия. Представлен проект, реализованный в
структуре учебного виртуального предприятия ТПУ, а так-
же приведены реализованные этапы жизненного цикла
изделия. Обоснована необходимость развития техноло-
гии использования учебного виртуального предприятия в
научной и образовательной деятельности вуза


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)