Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 3 (2014)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

39-44 81
Аннотация
Проблема ИКТ-компетентности учащихся рассматривается в статье в контексте требований новых Федеральных государственных образовательных стандартов учебного предмета «Иностранный язык». Представлен анализ проведенного тестирования старшеклассников на знание компьютера и основных программ, а также на определение уровня владения ими виртуальным языком. Полученные данные дают возможность сделать вывод о необходимости внедрения факультативного или элективного курса по обучению основам электронной коммуникации, что позволит повысить эффективность учебного процесса.
45-52 72
Аннотация
В статье анализируется ситуация развития первичной и вторичной коммуникативной деятельности школьников на уроках русского языка, поднимается проблема оценивания уровня успеваемости учащихся в условиях внедрения ФГОС последнего поколения, соотносится понятие языковой личности с уровнями лингвистического развития старшеклассников, описываются критерии развития способности строить высказывание и способности понимать речь собеседника. Показано состояние обучения разным видам речевой деятельности на конкретных примерах работ школьников.
53-60 94
Аннотация
В статье предпринята попытка осмыслить процесс адаптации методики обучения русскому языку к условиям реального языкового существования, установить конкретные точки пересечения содержания предмета «Русский язык» и общеучебной компетенции современных школьников. Способность оценивать языковые явления, понимать назначение языка в конкретной коммуникативной ситуации, интерпретировать текстовую информацию в соответствии с коммуникативной задачей суть общеучебная компетенция, формируемая средствами предметного содержания.
61-65 74
Аннотация
В статье автор на примере деятельности отделения «Дизайн костюма» факультета изобразительного искусства и народных ремесел МГОУ рассматривает вариативность определения тематики итоговых квалификационных работ как отражение личностных и профессиональных качеств студентов. В статье указывается систематизация приоритетных направлений и соответствие концепции современного высшего профессионального образования в процессе выполнения итоговых квалификационных работ как этап формирования профессиональных компетенций студентов-дизайнеров. Автор обозначает параметры самостоятельного выбора и критерии творческого направления работы и тенденций современного и исторического дизайна костюма. На опыте деятельности кафедры анализируются экономическая обоснованность проектной деятельности студентов отделения дизайна костюма в процессе выполнения итоговых квалификационных работ, а также основные проблемы и пути реализации творческого замысла.
66-76 62
Аннотация
В данной статье предпринята попытка по-новому взглянуть на подход к изложению темы «Текстовые задачи с параметрами в школьном курсе математики». Продемонстрирована синергетическая модель обучения, изображенная в виде соответствующей схемы. В основу классификации положены модели текстовых задач с параметрами, во внутренней структуре которых содержатся несколько схем-предложений, позволяющих строить как текстовые задачи с параметрами, так и «обычные» текстовые задачи. Это является, с точки зрения автора, важнейшим доказательством органической преемственности и целостности структурных компонентов как внутри одной модели, так и внутри каждого из модулей (число, проценты, движение, работа).
77-85 86
Аннотация
В данной статье рассматривается значение ролевых игр для эффективного развития языковой и социокультурной компетенции в контексте подготовки к успешной профессиональной деятельности; дается анализ ряда работ, посвященных исследованию ролевых игр с теоретических и практических позиций; показано использование ролевых игр в обучении английскому языку студентов ВУЗа неязыковой специальности («Банковское дело»). Новое в работе заключается в необходимости проведения с обучающимися ролевых игр циклами, так как только после завершения полного цикла игр уровень усвоения учебного материала достигает значительных величин и происходит формирование личностных и социальных качеств, необходимых в будущей профессии.
86-90 91
Аннотация
В статье рассматривается проблема современного духовно-нравственного воспитания молодежи как одного из наиболее сложных направлений педагогической деятельности, дается оценка художественно-творческих и воспитательных возможностей иконописного творчества в педагогическом процессе воспитательных и образовательных учреждений Московской области. Предлагается внедрить системный подход к духовнонравственному воспитанию молодежи, основанный на совместном творческом и духовном образовании художественно-графических факультетов ВУЗов и образовательных учреждений системы дополнительного образования путем ведения внеклассной и факультативной деятельности учащихся и студентов. В заключение говорится о перспективных наработках в сфере духовно-нравственного и художественного образования в образовательных и воспитательных учреждениях Московской области.
91-97 90
Аннотация
Статья раскрывает особенности авторского подхода к воссозданию преемственности в обучающих программах инструментально-изобразительного цикла. Прежде всего, это «формальный подход» в композиционном построении живописи и графики на основе шедевров прошлого и классических современных образцов. Уточнена «классификация условностей» в классическом изобразительном искусстве применительно к программе обучения студентов-дизайнеров. Автор рассматривает причину появления дилетантизма в графике дизайна и выдвигает свою концептуальную формулу решения данной проблемы.
98-104 78
Аннотация
В статье представлены результаты проведенного критического анализа методов оценивания процесса профессиональной подготовки курсантов-летчиков к ведению воздушного боя. Показано, что на сегодняшний день большинство выполненных исследований не решают в полном объеме проблему подготовки будущих летчиков истребительной авиации в условиях Военного ВУЗа. Сделан вывод, что рациональное использование представленных методов оценивания обучения курсантов-летчиков ведению воздушного боя преподавателями позволит определить уровень знаний и своевременно корректировать процесс обучения.
105-110 64
Аннотация
В данной статье раскрывается идея взаимосвязи причинностного и вероятностного подходов при изучении курса физики в средней школе. Автор рассматривает особенности становления основных категорий - «причинности» и «случайности», идею иерархии на разных уровнях организации материи, а также отражение данной идеи в рамках школьного курса физики. В результате анализа литературы по теме исследования автор сделал вывод о необходимости внесения изменений в существующую методику изучения физики, а в частности, применение схем наблюдения и анализа физических явлений в соответствии с принципом причинности и вероятностным подходом.
111-118 63
Аннотация
В статье анализируется использование компетентностного подхода к профессионально-ориентированному обучению иностранному языку юристов со специализацией в международном праве в контексте новых образовательных стандартов, уточняется содержание общекультурных и профессиональных компетенций, а также обосновывается необходимость отнесения иноязычной коммуникативной компетенции юристов вышеуказанного профиля к сфере профессиональных. В статье выделяются составляющие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции, что имеет большую практическую ценность для конкретизации целей профессионально-ориентированного обучения в русле интеграции компетентностного и межкультурного подходов, более точной оценки уровня владения иностранным языком учащимися и осуществления объективного контроля над результатами обучения будущих юристов.
119-123 248
Аннотация
В статье рассматривается тенденция роста непонимания в процессе общения дизайнера с потребителем или клиентом. Как правило, попытка дизайнера объяснить людям свое мнение оказывается не вполне удачной, так как основная терминология англоязычная. Сегодня необходимо обратить самое пристальное внимание на коммуникативный формат общения между разными социальными слоями и дизайнерами сервисных служб. Дизайн как инструмент совершенствования окружающей среды должен быть адаптирован к уровню межличностного и делового общения.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

137-144 242
Аннотация
Статья посвящена памяти одного из флагманов отечественной социально-педагогической науки и практики - Игоря Адамовича Липского. Анализируется его вклад в развитие теории и методологии социальной педагогики, рассматриваются продуктивные идеи и результаты исследований ученого, касающиеся перспектив развития социальной педагогики в триединстве: как области знания, практики и сферы профессионального образования. Особое внимание при этом уделяется публикациям, в которых прогнозируется будущее социальной педагогики с точки зрения так называемых «методологических рисков» - противоречий и трудностей, сопровождающих процесс ее становления и утверждения в этом триединстве.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

8-12 59
Аннотация
В работе представлен анализ различных аспектов информационного взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда. Определены стороны информационного взаимодействия, перспективные преимущества для каждой из сторон, показана функционально-целевая ориентированность проектируемой единой информационной среды системы взаимодействия профессионального образования и рынка труда в условиях города Москвы. Задача трудоустройства выпускников вуза требует объединения деятельности всех участников данного процесса в единую информационную систему взаимодействия профессионального образования и рынка труда.
13-18 84
Аннотация
В статье описывается региональная система выявления и развития молодых талантов на основе интеграции деятельности учреждений общего и профессионального образования, призванная обеспечить развитие различных видов одаренности и совершенствование форм организации работы с одаренными детьми. Предлагается модель профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными детьми, как варианта модели повышения квалификации на основе полисубъектного взаимодействия. Деятельность сообщества обеспечивает систематизацию, диссеминацию и обогащение субъектного опыта ее членов, способствует самообразованию педагогов, их личностному и профессиональному росту.
19-22 54
Аннотация
В статье анализируются проблемы педагогической теории и школьной практики, связанные с освоением компетентностного подхода, его прочтением в свете стандартов среднего образования нового поколения. Обращается внимание на межпредметный и надпредметный характер компетентностного подхода в контексте гуманитаризации естественнонаучного знания. Гуманитаризация естественнонаучного знания в общеобразовательной школе предполагает обогащение учебных предметов общечеловеческими проблемами и ценностями. Изложенные в работе мысли могут послужить основанием в решении проблемы компетентностного подхода к гуманитаризации естественнонаучного знания в общеобразовательной школе для пересмотра содержания учебных дисциплин и формулировки общих требований к выпускникам школы на языке компетенций.
23-33 113
Аннотация
В статье поднимается проблема неоднозначности представлений о сущности педагогического процесса и его базовых компонентов обучения, воспитания и образования, их непосредственной связи с поэтапным развитием личности. Рассматривается структурная организация учебного предмета «Физическая культура», новый подход к формированию учебного предмета на основе теории ведущего вида деятельности в онтогенезе. Анализируется инновационная модель педагогического процесса по обучению предмету физической культуры.
34-38 123
Аннотация
В статье раскрывается содержание конкурентоспособности личности как системного феномена. Автор с разных научных позиций анализирует понятие конкурентоспособности. Опираясь на различные научные направления: философию, экономику, психологию, педагогику, исследователь выявляет понятие и сущность конкурентоспособности личности и на основе проведенного анализа делает заключение о том, что конкурентоспособность личности базируется на внутренней активной позиции человека, которая формируется на основе осмысления личностью себя, своей деятельности, а также в процессе взаимодействия с окружающей реальностью.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

124-130 72
Аннотация
В статье отражены аспекты психологической готовности к школьному обучению, среди которых основными являются эмоционально-волевая, мотивационная, коммуникативная, интеллектуальная. Особое внимание уделяется вопросу психологической готовности к школе заикающихся детей. Автором раскрыта взаимосвязь феномена фиксированности на дефекте с формированием особенностей личности заикающихся, коммуникативных трудностей, влияющих на отношения со сверстниками, адаптации к новым условиям окружающей среды. В статье предложены творческие приемы и методы, способствующие успешной интеграции заикающихся детей в условиях общеобразовательного учреждения.
131-136 182
Аннотация
В статье раскрывается важный для современной педагогики вопрос здоровьесбережения и здоровьеобогащения ребенка с проблемами речевого развития. Автор отмечает, что заикание - одно из наиболее сложных нарушений речи, отрицательно сказывающееся на всем процессе социализации ребенка. Проведенное исследование показывает, что работа по устранению заикания у детей наиболее эффективна, если она носит комплексный лечебно-оздоровительный и коррекционно-воспитательный характер. Автор аргументировано доказывает, что у дошкольников процесс коррекции заикания, речевого развития и воспитания должен осуществляться в условиях взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения, родителей ребенка с использованием здоровьесберегающих технологий.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)