Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 4 (2019)
Скачать выпуск PDF

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

6-12 76
Аннотация
В статье рассматривается нравственное воспитание школьника в современной поликультурной среде образовательной организации. Раскрываются педагогические проблемы, среди которых: вариативность методологических подходов к осуществлению нравственного воспитания, сложность психологических механизмов нравственного воспитания, возрастные особенности формирования нравственных качеств личности подростка. Раскрыто понятие поликультурной образовательной среды школы и показаны способы актуализации её педагогического потенциала в нравственном воспитании подростка. Проанализированы характерные черты поликультурной образовательной среды, способствующие формированию нравственных качеств личности. Подчёркивается важность фактора поликультурной среды в нравственном воспитании для современной общеобразовательной школы.
13-21 71
Аннотация
В статье изложены результаты исследования, посвящённого внутренней системе оценки качества образования в общеобразовательных организациях. Соответствующая компетенция введена Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статус компетенции предполагает полную самостоятельность образовательных организаций в моделировании мероприятий и процедур внутренней оценки. В рамках исследования выдвинута идея коллективно-распределённого субъекта внутренней оценки качества образования, где каждое отдельное должностное лицо исполняет принятые на себя обязательства, но при этом влияет на суммарный интегрированный эффект внутренней оценки качества образования. Новизна результатов исследования состоит в обосновании организационных условий функционирования коллективно-распределённого субъекта внутренней системы оценки качества образования.
22-29 90
Аннотация
Данная статья отражает исследование педагогического микропотока публикаций по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста за 2018-й и 2019-й гг. на основе информационно-аналитической базы данных «Научная электронная библиотека». Отражена актуальность исследования проблемы экологического образования детей в русле современной государственной образовательной политики. Отмечена полисферность данного направления в контексте метапредметности развития личности в новых условиях. Приведён краткий обзор современной литературы по проблеме отечественных исследователей. Описаны методы исследования - метод библиометрии и метод вебометрии, с помощью которых проводился наукометрический анализ. Раскрыты результаты исследования и приведено заключение, отражающее инновационные векторы развития экологизации детства в новых социокультурных информационных условиях.

РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

30-40 81
Аннотация
Обсуждаются важность и сложность формирования радиационной грамотности школьников. Приводятся два примера использования задачного подхода при изучении явления естественной радиоактивности: решение арифметических задач по простым ядерным реакциям на уроке математики в 6-ом классе, выполнение экспериментального задания по измерению радиационного фона на уроке ОБЖ в 8-ом классе. Анализируются результаты педагогического эксперимента: прогресс в понимании 6-классниками основ строения вещества, стимуляция проектной деятельности по физике 8-классников и динамика изменения их годовых оценок.
41-51 58
Аннотация
Целью работы являются изучение процесса педагогического сопровождения обучающихся и формулирование основных принципов его организации в олимпиадном движении по химии. Процедура и методы исследования заключаются в проведении теоретического анализа научной педагогической литературы по организации педагогического сопровождения обучающихся, а также в оценке эффективности его реализации в образовательном процессе. Результатом проведённого исследования стало формулирование основных компонентов, этапов, методов, принципов и педагогических условий осуществления педагогического сопровождения обучающихся в олимпиадном движении по химии, определяющих успешное решение обучающимися и педагогами образовательных и личностных задач в химическом олимпиадном движении. Практическая значимость заключается в определении основных условий эффективности организации педагогического сопровождения обучающихся в олимпиадном движении по химии, позволяющего индивидуализировать направленное развитие личности обучающихся в индивидуальном соревновательном процессе.
52-58 115
Аннотация
Цель работы - выявить и обозначить виды педагогического общения, а также проанализировать роль коммуникации не только как способа передачи учебной информации, но и как пути воздействия на учащихся. В работе раскрывается процесс личностного и социального воздействия педагога и обучающихся, основанный на использовании коммуникативных умений и навыков учителя как организатора учебно-воспитательного процесса. Сформулированы предложения по подбору речевых средств положительного воздействия на обучающихся, позволяющие педагогу обогатить и разнообразить свои коммуникативные возможности и совершенствовать навыки педагогического общения.
59-65 78
Аннотация
Целью работы является актуализация особенностей организации индивидуально-групповой деятельности обучающихся на разных этапах формирования коммуникативных УУД. Автором осуществлены наблюдения за изменением уровня сформированности коммуникативных УУД школьников при работе в постоянных группах на различных этапах организации групповой работы. По итогам исследования автором сделан вывод о том, что систематическое применение индивидуально-групповой формы обучения на уроках биологии даёт положительный результат в процессе освоения обучающимися образовательной программы по предмету.

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

66-74 121
Аннотация
Целью исследование является выявление эффективности модульной технологии обучения иностранных военнослужащих русскому языку на Элементарном уровне. Проводилась опытная работа, в которой участвовали две группы иностранных курсантов, при этом одна из них изучала русский язык по электронному учебнику, в основе которого находится модульная технология обучения. Благодаря применению метода тестирования и статистического метода были получены результаты, свидетельствующие о том, что использование модульной технологии обучения способствует более эффективному развитию речемыслительной деятельности (особенно в аудировании и говорении) иностранных военных специалистов и закладывает основы формирования вторичной культурно-языковой личности на этапе Элементарного уровня. Описанный в статье опыт применения данной образовательной технологии может быть использован преподавателями РКИ и при создании учебников, и в практической работе с иностранными обучающимися на занятиях.
75-85 52
Аннотация
Целью работы являются рассмотрение и обоснование возможных вариантов содержания, объёма и форм учебного процесса в соответствии с новыми учебными программами по теории и практике перевода в вузах. Автор анализирует изменения в учебном процессе на примере факультета гуманитарных и социальных наук и филологического факультета РУДН (Москва), обобщая опыт последних 15 лет работы. Предлагаются комбинированный формат аудиторного занятия, несколько видов самостоятельных работ, анализируется авторский вариант письменного итогового теста для проверки усвоения теоретических знаний и практических навыков и умений в новых условиях. Авторские разработки нашли отражение в нескольких международных публикациях. В выводах подчёркивается целесообразность введения подобных модификаций в учебный процесс.
86-94 59
Аннотация
Статья посвящена методике расчёта индивидуального рейтинга студента технического университета в случае использования образовательной технологии группового проектного обучения. Указана значимость учёта индивидуального рейтинга в эффективности применения метода проектов в учебном процессе. Представлены результаты разработки многокритериальной, объективной и простой в применении методики оценивания индивидуального вклада каждого студента при выполнении междисциплинарного проекта по математическим дисциплинам в группе. В проведённом исследовании использовались инструментарии математического моделирования в образовании. Для оценки результатов использовались следующие методы: опрос, анкетирование. В результате исследования проведены анализ и обобщение научной и научно-методической литературы по настоящей теме статьи, разработаны критерии, связанные с оценкой представленного курсового проекта различными группами экспертов, в том числе критерии внутригрупповой взаимооценки и самооценки, представлены варианты расчёта кумулятивных индексов для оценки индивидуального вклада каждого участника группы в решение поставленной задачи. Данная методика прошла успешную апробацию при выполнении студентами междисциплинарных проектов по дисциплинам вероятностного цикла в МГТУ им. Н. Э. Баумана.
95-102 69
Аннотация
Целью работы является историко-педагогическая реконструкция процесса становления педагогического сообщества учителей математики: от первых кружков до Всероссийских съездов начала XX века. Вскрыты два основных направления, через которые проходило формирование педагогического сообщества учителей математики. Показано влияние на этот процесс особенностей кадрового обеспечения школ пореформенной России. Сделан вывод о значении личной инициативы педагогов в деле объединения учителей. На конкретном примере реконструкции формирования педагогического сообщества учителей математики расширена сфера современного историко-педагогического знания о процессах модернизации отечественной школы. Вскрыта качественная новизна, появившаяся в процессе развития и выкристаллизовавшаяся в качестве рассмотренного уникального феномена.
103-110 74
Аннотация
Статья посвящена выявлению влияния исследовательского метода обучения при проведении лабораторных работ на качество образования. Авторы внедрили исследовательский метод при проведении лабораторных работ по различным дисциплинам, при этом была использована методика оценки изменения мотивации студентов в процессе обучения. Авторами отмечена положительная динамика в стремлении студентов приобретать знания и овладевать профессией. Даются конкретные примеры возможностей исследовательского метода при проведении лабораторных работ. Сделан вывод о положительном влиянии внедрения исследовательского метода на качество образования.
111-121 91
Аннотация
В статье предлагается один из вариантов создания электронного обучающего тренажёра для отработки темы «Проверка статистических гипотез» - с помощью тестовых заданий типа «Вложенные ответы» в системе дистанционного обучения MOODLE. Даются рекомендации по разработке подобных тренажёров. Подробно описан пример решения одной из текстовых задач по теме «Проверка статистических гипотез для одной выборки» на платформе MOODLE. Тренировочные и итоговые тесты на базе MOODLE по данной теме внедрены автором в учебный курс «Теория вероятностей и математическая статистика» в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова. Отмечена высокая эффективность применения тестов как для изучения данного раздела математической статистики, так и для анализа ошибок, наиболее часто допускаемых студентами при решении задач.
122-131 53
Аннотация
Целью работы является изучение педагогической направленности и проблемы создания условий для эффективного формирования профессиональных компетенций иностранных студентов педагогических специальностей. Авторами сформулирована актуальная задача, прежде всего, для преподавателя вуза: выявить и создать условия для первичного восприятия иностранными студентами педагогических знаний и умений и упрочения мотивации педагогической направленности в дальнейшей учебной деятельности. Авторами проведено исследование мотивов учебной деятельности и привлекательности педагогической профессии среди иностранных студентов, представлены результаты анкетирования по изучению мотивационного компонента профессиональной направленности будущего учителя. На основании обобщения результатов исследования и практического опыта разработаны методические рекомендации, способствующие формированию профессиональной компетентности иностранных студентов.
132-139 66
Аннотация
В статье анализируется взаимодействие интерпретации и перевода в процессе работы с художественным текстом при обучении иностранцев русскому языку. Авторы рассматривают перевод не как самоцель, а как дополнительную возможность по обучению чтению. С целью корректировки традиционной методики был проведён эксперимент с использованием английских сказок в процессе работы иностранных студентов с текстами художественного перевода / пересказа Бориса Заходера. В ходе эксперимента читатели-инофоны занимались по учебным пособиям, созданным авторами данной статьи. В результате обобщения практического опыта делается вывод, что при обучении иностранцев чтению перевод позволяет им произвести самопроверку и выявить ошибки в ходе самостоятельной работы, даёт возможность сопоставить учебный перевод с профессиональным, помогает раскрыть некоторые особенности и трудности перевода с английского языка на русский.
140-153 68
Аннотация
Цель исследования состояла в выявлении отношения студентов к деятельности старост академических групп. Основное содержание статьи составляют результаты письменного опроса студентов об их отношении к выполнению обязанностей, лидерским и личностным качествам старост. Согласно полученным данным, совмещение индивидуальной учебной нагрузки и общественных задач учебно-воспитательного процесса положительно влияет на развитие лидерских качеств старост. Студенты высоко оценивают выполнение обязанностей старостами, отмечают их ответственность, исполнительность и организационные навыки. При этом прослеживается необходимость совершенствования навыков межличностного общения ввиду их новой социальной роли. В заключение статьи обозначена необходимость развития коммуникативной компетентности старосты как лидера группы, которая представляет собой основополагающий компонент структуры личности современного лидера.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)