Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ЗАДАЧИ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ФИЗИКИ, МАТЕМАТИКИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАДИАЦИИ

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2019-4-30-40

Аннотация

Обсуждаются важность и сложность формирования радиационной грамотности школьников. Приводятся два примера использования задачного подхода при изучении явления естественной радиоактивности: решение арифметических задач по простым ядерным реакциям на уроке математики в 6-ом классе, выполнение экспериментального задания по измерению радиационного фона на уроке ОБЖ в 8-ом классе. Анализируются результаты педагогического эксперимента: прогресс в понимании 6-классниками основ строения вещества, стимуляция проектной деятельности по физике 8-классников и динамика изменения их годовых оценок.

Об авторах

А. Ф. Буш
Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия №4
Россия


О. С. Зайцева
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №17
Россия


И. М. Зверева
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; Научно-исследовательский институт ядерной физики им. Д. В. Скобельцына
Россия


Список литературы

1. Беляева Ж. В. Обучение учащихся основной школы естественнонаучным методам познания на основе межпредметных связей биологии, химии и физики: дис. … канд. пед. наук. М., 2015. 233 с.

2. Гуденко Е. В., Зверева И. М., Якубова Н. В. Карта атомных ядер на уроках в школе // Проблемы и перспективы развития образования по физике: Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы: доклады научно-практической конференции, Москва, 10-11 апреля 2019 г.; отв. ред. С. А. Холина. М., 2019. С. 47-54.

3. Данченко С. П. Практикум в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» как условие адаптации учащихся к экстремальным ситуациям: дисс.. канд. пед. наук. СПб., 2004. 185 с.

4. Диркова Е. Ю. Создание и методика применения комплекса средств обучения субатомной физике для средней школы: дисс.. канд. пед. наук. М., 1991. 198 с. Прил. (с. 199-325: ил.).

5. Зверева И. М. Межпредметные связи физики с другими школьными курсами как одно из средств формирования радиационной грамотности обучающихся // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 2. С. 109-116. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-2-109-116

6. Однодневная школьная экскурсия на «передовой рубеж» ядерной физики / Е. В. Борисова и др. // Проблемы и перспективы развития образования по физике: Общеобразовательные учреждения, педагогические вузы : доклады научно-практической конференции,Москва, 11-12 апреля 2018 г.; отв. ред. С. А. Холина. М., 2018. С. 34-42.

7. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ - 99/2010) [Электронный ресурс]. [2010]. URL: http://nucloweb.jinr.ru/nucloserv/inform/instructions/osprb-99-2010.pdf (дата обращения: 19.05.2019).

8. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. П. Фролов и др.; под ред. Ю. Л. Воробьёва. М., 2012. 175 c.

9. Преобразование: Обсуждение проекта Основ безопасности жизнедеятельности: требования к результатам ФГОС ООО [Электронный ресурс]. URL: https://www.preobra.ru/improject-5711?page=2 (дата обращения: 19.05.2019).

10. Пропедевтические задания по ядерной физике [Электронный ресурс] / Е. В. Владимирова и др. // Актуальные проблемы преподавания физики в школе и вузе: материалы Всероссийской научно-методической конференции, 5-6 апреля 2018 г. Рязань, 2018. 1 электрон. опт. диск. (CD-ROM: 2,73 МB).

11. Романов Е. В. Ретроспективный анализ подходов к изучению вопросов радиационной безопасности в общеобразовательной школе // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 204-207.

12. Сафронова О. А. Радиоактивное излучение и его действие на организм человека // Физика в школе. 2017. № 3. С. 202-217.

13. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2000. 350 с.

14. Установка «Космический душ» как одно из средств формирования радиационной грамотности обучающихся во внеурочной деятельности / С. С. Белышев и др. // Наука и школа. 2017. № 6. С. 132-138.

15. Черемисина Ю. П., Белоус Д. А. Роль радиационной грамотности молодежи в восприятии ядерных технологий: результаты социологического исследования // Научно-инновационное сотрудничество: сборник научных трудов научно-технической конференции, 21-25 января 2002 г. Ч. 3. М., 2002. С. 135-136.

16. Шанин С., Рязанцев М. Радон - надуманные страхи или исцеление // Молодёжь и инноватика: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции учащихся и студентов. Ч. I / науч. ред. Е. Ю. Гирба. Серпухов., 2019. С. 243-246.

17. Шилов В. Ф. Лабораторные работы в школе и дома : Квантовая физика. М., 2006. 96 с.

18. Ядерная арифметика на уроках математики в 6-ом классе [Электронный ресурс] / Е. В. Владимирова, И. М. Зверева, Л. А. Янин. URL: http://prac-gw.sinp.msu.ru/teacher/nuclear_math.pdf (дата обращения: 19.05.2019).

19. IAEA Power Reactor Information System (PRIS) [Электронный ресурс]. URL: https://pris.iaea.org/pris/ (дата обращения: 17. 05. 2019).

20. Johnson A. Radiation and Atomic Literacy for Nonscientists // Science. 2013. Vol. 342. P. 436-437.

21. Science Literacy: Concepts, Contexts, and Consequences / ed. C. E. Snow, K. A. Dibner. Washington, 2016. 152 p.


Рецензия

Просмотров: 93


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)