Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ТЕМА НОМЕРА: ВОСПИТАНИЕ И ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2 (2021)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

6-14 144
Аннотация

Цель. В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи аксиологии и инноватики в образовательных системах. Традиции народа, пронизывая национальную культуру, создают тот необходимый каркас, тот стержень, который удерживает всю систему в состоянии целостности и прогрессивного развития.

Процедура и методы. Осуществление анализа литературы по проблемам аксиологии и инноватики в образовании, описание опыта педагогических исследований позволили сделать как теоретические, так и практико-ориентированные выводы.

Результаты. Анализ теоретической литературы и результатов научных исследований позволил осмыслить процессы создания педагогических новшеств, их освоения педагогическим сообществом и применения, что объективно ведёт к определению предмета и задач педагогической аксиологии. Выделены такие ключевые понятия, отражающие взаимосвязь аксиологии и инноватики, как аксиосфера интернета, сетевая личность, университетская молодёжная субкультура, креативность как системообразующий результат образовательного процесса.

Теоретическая и/или практическая значимость данного исследования состоит в проведённом анализе взаимосвязи аксиологии и инноватики в образовании, сущностная характеристика которой состоит в сохранении баланса нового и старого, что обеспечивает развитие образовательных систем. Описанный в статье опыт может быть экстраполирован в практику образовательных организаций.

15-26 195
Аннотация

Цель. Определение аксиологических индикаторов качества воспитания будущего педагога в вузе, иными словами, выяснение и экспериментальное подтверждение существования ценностных показателей качества воспитания будущих педагогов. С этой целью нами поставлены задачи уточнить, каковы ценности студентов педагогических вузов, определяющие их выбор профессии, будущую педагогическую деятельность, определить технологии, формы и методы воспитательной работы в педагогическом вузе, имеющие аксиологическую направленность.

Процедура и методы. В статье на основе теоретического анализа определены аксиологические индикаторы качества воспитания будущего педагога (ценностные ориентации, ценностное самоопределение, аксиологический потенциал личности студента и преподавателя, университетская молодёжная субкультура). На основе опросника «Ценностный профиль будущего педагога», ассоциативного анализа, методики незаконченных предложений проведён анализ ценностных ориентаций студентов. В опросе приняли участие 146 студентов МГОУ.

Результаты. На поисково-диагностическом этапе нами были проанализированы тексты диссертационных исследований и статей, опубликованных в российских рецензируемых научных журналах перечня ВАК Министерства образования и науки РФ, мировых научных журналах, входящих в базу данных «Scopus». Анализ работ позволил определить актуальность изучаемой проблемы, выбрать адекватные методы исследования, сформулировать педагогическую проблему. Адаптированный опросник Ш. Шварца «Ценностный профиль будущего педагога» в google-формате, методика незаконченных предложений, ассоциативный эксперимент позволили выявить ценности будущих педагогов, которые доопределяют национальные ценности образования.

Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование способствует решению научной проблемы по определению аксиологических индикаторов качества воспитания будущих педагогов, имеющей важное социокультурное значение в новых постоянно меняющихся условиях, выводит на новый уровень научные исследования, связанные с изучением ценностных ориентаций будущих педагогов, аксиологического потенциала личности, ценностного самоопределения, ценностного выбора, субъектности студента как целостной аксиологической характеристики личности, университетской молодёжной субкультуры.

Практическое значение данной работы заключается в том, что она направлена на совершенствование воспитательного пространства университета в контексте ценностного содержания.

27-41 173
Аннотация

Цель. Теоретически и практически обосновать целесообразность применения ресурсов форсайт-воспитания в стратегическом развитии общеобразовательной организации.

Процедура и методы. В исследовании использованы теоретические методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, гипотетический метод, SWOT-анализ – метод ситуационного анализа и стратегического планирования, моделирование; эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент; методы статистического анализа.

Результаты. На основе выявления сущности феномена форсайта, его функциональных механизмов, содержательных аспектов и, главное, воспитательного потенциала в исследовании доказана востребованность ресурсов форсайт-воспитания в целях стратегического развития общеобразовательной организации в условиях неопределённости и трансформации общества. На основе форсайт-технологии была разработана модель управления кадровыми ресурсами, играющими ведущую роль в стратегическом развитии общеобразовательной организации.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию форсайт-воспитания за счёт расширения и дополнения теоретического знания ресурсным подходом, а также могут быть применимы в разработке дорожной карты стратегического развития общеобразовательной организации в условиях постоянных изменений.

42-54 92
Аннотация

Цель. Анализ организации и функционирования деятельности российских университетов в области международного сотрудничества на предмет формирования иностранных элит.

Задачи исследования – сформулировать стратегию обучения иностранных граждан в российских вузах; представить методические рекомендации по реализации государственного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (2017–2025 гг.) в сфере международного сотрудничества.

Процедура и методы. В статье представлен авторский анализ государственного проекта и даны методические рекомендации по исполнению указа Президента РФ В. В. Путина в сфере международного сотрудничества, включающего идею формирования иностранных элит, дружественных по отношению к России. Методологическую основу исследования составили методы наблюдения, обобщения и интерпретации результатов.

Результаты. Для достижения цели максимизации конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ необходимо проводить комплекс мероприятий, способствующих созданию привлекательного имиджа России и российского образования для иностранцев.

Теоретическая и/или практическая значимость. Разработка методики формирования иностранных элит, дружественных к России, и стратегии развития языковой подготовки для всех уровней образования. Материалы и выводы данной научной работы могут быть использованы в реализации государственного проекта в сфере международного сотрудничества, в разработке плана программы внеаудиторной работы с иностранными студентами с целью создания благоприятной образовательной среды в России.

55-63 89
Аннотация

Цель. Определить закономерности формирования ценностных ориентаций ребёнка 6–11 лет в условиях педагогической системы, ориентированной на приоритет физического развития.

Процедура и методы. Автором проанализирована научная литература по теме исследования, произведён историко-ретроспективный анализ поставленного вопроса.

Результаты. Выявлены закономерности формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста в условиях педагогических систем, ориентированных на приоритет физического развития.

Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщение опыта педагогов, формирующих ценностные ориентации средствами физической культуры и спорта. Введена также авторская редакция понятия «формирование ценностных ориентаций младших школьников в спортивной школе».

64-73 94
Аннотация

Актуальность исследования вызвана необходимостью переосмысления роли физического воспитания обучающихся современного педагогического вуза как одного из ключевых направлений воспитательной работы в образовательной организации высшего образования.

Цель. Выявить ресурсный потенциал условий реализации воспитательной работы физкультурно-спортивной направленности в современном педагогическом вузе, определить особенности внутренней позиции обучающихся в отношении здоровья.

Процедура и методы. Системный анализ, обобщение, синтез, методика В. Е. Цибульниковой «Внутренняя позиция педагога в отношении здоровья», авторское анкетирование.

Результаты. Физической культурой во внеучебное время занимаются 67% студентов, соблюдают принципы правильного питания 22%, читают специализированную литературу 5%; в наибольшей степени на физическое воспитание студентов в рамках воспитательной работы вуза влияет дисциплина «Физическая культура» (41%), во вторую очередь содержание различных дисциплин здоровьесозидающей направленности (40%); сознательно-ответственную внутреннюю позицию в отношении здоровья имеют 89% студентов, пассивно-попустительскую позицию 6%, гиперактивную 4%, игнорирующую 1% обучающихся соответственно.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

74-93 148
Аннотация

Цель. Блоговая деятельность обладает значительным потенциалом для развития коммуникативной компетенции у изучающих иностранный язык, однако этот вид деятельности слабо интегрируется в образовательный процесс в связи со сложностями его оценки в рамках балльно-рейтинговой системы, принятой в отечественных вузах. Данное исследование ставит своей целью изучение современных подходов к оцениванию в педагогической теории и практике преподавания иностранных языков, а также разработку схемы оценивания блоговой деятельности на иностранном языке в условиях вузовского образования.

Процедура и методы. В ходе исследования были использованы методы сравнительного анализа, анкетирования на основе компетентностного, личностно ориентированного и деятельностного подходов.

Результаты. В результате исследования была разработана схема оценки блоговой деятельности, сочетающая различные формы контроля и учитывающая существующие шкалы оценки учебной деятельности в рамках университетских программ обучения иностранному языку. Разработанная схема представляет собой цикл процедур оценивания, включающий качественную, количественную оценки, различные виды обратной связи и самооценку. Для облегчения внедрения данной системы оценивания в образовательный процесс были разработаны шкалы оценивания и разделы студенческого электронного портфолио.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы преподавателями иностранного языка высших учебных заведений при формировании программ обучения иностранному языку и включении новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

94-103 202
Аннотация

Цель. Раскрытие особенностей трудностей, с которыми сталкиваются персоязычные студенты, когда изучают русскую посессивную конструкцию «у кого есть что» и связанные с ней конструкции.

Процедура и методы. Авторами произведён анализ соответствующих конструкций в персидском и русском языках и грамматических особенностей русской конструкции. Классифицировались также проблемы, возникающие при обучении конструкции «у кого есть что», на основе полученных данных из проведённого ассоциативного эксперимента.

Результаты. По заключению авторов статьи, основные трудности в изучении русской конструкции «у кого есть что» для иранских студентов связаны с несовпадением соответствующих конструкций в русском и персидском языках, которое проявляется в разных аспектах.

Теоретическая и/или практическая значимость. В итоговой части статьи сформулированы предложения по развитию методов преподавания конструкции «у кого есть что» и связанных с ней конструкций персоязычным студентам.

 

104-112 103
Аннотация

Цель. Исследование факторов, оказывавших влияние на стилистические и технологические особенности выполнения резьбы и росписи по дереву в Московском регионе России.

Процедура и методы. Рассматривается временной отрезок в развитии культуры и народного искусства Московского региона с конца Х по конец ХХ вв. При проведении исследования применены методы наблюдения, интерпретации результатов, а интеграционные исторические процессы в народном искусстве рассматриваются как базовые для возникновения современного декоративно-прикладного искусства.

Результаты. В статье определяются основные точки соприкосновения резьбы и росписи по дереву в общественной и культурной жизни славянских народов.

Теоретическая и/или практическая значимость. Автор утверждает, что изучение совместного развития и интеграции данных видов народного и декоративно-прикладного искусства является важным разделом изучения декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного художественного образования.

113-120 87
Аннотация

Цель. Рассмотрение видения методических проблем изучения английского языка в техническом вузе преподавателями и студентами и их решений с учётом имеющихся возможностей.

Процедура и методы. В статье описаны различные методические проблемы, возникающие на практике у обеих сторон учебного процесса. Применены методы наблюдения, обобщения, на основе квантитативного метода представлены результаты опроса студентов.

Результаты. В ходе исследования были выявлены существующие и наиболее значимые трудности методического характера, присущие именно техническому вузу. С учётом имеющихся на базе университета возможностей сформулированы предложения, позволяющие приступить к разработке единого комплекса рабочих программ и последовательно вывести качество преподавания английского языка на новый уровень.

Теоретическая и/или практическая значимость состоит в возможности использования описанного в статье опыта для обоснования и создания единого комплекса рабочих программ по предмету. Сформулированы предложения по совершенствованию процесса обучения с последующим использованием их в практике преподавания английского языка в техническом вузе.

121-127 94
Аннотация

Цель. Исследование формирования профессиональных компетенций студентов в результате обучения резьбе и росписи по дереву в художественном вузе.

Процедура и методы. Рассматривается практический опыт работы художественных мастерских резьбы и росписи по дереву при выполнении студентами итоговых квалификационных работ. При проведении исследования применены методы наблюдения, интерпретации результатов, а интеграционные образовательные процессы рассматриваются как основа для научнопоисковой деятельности в сфере декоративно-прикладного искусства.

Результаты. В статье определяются основные параметры интеграции образовательных курсов и рабочих программ дисциплин в процессе изучения резьбы и росписи по дереву в рамках специализации студентов.

Теоретическая и/или практическая значимость. В статье приводится пример опытной разработки системы взаимодействия художественных мастерских резьбы и росписи по дереву в процессе выполнения итоговых квалификационных работ студентов. Авторы отмечают проблематику взаимодействия методик обучения декоративно-прикладному искусству в зависимости от направления деятельности.

128-139 186
Аннотация

Цель. Анализ упражнений для формирования коммуникативной и лингвокультурологической компетенций в курсе «Русская литература».

Процедура и методы. В статье представлены упражнения по практике речи, письму, лингвокультурологии в курсе «Русская литература». В статье даются методико-психологические рекомендации по введению данных упражнений на уроке. При проведении исследования применены методы эксперимента, наблюдения, обобщения, интерпретации результатов, анкетирования.

Результаты. Проведённый анализ показал, что упражнения, базируясь на текстах произведений, должны носить комплексный характер, включать в себя аудиовизуальный и интерактивный компоненты и восполнять нехватку реальной коммуникативной практики у китайских студентов.

Теоретическая и/или практическая значимость. Авторами предложена система поступательных упражнений, нацеливающих студентов на правильное использование языка в общении и расширяющих их знания о русской культуре в рамках урока литературы.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

140-148 140
Аннотация

Цель Выявление сущности и содержания профессионального воспитания на примере подготовки социальных педагогов.

Процедура и методы. В статье на основе личностного, системного, средового и личностно-деятельностного подходов раскрыты сущность, содержание и особенности профессионального воспитания в процессе подготовки социальных педагогов. При проведении исследования использовались методы: анализ и синтез, обобщения, классификация.

Результаты. Представлены различные походы к пониманию существа профессионального воспитания студентов. Раскрывается авторское понимание его существа. Охарактеризовано понимание профессиональной культуры социального педагога как результата его профессионального воспитания. Раскрыты внутренняя и внешняя составляющая профессиональной культуры социального педагога. Выделены базовые аспекты профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе, в становлении которых необходимо профессиональное воспитание: педагогическое мировоззрение; деонтологические основы личности; осознание социоролевого положения как социального педагога; культура профессионально-педагогического поведения; индивидуальный стиль профессиональной деятельности и гражданская позиция.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию профессионального воспитания, выделенные её компоненты позволяют обеспечить предметным наполнением содержание профессиональной подготовки социальных педагогов.

 

149-157 117
Аннотация

Цель. Прояснение источников и возможностей развития компетентностного подхода в контексте топологических представлений. До сих пор использование топологических понятий в сфере образования носит метафорический характер и не опирается на развитую научную теорию.

Процедура и методы. Анализируется опыт развития топологических представлений применительно к различным сферам социально-гуманитарного знания.

Результаты. Основным результатом исследования является применение некоторых базовых принципов топологического подхода к решению вопроса сокращения количества компетенций и построению единого «компетентностного пространства».

Теоретическая и/или практическая значимость. Статья может быть полезна для разработчиков новых образовательных стандартов и программ, а также – для дискуссии о возможностях применения математических (топологических) методов в исследованиях в сфере образования.

158-164 90
Аннотация

Цель. Выявление креативности и динамики изменения её показателей у будущих учителей физической культуры в процессе профессионального образования.

Процедура и методы. В статье рассмотрены результаты диагностирования креативности будущих учителей физической культуры и анализа основ содержания их профессионального образования. При проведении исследования применялись методы анализа и обобщения данных литературы, тестирование личностной креативности, математическая обработка полученных экспериментальных данных.

Результаты. В ходе исследования было установлено, что за четырёхлетний период профессионального образования уровень сформированности личностной креативности и креативного потенциала у будущих учителей физической культуры изменяется незначительно и соответствует средним и ниже средних показателям.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволили рекомендовать внедрение в профессиональное образование будущих учителей физической культуры разнообразных форм активного и интерактивного обучения, разработку учебных проектов по основным направлениям их теоретической и методической подготовки.

165-174 144
Аннотация

Цель. Целью данной работы являются систематизация и описание основных направлений коррекционно-логопедической работы по формированию монолога-рассуждения у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.

Процедура и методы. В статье приведён анализ взглядов исследователей, обобщены экспериментальные данные и практический опыт авторов по вопросам овладения речью-рассуждением детьми старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием. Обозначены критерии для оценки монолога-рассуждения дошкольников с ОНР; проанализированы основные его недостатки и факторы, их определяющие.

Результаты. Указано на ведущую роль языковых затруднений в овладении монологом-рассуждением дошкольниками с ОНР. Определены приоритетные направления коррекционнологопедической работы; предложены конкретные приёмы преодоления речевых и коммуникативных трудностей дошкольников с ОНР.

Теоретическая и/или практическая значимость. Основные положения и выводы исследования вносят вклад в содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими речевое недоразвитие.

 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)