Теоретико-методологические основания изучения формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в детской спортивной школе
https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-2-55-63
Аннотация
Цель. Определить закономерности формирования ценностных ориентаций ребёнка 6–11 лет в условиях педагогической системы, ориентированной на приоритет физического развития.
Процедура и методы. Автором проанализирована научная литература по теме исследования, произведён историко-ретроспективный анализ поставленного вопроса.
Результаты. Выявлены закономерности формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста в условиях педагогических систем, ориентированных на приоритет физического развития.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщение опыта педагогов, формирующих ценностные ориентации средствами физической культуры и спорта. Введена также авторская редакция понятия «формирование ценностных ориентаций младших школьников в спортивной школе».
Об авторе
Н. Ю. МельниченкоРоссия
Мельниченко Наталия Юрьевна – аспирант кафедры педагогики Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, заместитель директора по учебно-спортивной работе МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа № 5»
683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д. 4,
683008, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Курильская, д. 1
Список литературы
1. Виленский М. Я Личностное развитие студента как ценность образовательного процесса по физической культуре // Педагогическое образование и наука. 2010. № 11. С. 4–10.
2. Дубровский Д. И. Природа сознания: Восток – Запад // Философский журнал. 2018. № 2. С. 106–122.
3. Ильясов Д. Ф., Смирнова Ю. В. Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и её формирование у младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 9. С. 332–338.
4. Краевский В. В. Методологические характеристики научного исследования // Народное образование. 2010. № 5 (1398). С. 135–143.
5. Куртвапова В. М., Рачковская Н. А. Нравственное воспитание школьника в поликультурном образовательном пространстве // Традиции и новации в профессиональной подготовке деятельности педагога: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Тверь, 2018. С. 88–94.
6. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений / отв. ред., сост., вступ. ст. Г. Г. Шахвердова: в 5 т. М.: Физкультура и спорт, 1951–1956.
7. Рачковская Н. А., Сероветникова С. А. Воспитание ценностных ориентаций старших подростков средствами учебного предмета // Приоритеты в образовании: ретроспективные аспекты и перспективные направления: коллективная монография / под ред. И. Д. Лельчицкого. Тверь, 2018. С. 110–123.
8. Рачковская Н. А., Сероветникова С. А. Философские основы формирования ценностных ориентаций личности школьника // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014. № 2. С. 34–41.
9. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании [Электронный ресурс]. URL: https://readli.net/emil-ili-ovospitanii (дата обращения: 01.05.2021).
10. Фирсина О. А. Формирование духовно-ценностной ориентации младших школьников // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2015. № 8. С. 226–229.
11. Холодкова О. Г. Психолого-педагогические факторы присвоения ценностей в младшем школьном возрасте // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном Российском образовании: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвящается 80-летию АлтГПА. Барнаул, 2013. С. 228–231.
12. Цибульникова В. Е. Конвергенция, интеграция и синергизм как методологическая триада ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом // Преподаватель XXI век. 2018. № 2-1. С. 168–189.
13. Цибульникова В. Е. Концептуальная модель ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом общеобразовательной организации // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1 (138). С. 35–41.
14. Цибульникова В. Е. Педагогический анализ урока в системе ценностно-ориентированного здоровьесозидающего управления педагогическим коллективом // Теория и практика физической культуры. 2018. № 3. С. 33–35.
15. Цибульникова В. Е. Ценностно-ориентированное управление педагогическим коллективом общеобразовательной организации // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 429–434.
16. Цибульникова В. Е., Верейкина С. Н. Роль семьи и школы в формировании ценности социального здоровья // Перспективы развития отечественного образования: приоритеты и решения: сборник статей восьмых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами / отв. ред. С. Г. Воровщиков, О. А. Шклярова. М., 2016. С. 205–208.
17. Чиглинцев Е. А. Возрождение Олимпийских игр как социально-педагогический проект Пьера де Кубертена // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Т. 150. № 3. С. 256–260.