Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Аксиологические индикаторы качества воспитания будущего педагога в вузе

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-2-15-26

Аннотация

Цель. Определение аксиологических индикаторов качества воспитания будущего педагога в вузе, иными словами, выяснение и экспериментальное подтверждение существования ценностных показателей качества воспитания будущих педагогов. С этой целью нами поставлены задачи уточнить, каковы ценности студентов педагогических вузов, определяющие их выбор профессии, будущую педагогическую деятельность, определить технологии, формы и методы воспитательной работы в педагогическом вузе, имеющие аксиологическую направленность.

Процедура и методы. В статье на основе теоретического анализа определены аксиологические индикаторы качества воспитания будущего педагога (ценностные ориентации, ценностное самоопределение, аксиологический потенциал личности студента и преподавателя, университетская молодёжная субкультура). На основе опросника «Ценностный профиль будущего педагога», ассоциативного анализа, методики незаконченных предложений проведён анализ ценностных ориентаций студентов. В опросе приняли участие 146 студентов МГОУ.

Результаты. На поисково-диагностическом этапе нами были проанализированы тексты диссертационных исследований и статей, опубликованных в российских рецензируемых научных журналах перечня ВАК Министерства образования и науки РФ, мировых научных журналах, входящих в базу данных «Scopus». Анализ работ позволил определить актуальность изучаемой проблемы, выбрать адекватные методы исследования, сформулировать педагогическую проблему. Адаптированный опросник Ш. Шварца «Ценностный профиль будущего педагога» в google-формате, методика незаконченных предложений, ассоциативный эксперимент позволили выявить ценности будущих педагогов, которые доопределяют национальные ценности образования.

Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование способствует решению научной проблемы по определению аксиологических индикаторов качества воспитания будущих педагогов, имеющей важное социокультурное значение в новых постоянно меняющихся условиях, выводит на новый уровень научные исследования, связанные с изучением ценностных ориентаций будущих педагогов, аксиологического потенциала личности, ценностного самоопределения, ценностного выбора, субъектности студента как целостной аксиологической характеристики личности, университетской молодёжной субкультуры.

Практическое значение данной работы заключается в том, что она направлена на совершенствование воспитательного пространства университета в контексте ценностного содержания.

Об авторах

Л. В. Мосиенко
Московский государственный областной университет
Россия

Мосиенко Людмила Васильевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

1414014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Е. В. Широкова
Московский государственный областной университет
Россия

Широкова Елена Валерьевна – старший преподаватель кафедры педагогики

1414014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



И. В. Хлызова
Московский государственный областной университет
Россия

Хлызова Ирина Валерьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики 1414014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Аксиология иноязычного педагогического образования: коллективная монография; по итогам Международного научно-практического форума, посвященного 65-летию кафедры методики преподавания иностранных языков, Москва, 6–7 декабря 2019 г. / М. А. Ариян; под ред. А. К. Крупченко, С. В. Чернышова. М.: МПГУ: Г. Ю. Крюков, 2020. 423 с.

2. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. 500 с.

3. Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. 608 с.

4. Бушкова-Шиклина Э. В. Ценностные индикаторы личности и деятельности руководителя: возможности социологического анализа: монография. М.: ИНФРА-М, 2016. 228 с.

5. Воспитание успешно, если оно системно: материалы первых Всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию Л. И. Новиковой, г. Владимир, 23–25 января 2006 г.) / под ред. А. В. Гаврилина, Н. Л. Селивановой. Владимир: Владимирский институт повышения квалификации работников образования, 2006. 348 с.

6. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

7. Касаткин П. И. Аксиология образования: архитектоника современного образовательного пространства: монография / науч. ред. М. М. Лебедева. М.: МГИМО-Университет, 2018. 252 с.

8. Кирьякова А. В., Мосиенко Л. В., Ольховая Т. А. Аксиологические индикаторы качества образования в контексте Болонского процесса // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-3. С. 519–523.

9. Контроль воспитательного процесса: современные подходы, формы и методы: методическое пособие / под ред. Е. Н. Степанова. М.: Педагогический поиск, 2014. 176 с.

10. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. 6-е изд., перераб. М.: Академия, 2006. 512 с.

11. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 544 с.

12. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.

13. Цибульникова В. Е., Федорова Е. Н. Смыслосозидательный континуум профессиональной деятельности учителя // Казанский педагогический журнал. 2015. №6-2 (113). С. 275–279.

14. Щуркова Н. Е., Баранова Е. Ф. Лекции о воспитании. М.: Педагогический поиск, 2009. 208 с.

15. Яковлев С. В. Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования: монография. М.: ИНФРА-М, 2016. 137 с.

16. Schwartz S. Self-regulation, Motivational Conflict and Values: A Dissertation, 2009. 345 p.

17. Williams C., Chuprov V., Zubok J. Youth, risk and russian modernity. London: Taylor and Francis, 2018. 232 р.

18. Zubok J. A. Risk among youth in modern russia: problems and trends // Contemporary Youth Research: Local Expressions and Global Connections. London: Taylor and Francis, 2017. P. 89–101.


Рецензия

Просмотров: 216


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)