Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Использование блогов при изучении иностранного языка в высшей школе: проблемы оценки

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-2-74-93

Аннотация

Цель. Блоговая деятельность обладает значительным потенциалом для развития коммуникативной компетенции у изучающих иностранный язык, однако этот вид деятельности слабо интегрируется в образовательный процесс в связи со сложностями его оценки в рамках балльно-рейтинговой системы, принятой в отечественных вузах. Данное исследование ставит своей целью изучение современных подходов к оцениванию в педагогической теории и практике преподавания иностранных языков, а также разработку схемы оценивания блоговой деятельности на иностранном языке в условиях вузовского образования.

Процедура и методы. В ходе исследования были использованы методы сравнительного анализа, анкетирования на основе компетентностного, личностно ориентированного и деятельностного подходов.

Результаты. В результате исследования была разработана схема оценки блоговой деятельности, сочетающая различные формы контроля и учитывающая существующие шкалы оценки учебной деятельности в рамках университетских программ обучения иностранному языку. Разработанная схема представляет собой цикл процедур оценивания, включающий качественную, количественную оценки, различные виды обратной связи и самооценку. Для облегчения внедрения данной системы оценивания в образовательный процесс были разработаны шкалы оценивания и разделы студенческого электронного портфолио.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы преподавателями иностранного языка высших учебных заведений при формировании программ обучения иностранному языку и включении новых информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Об авторе

Е. А. Кытманова
Московский государственный областной университет
Россия

Кытманова Екатерина Александровна – кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков

141014 Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Барышникова О. В. Оценка качества профессионально ориентированной подготовки по иностранному языку в техническом вузе: цели, содержание, параметры и критерии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. №14 (753). С. 144–155.

2. Будаев В. Д. О трудностях перехода на балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 10. С. 51–54.

3. Бурцева Э. В., Чепак О. А. Опыт и проблемы применения системы балльно-рейтингового контроля в обучении иностранному языку студентов неязыковых факультетов // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2014. № 15. С. 79–84.

4. Вопияшина С. М., Малявина А. Н. Методические проблемы обучения студентов-переводчиков по балльно-рейтинговой системе // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. № 4. С. 171–175.

5. Гареев A. A., Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Организация самостоятельной работы студентов на основе учебных блогов // Образование и науки. 2018. Т. 20. № 3. С. 117–139.

6. Голев Н. Д. Ноотека: балльно-рейтинговая система + проектирование, или к вопросу о переходе количественных измерений ЗУН в качественные // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 3 (3). С. 199–213.

7. Головчанская Р. Г. Технологическая карта для контроля формирования иноязычной компетенции у студентов заочной формы обучения неязыковых вузов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2010. № 4. С. 165–169.

8. Зубова Л. В., Ренер Е. И. и др. Проблемы применения балльно-рейтинговой системы в вузе для контроля учебных достижений студентов // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 53–60.

9. Колесников A. A. Количественный и качественный контроль результатов профориентационного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в высшей школе. 2019. № 1. С. 14–24.

10. Коренев A. A. Обратная связь в обучении и педагогическом общении // Rhema. Рема. 2018. № 2. С. 112–127.

11. Короткова Е. Г. Применение балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов при изучении иностранного языка // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 24 (157). С. 43–46.

12. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 115–127.

13. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Технологии веб 2.0: социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12–18.

14. Сысоев П. В., Мерзляков K. A. Использование метода рецензирования в обучении письменной речи обучающихся на основе блог-технологии // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1. С. 36–47.

15. Яроцкая Л. В. Контроль сформированности межкультурной компетенции в программно-методическом обеспечении учебного процесса по иностранному языку в вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2012. № 12 (645). С. 72–82.

16. Boud D., Cohen R., Sampson J. Peer Learning and Assessment // Assessment and Evaluation in Higher Education. 1999. № 24 (4). P. 413–426.

17. Chong S. W. A Systematic Review of Written Corrective Feedback Research in ESL/EFL Contexts // Language Education &Assessment. 2019. № 2 (2). P. 70–95.

18. Dippold D., Peer feedback through blogs: Student and teacher perceptions in an advanced German class // ReCALL. 2009. № 21 (1). P. 18–36.

19. Dohrenwend A. Serving up the feedback sandwich // Family Practice Management. 2002. № 9 (10). P. 43–46.

20. Evans C. Making Sense of Assessment Feedback in Higher Education // Review of Educational Research. 2013. № 83 (1). P. 70–120.

21. Garcia E. The Use of Blogs for Teaching and Learning in UK and US Higher Education: A PhD Thesis [Электронный ресурс]. URL: https://pearl.plymouth.ac.uk/bitstream/handle/10026.1/9296/2017Garcia702005phd_full.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

22. Ghazi S., Zamanian M., The Effect of Asynchronous versus Conventional Corrective Feedback on the Correct Use of Prepositions in an EFL Context // International Journal of English and Education. 2016. № 5 (2). P. 152–166.

23. The Impact of Feedback in Higher Education: Improving Assessment Outcomes for Learners / M. Henderson, R. Ajjawi, D. Boud, E. Molloy. Palgrave Macmillan, 2019. 303 p.

24. Huang H. Students and the Teacher’s Perceptions on Incorporating the Blog Task and Peer Feedback into EFL Writing Classes Through Blogs // English Language Teaching. 2016. № 9 (11). P. 38–47.

25. Hyland K., Hyland F., eds. Feedback in Second Language Writing: Contexts and Issues. Cambridge University Press, 2019.

26. Jonsson A. Facilitating productive use of feedback in higher education // Active Learning in Higher Education. 2012. № 14 (1). P. 63–76.

27. Kepner C. G. An Experiment in the Relationship of Types of Written Feedback to the Development of Second-Language Writing Skills // The Modern Language Journal. 1991. № 75 (3). P. 305–313.

28. Lin M. H. The unrealistic claims for the effects of classroom blogging on English as a second language, students’ writing performance // British Journal of Educational Technology. 2011. № 42 (6). P. 148–151.

29. Minocha S., Kerawalla L. University Students’ Self-Motivated Blogging and Development of Study Skills and Research Skills [Электронный ресурс]. M. J. W. Lee, C. McLoughlin (eds). In: Web 2.0-Based ELearning: Applying Social Informatics for Tertiary Teaching. Information Science Reference, 2011.

30. Nicol D. From monologue to dialogue: improving written feedback processes in mass higher education // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2010. № 35 (5). P. 501–517.

31. Sadler D. R. Formative assessment and the design of instructional systems // Instructional Science, 1989. № 18 (2). P. 119–144.

32. Sadler D. R. Opening up feedback. Teaching learners to see // Reconceptualising Feedback in Higher Education. Developing Dialogue with Students / ed. S. Merry et al. Routledge, 2013. P. 54–63.

33. Truscott J. The Case Against Grammar Correction in L2 Writing Classes // Language Learning. 1996. № 46. P. 327–369.

34. Walker M. An Investigation into written comments on assignments: do students find them usable? // Assessment & Evaluation in Higher Education, 2009. № 34 (1). P. 67–78.


Рецензия

Просмотров: 148


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)