Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 2 (2019)
Скачать выпуск PDF

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

6-12 128
Аннотация
Целью работы является раскрытие основных вопросов формирования культуры речи у младших школьников. Авторами произведён анализ философской, культурологической, социологической и психолого-педагогической литературы, систематизированы коммуникативные качества речи, основные параметры, характеризующие культуру речи, с учётом последних предложена система использования различных приёмов, методов, заданий и упражнений, направленных на повышение культуры речи младших школьников. Определены коммуникативные качества речи, основные параметры культуры речи, уточнено понятие «культура речи», разработана система заданий и упражнений с целью формирования умений использования различных языковых средств, а также повышения культуры речи младших школьников. Основные положения, тезисы и выводы статьи могут быть применены при организации работы по развитию речевой культуры младших школьников, а именно по ознакомлению и применению образцов речи в разных коммуникативных ситуациях, по формированию на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этичного использования языковых средств, а также по обогащению речевой среды учащихся.
13-20 80
Аннотация
Целью работы выступает выявление проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе. Автор рассматривает вопросы воспитания маленького гражданина страны с опорой на историю и культуру родных мест. Результаты проведённой работы с детьми подтверждают значимость ближайшей среды в формировании культуры личности ребёнка и накоплении им социального опыта жизни в родном регионе, который является частью Родины. Практическая значимость работы заключается в использовании образовательных ресурсов социокультурной среды, чтобы сформировать действенное отношение к малой родине и стране. Статья адресована педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям.
21-31 61
Аннотация
Статья посвящена выявлению и анализу проблем подготовки учителей «православной культуры» в системе повышения квалификации в условиях реализации «Стратегии национальной безопасности РФ». Автор опирается на результаты исследований, проведённых в 2009-2018 гг. в ряде субъектов Центрального, Уральского, Приволжского, Северо-Западного, Южного и Дальневосточного ФО, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, республиках Марий Эл и Коми, Беларуси, Украине и Киргизии. Удалось выявить несколько групп проблем, общая причина которых - неразработанность теоретико-методологических и дидактических основ профессиональной компетентности педагогов «православной культуры». Разрешение указанных проблем автор видит в изменении характера подготовки учителей к интеграции православной культуры в образовательно-воспитательное пространство современной школы.
32-41 76
Аннотация
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать и обосновать педагогическую модель, интеграция в практику которой обеспечивает развитие профессионального интереса студентов техникума во внеучебной деятельности. В статье произведён анализ научной литературы по проблеме развития профессионального интереса студентов, и на основе системного подхода с применением метода моделирования была спроектирована педагогическая модель, обеспечивающая развитие профессионального интереса студентов техникума во внеучебной деятельности. Авторами разработана, обоснована и представлена педагогическая модель, реализация которой обеспечивает последовательное развитие эмоционально-ценностного, мотивационно-волевого, познавательно-ориентационного и потребностно-деятельного компонентов профессионального интереса студентов техникума во внеучебной деятельности. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в настоящее время система среднего профессионального образования находится на этапе модернизации, а формирование профессионального интереса представляет собой не реализованный в полной мере резерв, актуализация которого позволит повысить качество профессиональной подготовки выпускников техникума. Статья адресована специалистам, работающим в системе среднего профессионального образования.
42-55 74
Аннотация
На основе результатов диагностики дана оценка состояния готовности студентов бакалавриата к поликультурному обучению и воспитанию младших школьников и актуализируется проблема её формирования на междисциплинарной основе. С помощью методов сравнительного анализа литературных источников и вузовской образовательной практики, индуктивно-дедуктивного метода и педагогического эксперимента разработана междисциплинарная модель, включающая условия, содержательную и процессуальную стороны образовательного процесса в педагогическом вузе, уровни, критерии и показатели формирования готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности в поликультурной среде. На основе результатов внедрения авторского спецкурса доказана целесообразность использования междисциплинарного подхода к поликультурной подготовке бакалавров, обеспечивающего формирование их готовности к организации поликультурного образовательного процесса в начальной школе.

РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

56-66 44
Аннотация
В статье анализируется работа, проводимая в филиале «Протвино» государственного университета «Дубна», по подготовке докладов студентов по лингвистике на конференциях различного уровня. Обобщается практический опыт, а именно даётся тематический и квантитативный обзор докладов. При помощи эмпирического метода наблюдения выявляются наиболее частотные ошибки при подготовке и даются рекомендации по их устранению (индуктивный метод), приводятся примеры успешно выполненных работ, получивших высокую оценку жюри конференций. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных для корректировки схемы подготовки студенческих работ и для выстраивания соответствующей системы. Автором делается вывод, что процесс подготовки докладов по иностранному языку студентами технических вузов требует создания единого алгоритма, внедрение которого будет способствовать оптимизации данного процесса. Статья адресована преподавателям иностранных языков технических вузов, а также студентам бакалавриата и магистратуры направлений «Автоматизация технологических процессов и производств».
67-76 55
Аннотация
Целью работы выступают выявление основных приёмов адаптивной технологии для формирования расчётных умений первокурсников по химии и определение условий их применения в обучении студентов-иностранцев. Авторами проанализированы основные причины слабого усвоения химических знаний и их применения в решении расчётных задач студентами-иностранцами. На основе анализа проверки исходного уровня знаний студентов авторами выявлены основные причины затруднений первокурсников в овладении расчётными умениями, среди которых: языковые затруднения, слабое развитие вычислительных навыков, умение осуществлять межпредметные связи химии, физики и математики, неумение выделять ключевые моменты условия и предлагать план решения задачи. В статье обосновано применение авторами приёмов аудирования при анализе расчётной задачи, вербализации основного вопроса задачи и возможного плана решения, а также рекомендуется привлекать средства наглядности (схемы и таблицы). Практика преподавания студентам-иностранцам и теоретический анализ проблемы адаптации показали актуальность применения адаптивных приёмов обучения студентов-иностранцев решению расчётных задач по химии для обеспечения доступности и последовательности формирования расчётных умений по химии. Статья отражает практический опыт решения проблемы адаптации студентов-иностранцев к обучению химии и формированию расчётных умений. В заключение статьи сформулирована задача - построение теоретической модели адаптации студентов-иностранцев, включающей следующие компоненты: мотивационный, познавательно-деятельностный и управленческо-диагностический. Статья адресована преподавателям химии и дисциплин естественнонаучного цикла, работающим со студентами-иностранцами в учебных заведениях разного уровня.
77-82 50
Аннотация
В данной статье показана необходимость использования физического практикума во внеурочной деятельности по физике в 5-6 классах. Отражены некоторые особенности использования различного рода практических работ на занятиях, обоснованы условия развития исследовательской компетенции обучающихся на внеурочных занятиях. Показано, что правильно организованные занятия физического практикума эффективно влияют на развитие индивидуальных способностей обучающихся основной школы. Приведены примеры занятий физического практикума, которые будут способствовать формированию исследовательской компетенции школьников.
83-95 92
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы освоения учебных планов для технических специальностей и направлений подготовки в современном техническом университете на примере учебной дисциплины «Физика». Выделена проблема снижения успеваемости по физике обучающихся в техническом университете, которая вызвана низким уровнем подготовки по физике и математике у выпускников школ. Проведённый анализ результатов единого государственного экзамена по физике у студентов, приступающих к изучению курса физики в университете, позволяет сделать вывод о необходимости введения пропедевтического курса физики, а также изменения методики преподавания с учётом современных мультимедийных технологий. Авторы приводят данные о средних баллах единого государственного экзамена у обучающихся на первом курсе по программам подготовки специалитета и бакалавриата в сравнении с их итоговым контролем знаний (экзаменом) по физике в университете. Анализируются результаты анкетирования среди обучающихся о причинах затруднений при изучении курса физики. Авторами изложен подход к организации и контролю самостоятельной работы студентов с помощью интернет-ресурса, который прошёл апробацию на кафедре физики Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

96-111 36
Аннотация
Цель работы - выявить основные направления оптимизации обучения иностранному языку на неязыковых факультетах и проверить эффективность комплексного подхода к обучению языковым навыкам и всем видам речевой деятельности на базе информационных и коммуникационных технологий. В ходе исследования применялись анализ отечественной научно-педагогической литературы по проблеме применения средств ИКТ и моделирование информационной системы для профессионально-ориентированного обучения иностранному языку. Сделан вывод, что российские университеты могут и должны внедрять средства ИКТ для создания информационно-образовательной среды, которая, реализуя все дидактические возможности ИКТ, способствует совершенствованию лингвистических, профессиональных и ИКТ-компетенций студентов. Успешная апробация свидетельствует об эффективности применяемого комплексного обучения иностранному языку на базе ИКТ. Статья будет интересна педагогам, методистам и исследователям в области информатизации образования.
112-126 66
Аннотация
Целью исследования выступает выявление роли курсовой работы в формировании компетенций будущего инженера, влияния инновационных методов организации, методического обеспечения и оценивания самостоятельной работы студентов по успешному усвоению вероятностно-статистических дисциплин (теория вероятностей, математическая статистика, теория случайных процессов) и их использовании в профессиональной деятельности. Методологической основой исследования служат философская концепция диалектического единства теории и практики, исследования ведущих учёных, основные положения компетентностного подхода в образовании, методы системного анализа. В результате сравнительного анализа рейтинга, полученного студентами за курсовые работы, установлено, что внедрение разработанного авторами статьи дидактического комплекса «Курсовая работа» статистически значимо улучшает академические результаты, демонстрируемые студентами. Установлено, что внедрённый в учебный процесс комплекс способствует улучшению качества подготовки студентов инженерных специальностей по математическим дисциплинам.
127-134 160
Аннотация
Целью работы является рассмотрение значения коллегиальной обратной связи в студенческой группе в поддержке формирования стратегий самокоррекции и контроля при изучении английского языка для специальных целей. Исследование опирается на процессуально-жанровый подход в преподавании технического письма в российском техническом университете. Проведённый анализ курсового итогового тестирования, разработанных тестов и опросных листов позволил рассмотреть качественные и количественные аспекты обратной связи и оценить дискурсивные и академические навыки создания технической документации. Статья адресована преподавателям иностранного языка для специальных целей, занимающимся формированием навыков технического письма у студентов технических вузов.
135-143 94
Аннотация
Статья рассматривает потенциал тестовых технологий при обучении профессионально-ориентированному общению на иностранном языке с целью уточнения их функций и места в современном учебном процессе. В основу исследования положены анализ структуры ключевой компетенции как конечного результата подготовки будущего специалиста и ее сопоставление с традиционными формами лингводидактического тестирования. Обосновывается целесообразность формирования двухуровневой системы тестирования для а) диагностики, б) управления ходом формирования ключевой компетенции, выделяются основные объекты тестирования. Роль тестирования в качестве инструмента оценивания и оценки ставится под сомнение.
144-156 69
Аннотация
Статья содержит анализ ряда современных образовательных тенденций, которые необходимо принимать во внимание при обучении студентов иностранному языку для специальных целей. Одной из таких тенденций является необходимость развивать фонетические навыки и дискурсивные компетенции учащихся. Автор ссылается на опыт использования для этой цели проектных и конкурсных работ, в ходе подготовки которых студенты проводят анализ аутентичного звучащего материала, а затем строят свою речь в соответствии с усвоенными речевыми моделями. Ссылаясь на опыт практической работы, автор предлагает принять комплекс мер по интеграции обучения произносительным навыкам в программы обучения иностранному языку в неязыковых вузах. Эти меры включают разработку и внедрение коррективного фонетического курса, повышение мотивации студентов путём проведения произносительных и ораторских конкурсов, выработку стандартов поддержания правильного произношения на старших курсах бакалавриата и в магистратуре.
157-164 67
Аннотация
Автор предполагает показать наличие взаимосвязи между падением утилитарного и знакового значения резьбы по дереву и современным декоративным искусством, в котором визуальный ряд теряет значимость архетипичного выполнения символов и образов ввиду отсутствия общедоступных интерпретаций знаковости народного искусства. В статье автор последовательно рассматривает процесс развития педагогического потенциала учебной литературы, связанной с изучением декоративно-прикладного искусства резьбы по дереву, в России в период с XIX по XXI вв. с позиций приобретаемых учащимися профессиональных знаний и умений. На примере сравнительного анализа литературы автор предполагает, что динамика развития и стагнация педагогического процесса обучения резьбе по дереву от ремесленных и мастерских предприятий до современного художественного образования в данном разделе декоративно-прикладного искусства связаны с преобладанием копийных методик в обучающей литературе. Автор указывает на важность формирования мотивационных составляющих в обучении резьбе по дереву с помощью актуальных методических пособий как фактора профессионального и личностного роста учащихся системы дополнительного образования и студентов. Статья адресована педагогам дополнительного образования Московской области и студентам художественно-графических факультетов.
165-174 79
Аннотация
На основе результатов исследования проблемы комплементарности в педагогике постулируется положение о необходимости учёта комплементарности педагогического знания в процессе осуществления дидактического сопровождения профессионального совершенствования учителя. Приводятся аргументы в пользу обязательности выполнения принципа учёта комплементарности педагогического знания для обеспечения результативности дидактического сопровождения учителей в современных условиях практики постдипломного образования. Характеризуется информационно-технологический инструментарий, позволяющий осуществлять данный принцип в ходе дидактического сопровождения профессионального совершенствования учителя.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)