№ 3 (2019)
Скачать выпуск
PDF
6-16 33
Аннотация
Цель - разработка мероприятия как средства политехнического воспитания старшеклассников - обусловлена активным применением киберфизических систем в современной экономике, в частности в космической отрасли. Подготовка кадров для высокотехнологичных отраслей экономики должна начинаться со школы. На основе анализа современных педагогических технологий была разработана и апробирована STEM-игра «Индустрия 4.0 и освоение ближнего космоса». Результаты анализа рефлексивных данных показали эффективность применения STEM-технологий для политехнического воспитания. Несмотря на внешнюю сложность поставленных задач, игра приводит к ситуации успеха, что способствует развитию интереса школьников к техническим профессиям. Представленная разработка мероприятия может быть использована в системе дополнительного обучения технической направленности и внеурочной работы со старшеклассниками. Статья адресована учителям физики, информатики, педагогам дополнительного образования.
17-33 100
Аннотация
Целью нашего исследования является анализ сложившейся в педагогической практике ситуации с положением сюжетных задач в общей системе обучения. Авторами проведён разбор теоретической базы, подведённой под использование сюжетных задач в школе, приводится анализ некоторых современных учебников на предмет представленности различных видов сюжетных задач. Исследование позволяет сделать вывод, что сюжетные задачи, особенно экономические, стали предметом разработок современных педагогов, но место воспитательных задач в общераспространённой системе обучения недостаточно велико. Для улучшения ситуации полезно составлять особые приложения к учебникам. Как примеры предлагаются различные модификации текстов задач с сохранением математической структуры с целью увеличения доли задач с воспитательным, в частности, историко-культурным и поэтически-художественным содержанием, причём такие задачи могут создаваться самими обучающимися. В статье авторам удалось ввести авторские редакции понятий сюжетной задачи, фабулы и содержания сюжетной задачи, а также обновить проблематику использования сюжетных задач.
34-43 52
Аннотация
В исследовании поставлена цель: проанализировать понятия «идеал», «идеал воспитания человека», «идеал воспитательного процесса» и на основе данных понятий выявить идеал воспитания человека в трудах педагогов-антропологов ХIХ в. Для достижения цели решаются следующие задачи: проанализировать понятия «идеал» в философском и педагогическом аспектах, на его основе провести сравнительный анализ идеала воспитания человека и идеала воспитательного процесса в трудах педагогов-антропологов данного периода В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского в структуре педагогической мысли. Для решения поставленных задач использовались теоретические методы: метод историко-педагогического исследования, анализ историко-педагогического факта; сравнительно-исторический; систематизация полученных результатов. Проведена аналогия с современным идеалом воспитания человека.
44-52 42
Аннотация
Данная статья посвящена характеристике лингводидактического уровня преподавателя русского языка как иностранного на начальном этапе обучения. При этом под лингводидактическим дискурсом мы понимаем процесс, элементами которого являются речь преподавателя в устной и письменной её формах и его коммуникативное поведение во время подготовки к занятию и во время самого занятия. Актуальность исследования обусловлена тем, что речь преподавателя русского языка представляет собой сложное социально-лингвистическое и психолого-педагогическое образование, соотносимое с понятием дискурса. С одной стороны, это речь носителя языка, с другой стороны, это речь филолога-лингвиста, для которого знание грамматических категорий и владение ими является базовой компетенцией специалиста. Перед преподавателем-русистом стоит задача - сделать процесс эффективным и методически целесообразным. На выбор грамматической формы влияют такие факторы, как этап обучения, целесообразность введения грамматической категории в полном объёме, возможность введения новой грамматической формы путём запоминания. Коммуникативно-деятельностный принцип современной методики преподавания иностранных языков предполагает изучение грамматики в качестве инструмента коммуникации; все учебные грамматические категории коммуникативно насыщены. Мастерство русиста состоит в том, чтобы изучаемая грамматика не только была понятна учащемуся, но и не искажала грамматического строя русского языка.
53-63 38
Аннотация
Цель работы - выявить факторы, определяющие трудности, с которыми сталкиваются иностранные учащиеся, поступающие на российские подготовительные факультеты (ПФ) с целью дальнейшего обучения на основных факультетах, а также сформулировать рекомендации по преодолению вышеуказанных трудностей (на примере работы с иностранными учащимися по усвоению ими языка специальности при подготовке к поступлению на филологический факультет). Авторами произведён анализ эмпирического материала (данных по программам ПФ, требований к уровню владения языком, материалов пособий). В статье приведены взгляды исследователей в области РКИ, связанных с работой на начальном этапе обучения. Эмпирически проверено утверждение о том, что результатом профессионально ориентированного обучения иностранных учащихся ПФ по языку специальности должно стать его репродуктивно-продуктивное усвоение. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в обобщении и описании принципов отбора и формирования профессионально значимого лексического, грамматического материала, соответствующего промежуточной коммуникативной компетенции ПФ, отвечающей уровню А2, и её прагматического, семантического и грамматического компонентов.
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМ АРХИТЕКТУРНЫХ МОТИВОВ В МЕТОДИКЕ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ
64-73 70
Аннотация
В статье рассматривается специфика композиционной организации форм архитектурного пейзажа на занятиях специальной графикой со студентами, обучающимися по направлению 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Авторы обобщают важнейшие аспекты и специфические приёмы творческой работы над декоративной тематической композицией в обучении студентов. В статье предлагаются конкретные методические рекомендации для студентов по выполнению задания «Архитектурный пейзаж в декоративной композиции» с использованием пластических средств выражения декоративного искусства, отличных от академических принципов построения композиции.
74-82 54
Аннотация
Различная типологическая принадлежность русского и турецкого языков, специфика грамматического строя, отличия в языковой картине мира (в частности, в представлении о перемещении, характере движения и способах его выражения) обусловливают значительные трудности у турок, изучающих русский язык, в усвоении глаголов движения русского языка, в том числе приставочных. В турецкой грамматике понятие «глаголы движения» отсутствует. Значения, передаваемые русскими приставочными глаголами движения, в турецком языке выражаются разными способами. Сложности в понимании и употреблении глаголов возникают особенно тогда, когда в родном языке учащегося нет прямого эквивалента явлению изучаемого языка. В данной статье с лингводидактических позиций рассматриваются способы передачи значений русских приставочных глаголов в турецком языке на материале наиболее употребительных глаголов движения идти - ходить и ехать - ездить с антонимичными приставками при-/у-. Материалом для анализа послужили предложения из текстов произведений русской литературы, содержащие приставочные глаголы движения, и их переводы на турецкий язык. Критерием отбора данных глаголов и глагольных приставок является частотность их употребления.
83-90 64
Аннотация
В статье рассматривается роль учебной дисциплины «Типографика» в формировании профессиональных компетенций у студентов вузов по программе подготовки «Графический дизайн». В статье также проводится систематизация трудов учёных в области типографики, дизайна, методики и педагогики по рассматриваемой проблеме. Авторами осмысляются специфика, цели и задачи типографики, определяются её методология, место в культуре и описываются перспективы будущего развития типографики в условиях адаптации профессиональных стандартов, современного информационного общества и тенденций перехода на прикладной бакалавриат. Авторами также затрагивается проблема недостаточного места под дисциплины, связанные с типографикой в учебных планах современных отечественных вузов, реализующих программы подготовки по графическому дизайну, по сравнению с мировыми тенденциями.
91-101 102
Аннотация
В настоящей статье выделены и проанализированы основные типы метафор, содержащихся в новостных текстах экономического дискурса, - метафоры-термины и авторские метафоры (последние, в свою очередь, разделены на устойчивые и креативные), разница между которыми не очевидна для читателя. Данный материал представлен в лингводидактическом аспекте: авторами предложен алгоритм работы с текстами экономической тематики, содержащими метафоры, в иноязычной аудитории (в группах продвинутого этапа обучения). Данный алгоритм, включающий в себя систему текстоориентированных заданий, помогает преподавателю РКИ научить инофонов разграничивать разные типы метафор, анализировать их, потом синтезировать выделенные смыслы и, таким образом, даёт возможность добиться адекватного понимания учащимися экономического новостного текста, развить у них метафорическую компетенцию.
102-109 45
Аннотация
Цель работы заключается в выяснении причин недостаточной готовности обучающихся определять систематическую принадлежность биологических объектов и указании направлений её повышения в процессе предметной подготовки. С помощью специально разработанной анкеты авторами получен эмпирический материал о состоянии знаний семиклассников в отношении понятий систематического ряда (систематика, таксономия, классификация) и умений распределять биологические объекты по таксонам. Для обработки данных использованы методы анализа, интерпретации, сравнения и обобщения. Эмпирически доказано, что семиклассники имеют недостаточные знания о содержании понятий систематического ряда и слабо сформированные умения определять систематическую принадлежность биологических объектов. Теоретическая и практическая значимость заключается в обобщённом представлении достаточного массива эмпирических данных о состоянии готовности обучающихся к анализу систематического материала при изучении биологии в седьмом классе и формулировке предложений по улучшению качества предметной подготовки в обозначенном направлении.
110-120 50
Аннотация
В статье рассмотрена возможность применения метода кейс-стади как современного формата проблемного обучения. Характеризуется проведённая автором экспериментальная работа по применению «проблемно-полевых» кейсов во время лекционных занятий для студентов-бакалавров в российских вузах и сравнению результатов обучения данных групп студентов и остальных обучающихся. Результаты проведённого исследования показали положительный эффект использования «проблемно-полевых» кейсов. Представлены апробированные примеры кейсов и алгоритм их применения в начале проведения лекций. В статье даны рекомендации преподавателям для использования «проблемно-полевых» кейсов на практике. Статья предназначена для преподавателей вузов.
121-130 47
Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности и возможности применения инфокоммуникационных технологий для развития лексической культуры курсантов в процессе обучения русскому языку. При помощи тестовой методики и анкетирования выявлена динамика показателей заинтересованности обучающихся в изучении русского языка, а также уровня их лексической культуры и грамотности. Подтверждена эффективность внедрения современных инфокоммуникационных технологий в учебный процесс по русскому языку. Статья предназначена для преподавателей вузов, студентов педагогических специальностей, филологов. Представленные результаты исследования могут быть использованы при написании курсовых работ, дипломных проектов, а также в учебном процессе для решения методических задач по развитию лексической культуры обучающихся в вузах МЧС России и др.
131-143 44
Аннотация
Зарубежными исследователями был отмечен тот факт, что значительное количество студентов, изучающих иностранный язык в высшей школе, склонно к переоценке своего уровня данного языка, полагая, что знают его лучше, чем это есть на самом деле. Более того, те, кто обладает меньшим объемом знаний, демонстрируют тенденцию к более высокой оценке собственных компетенций (так называемый «эффект Даннинга-Крюгера» (Dunning-Kruger effect)). Поскольку большая часть исследований в этом отношении сконцентрирована на представителях западных стран, в нашем исследовании поставлена цель выяснить, существует ли вышеуказанное несоответствие среди русскоязычных обучающихся, посредством двух экспериментов: в 1-ом сравнивались заявленный в резюме уровень знания английского языка с уровнем, продемонстрированным кандидатами во время интервью в рекрутинговом агентстве; во 2-м эксперименте посредством специально разработанной анкеты нами были выявлены данные в отношении ожидаемых студентами-выпускниками вуза результатов теста, которые также сравнивались с полученными реальными оценками. Сопоставление полученной в том и другом случае информации методом сравнительного анализа дало возможность обнаружить наличие завышенной самооценки уровня знания английского языка. В итоге нами был сделан вывод, что и для русскоязычных обучающихся характерна переоценка своих знаний английского языка, при этом студенты и выпускники, обладающие низким уровнем иноязычных компетенций, оценивают себя гораздо выше по сравнению с другими участниками эксперимента, говорящими по-английски лучше. И теоретическая, и практическая значимость исследования такого рода заключается в том, что в процессе обучения английскому языку данная ситуация в обязательном порядке должна учитываться теми, кто осуществляет процесс обучения, сопровождаясь соответствующего рода коррекцией подобной оценки. В статье также предложены способы минимизации вышеуказанной завышенной оценки.
144-153 85
Аннотация
В статье обсуждаются некоторые проблемы обучения математике иностранных студентов в университете по направлению подготовки «Лечебное дело». Цель работы - провести анализ использования в учебном процессе вуза когнитивно-визуального подхода и методики билингвального обучения математике для формирования у студентов базовых знаний об основных математических методах и понятиях, необходимых для применения в профессиональной деятельности и дальнейшего изучения других дисциплин образовательной программы. При проведении экспериментальных исследований использовалось обобщение отечественного и зарубежного педагогического опыта обучения студентов в высших учебных заведениях. Кроме того, применялись методы эмпирического исследования: экспериментальное обучение математике с использованием авторских дидактических материалов, представленных на русском и английском языках; проведение педагогических измерений; педагогический эксперимент. В работе описаны результаты исследований по определению уровня специальных способностей иностранных студентов, обучающихся на вышеуказанном направлении подготовки вуза. Анализ начального этапа опытно-экспериментальной работы позволил установить, что используемые авторами в образовательном процессе вуза методические приёмы и подходы эффективно влияют на повышение качества знаний и формирование специальных способностей обучаемых. Результаты проведенных исследований представляют интерес для специалистов и преподавателей вузов, участвующих в формировании и реализации основных профессиональных образовательных программ для иностранных студентов.
154-167 51
Аннотация
Статья затрагивает вопросы приведения высшего технического образования в соответствие с потребностями промышленности. В статье проводится анализ степени удовлетворённости работодателей качеством подготовки выпускников вузов, результаты которого сопоставляются с образовательными возможностями технических вузов. На основании исследования действующих учебных планов и сформированных подходов к организации образовательного процесса делается вывод о потенциальной способности технических вузов осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов и обосновывается возрастающее значение фактора актуальности высшего технического образования в современных экономических условиях. Практическая реализация задачи поддержания образовательных программ технических вузов в актуальном состоянии осуществляется посредством учебной дисциплины «прикладная специализация», разработанной на основе взаимовыгодного сотрудничества вузов и заинтересованных работодателей.
168-178 57
Аннотация
В статье представлен обзор выборочных заданий для лабораторного практикума по дисциплине «Информационные технологии», подготовленных для китайских студентов, составляющих наибольшее представительство среди иностранных граждан, обучающихся в вузах Приморского края. В ходе работы с китайскими студентами была выявлена неэффективность используемых ранее приёмов и форм работы, что послужило мотивом к творческому поиску. Найденный подход в организации лабораторного практикума показал свою действенность, но высветил новую проблему. Пути повышения оптимизации работы с китайскими студентами изложены автором в виде выводов к статье. Статья адресована преподавателям вузов.
ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)
ISSN 2949-4974 (Online)