Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ЗАВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА РУССКОЯЗЫЧНЫМИ СТУДЕНТАМИ И ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗОВ

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2019-3-131-143

Аннотация

Зарубежными исследователями был отмечен тот факт, что значительное количество студентов, изучающих иностранный язык в высшей школе, склонно к переоценке своего уровня данного языка, полагая, что знают его лучше, чем это есть на самом деле. Более того, те, кто обладает меньшим объемом знаний, демонстрируют тенденцию к более высокой оценке собственных компетенций (так называемый «эффект Даннинга-Крюгера» (Dunning-Kruger effect)). Поскольку большая часть исследований в этом отношении сконцентрирована на представителях западных стран, в нашем исследовании поставлена цель выяснить, существует ли вышеуказанное несоответствие среди русскоязычных обучающихся, посредством двух экспериментов: в 1-ом сравнивались заявленный в резюме уровень знания английского языка с уровнем, продемонстрированным кандидатами во время интервью в рекрутинговом агентстве; во 2-м эксперименте посредством специально разработанной анкеты нами были выявлены данные в отношении ожидаемых студентами-выпускниками вуза результатов теста, которые также сравнивались с полученными реальными оценками. Сопоставление полученной в том и другом случае информации методом сравнительного анализа дало возможность обнаружить наличие завышенной самооценки уровня знания английского языка. В итоге нами был сделан вывод, что и для русскоязычных обучающихся характерна переоценка своих знаний английского языка, при этом студенты и выпускники, обладающие низким уровнем иноязычных компетенций, оценивают себя гораздо выше по сравнению с другими участниками эксперимента, говорящими по-английски лучше. И теоретическая, и практическая значимость исследования такого рода заключается в том, что в процессе обучения английскому языку данная ситуация в обязательном порядке должна учитываться теми, кто осуществляет процесс обучения, сопровождаясь соответствующего рода коррекцией подобной оценки. В статье также предложены способы минимизации вышеуказанной завышенной оценки.

Об авторе

С. С. Польская
Московский государственный институт международных отношений (Университет)
Россия


Список литературы

1. Boud D., Falchikov N. A critical analysis of findings. In: Higher Education, 1989, no. 18 (5), pp. 529-549.

2. Brown J. D. Self-enhancement biases in social judgments. In: Social Cognition, 2015, no. 4, pp. 353-376. Doi: 10.1521.2015.44.353.

3. Common European Framework of Reference for Languages and International Language Standards (CERF), 2017. Available at: http://www.cambridgeenglish.org/exams-and-tests (accessed: 26.05.2019).

4. Chambers J. R., Windschitl P. D. Bias in social comparative judgments: the role of non-motivational factors in above-average and comparative optimism effects. In: Psychology Bulletin, 2004, no. 130, pp. 813-838. Doi: 10.1037/0033-2909.130.5.813.

5. Dunning D. Self-Insight: Roadblocks & Detours on the path to knowing thyself. In: Journal of Personality and Social Psychology, 2012, no. 77 (6), pp. 103-109. Doi: 4324/9780203337998.

6. Dunning D., Johnson K., Ehrlinger J., Krueger J. Why people fail to recognize their own incompetence? In: Current Directions in Psychological Science, 2003, no. 12 (3), pp. 83-87. Doi: 10.1111/1467-8721.01235.

7. Dunning D., Health C., Suls J. Flawed Self-Assessment. Implications for health, education and workplace. In: Psychology Science in the Public Interest, 2014, no. 1 (51), pp. 69-106. Doi: 10.1111/j.1529-1006.2004.00018 x.

8. Ellis R. Corrective feedback and teacher development, 2011. Available at: //http://scholarship.org/uc/item. Doi: 10.5070/12.v1.9054 (accessed: 19.03.2019).

9. Hale Ch. Self-assessment as academic community building: a study from a Japanese Liberal art university. In: Language Testing in Asia, 2015, vol. 5 (1), pp. 1-3.

10. Heine S. J., Kitayarna S., Lehman D. R. Cultural differences in self-evaluation: Japanese readily accept negative self-relevant information. In: Journal of Cross-Cultural Psychology, 2001, no. 32, pp. 434-443. Doi: 10.1177/0022022101032004004.

11. Januleviciene V., Kavaliauskiene G. Self-assessment of vocabulary and relevant language skills for evaluation purposes. In: Santalka, Filologija, 2007, no. 15(4), pp. 3-9, doi: 10.3846/coactivity/2007.29

12. Kruger J., Dunning D. Unskilled and unaware of it: How difficulties in recognizing one’s own incompetence lead to inflated self-assessment. In: Journal of Personality and Social Psychology, 1999, no. 77 (6), pp. 1121-1134.

13. Matten K. D., Burrus J., Shaw E. When both skilled and unskilled are unaware: consequences for academic performance. In: Self & Identity, 2010, no. 9, pp. 129-141. Doi: 10.1218/0012022101032004003.

14. Trofimovich P., Isaacs T., Kennedy S. etc. Flawed self-assessment: investigating self-and other - perception of second language speech. In: Bilingualism: Language and Cognition, 2016, no. 19(1), pp. 122-140. Doi: 1017/S1366728914000832.

15. Ubermann A. Learners’ Self-Assessment of Lexical Knowledge. In: Language, literature and culture in a changing transatlantic world, 2009, no. 3(2), pp. 283-291. Doi: 10.17265/1539-8072/2009.003.

16. Weinstein N.D. Unrealistic optimism about future life events. In: Journal of Personality and Social Psychology, 1980, no. 39, pp. 806-820.


Рецензия

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)