№ 1 (2020)
Скачать выпуск
PDF
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
6-13 95
Аннотация
Цель статьи - выявить педагогические принципы формирования личностного качества «исследовательская самостоятельность». Процедура и методы исследования. Автором произведён теоретический анализ последовательных действий, средств и условий формирования исследовательской самостоятельности обучающихся в рамках образовательного процесса и деятельности, выходящей за его рамки. Представлена авторская редакция основных признаков понятия «исследовательская самостоятельность». Результаты проведённого исследования. В результате теоретического анализа сделан вывод, что в целях более эффективного протекания процесса формирования исследовательской самостоятельности обучающихся необходимо соблюдение определённого алгоритма действий. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в выявлении последовательного алгоритма действий, способствующего эффективности формирования исследовательской самостоятельности обучающихся. Авторская редакция основных признаков «исследовательской самостоятельности» способствует более осмысленному пониманию и детальному изучению рассматриваемого личностного качества.
РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
14-21 86
Аннотация
Целью статьи является обоснование необходимости и возможности работы учащихся со сложными текстами при обучении биологии. Процедура и методы исследования. Для достижения поставленной цели использовались теоретические методы: анализ и синтез философской, психологической и педагогической, в том числе методической, литературы; описание опыта работы. Результаты проведённого исследования. Представленные методические приёмы организации работы с научными или учебно-научными текстами по биологии направлены на понимание школьниками трудной в освоении информации и, по мнению автора, позволят учащимся добиваться определённых позитивных результатов в образовании и самопознании. Теоретическая значимость статьи заключается в определении роли методики организации работы со сложными текстами в понимании учащимися трудной в освоении информации. Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных и описанных приёмов работы со сложной биологической информацией учителями биологии, аспирантами и студентами педагогических вузов.
22-28 129
Аннотация
Цель статьи - определить возможности использования мобильных приложений и технологии дополненной реальности при формировании коммуникативных стратегий при обучении иностранным языкам студентов высших учебных заведений. Процедура и методы исследования. Авторами проанализирована научная литература по теме исследования, а также изучен опыт применения мобильных приложений и технологии дополненной реальности в иноязычном обучении. Результаты проведённого исследования. В статье представлены типы мобильных приложений и виды заданий, которые могут использоваться при формировании и развитии коммуникативных стратегий. Теоретическая и практическая значимость статьи заключается в том, что был обобщён теоретический материал по вопросу трактовки понятия «коммуникативные стратегии», представлены возможности использования мобильных приложений, а также технологии дополненной реальности при формировании коммуникативных стратегий.
29-36 85
Аннотация
Целью статьи является обоснование подхода к типологии учебных умений, учитывающего специфику предметной деятельности школьников в обучении географии. Процедура и методы исследования. Автором был проведён анализ психолого-педагогических и методических исследований, практики работы школы, требований ФГОС ООО, который позволил выделить базовые макроструктуры предметной деятельности обучающихся и определить группы умений. Результаты проведённого исследования. В статье уточнена терминология и конкретизирован состав каждой группы умений с позиции требований ФГОС, выявлена взаимосвязь выделенных групп умений. Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что в результате проведённого исследования была составлена новая типология учебных умений в школьной географии, которая выступила содержательной основой для разработки модели развития предметной деятельности обучающихся. Статья адресована методистам, преподавателям и исследователям в области методики обучения географии.
37-44 74
Аннотация
Целью статьи является раскрытие методологических подходов, применяемых в дисциплине поизучению печатной графики для решения характерных изобразительных задач, вызывающих сложности у студентов во время обучения. Процедура и методы исследования. В процессе обучения и практических занятий студентами были изучены различные техники печатной графики, от высокой печати - линогравюры до глубокой печати - сухой иглы. На этапе исследовательской работы было принято решение использовать качественный сбор материала, при котором применяются методы систематического наблюдения, интервью и беседы со студентами Результаты проведённого исследования. Автор пришёл к выводу, что методологическую специфику обучения составляет системно-структурный метод при изучении искусства печатной графики, где от простых вводных упражнений по гравированию студенты переходили на сложный уровень выполнения авторского художественного графического произведения. В ходе занятий были изучены промежуточные результаты студентов, показавшие положительную динамику в освоении ими навыков печатной графики. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в предложении применения компетентностного подхода с учётом специфики дисциплины «Техника графики» с использованием разнообразных материалов и графических средств при обучении студентов-бакалавров направления «Графический дизайн» различным методам печатной графики таким, как монотипия, линогравюра и техника печати «сухая игла». Печатная графика представлена как дисциплина для развития и формирования творческих способностей у учащихся, с дальнейшим применением в проектной деятельности. Таким образом, разрабатываемые в данном исследовании методологические основы в обучении студентов специальным техникам печатной графики могут в дальнейшем использоваться для совершенствования профессиональной подготовки учащихся в системе высшего образования, специальной профессиональной подготовки и основного общего образования
45-54 74
Аннотация
Цель статьи заключается в рассмотрении архитектурного рисунка, его особенностей и специ-фических черт на примере произведений «старых мастеров» как модели взаимосвязей прошлого и современности на новой ступени формирования эстетических качеств рисунка, выявлении его значения в современном образовательном процессе. Процедура и методы исследования. Автором произведён анализ архитектурного рисунка «старых мастеров» на примере значимых классических работ, которые выступают незыблемыми образцами для изучения и подражания. Метод художественного анализа и синтеза высвечивает актуальность проблемы архитектурного рисунка нашего времени и формы его решения. Результаты проведённого исследования. Произведённый анализ показал, что в современном учебном процессе, насыщенном техническими, цифровыми средствами коммуникаций, архитектурный рисунок, выполненный непосредственно рукой художника, обретает особую значимость. В этой связи необходимо на должном уровне поддерживать академическое образование. Теоретическая и практическая значимость исследуемой темы лежит в области практического опыта, который показывает, что периодическое целенаправленное обращение к базовым, проверенным временем классическим формам и изучение их основ умножат профессионализм будущего архитектора и расширят его видение в сфере современного архитектурного мироустройства. Изучение классических памятников истории, в основе которых представлен натурный архитектурный рисунок, будет полезным в ряде дисциплин гуманитарного цикла, в целостном культурологическом направлении, формируя культуру будущего архитектора.1
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
55-66 100
Аннотация
Целью работы является описание возможности интеграции содержания образования. Процедуры и методы исследования. Рассматриваются некоторые случаи использования интегрированного подхода в изучении курса морфологии современного русского языка. Результаты проведённого исследования. Проведённое исследование показало, что взаимо-связь языка и мышления, обусловленная сущностными свойствами объекта изучения, позволяет осваивать курс морфологии с использованием полученных знаний из области логики. Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в разработке методики интегрированного изучения дисциплин в вузе.1
67-74 129
Аннотация
Целью данной работы выступает определение отношения иностранных студентов к изучению русского языка, выявление ведущих мотивов студентов, а также сложностей, возникающих при изучении русского языка как иностранного вне языковой среды. Процедура и методы исследования. Основное содержание статьи составляет анализ результатов эмпирического исследования, которое проводилось среди студентов японских университетов. Результаты проведённого исследования. Исследование показало, что при выборе русского языка для изучения большинство студентов были мотивированы отрицательно. У студентов, которые действительно хотели изучать именно русский язык, преобладает интегративная мотивация, основанная на интересе к русской культуре. Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут иметь значение для оптимизации учебного процесса и эффективного обучения иностранных студентов русскому языку.
75-83 62
Аннотация
Цель статьи - изучить динамику практического использования Открытых образовательных ресурсов на примере Открытых курсов по архитектуре и искусству, созданных в Московском архитектурном институте, сопоставив их с трансформацией теоретических идей и мировой практикой использования. Процедура и методы исследования. В статье приводятся результаты сравнительного анализа теоретических идей, обосновывающих ценность и ограниченность систем Открытого образования с пятнадцатилетней практикой их использования в университетах США, Нидерландов и России. Материалом исследования служат научные публикации российских и зарубежных учёных, данные интернет-статистики, эмпирический опыт автора статьи в создании и использовании Открытых курсов по архитектуре. Результаты проведённого исследования. Исследование позволяет сделать выводы о наличии потенциала в использовании Открытого образования для популяризации инновационных достижений архитектурной науки и новых направлений архитектурной деятельности, расширения аудитории дополнительного архитектурно-художественного образования, организации деятельности структур дополнительного архитектурного образования для детей и взрослых. Ограничивающими факторами расширения системы Открытого образования в области архитектуры являются их высокая начальная стоимость, косвенные данные об образовательной и экономической эффективности, низкая правовая культура пользователей в области прав авторов. Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что в статье сформулированы условия расширения системы Открытого образования в архитектуре и искусстве, выявлены тенденции развития теоретических идей в данной области.1
ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)
ISSN 2949-4974 (Online)