Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск
№ 4 (2018)
Скачать выпуск PDF

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

8-14 71
Аннотация
Целью данной статьи являются выявление и обоснование влияний национальных традиций, воспитательных возможностей применения культурных национальных ценностей во взаимодействии с многодетными семьями. В статье раскрываются сущностные характеристики понятий «семья», «многодетная семья», исследуется культурное наследие казахского общества и их влияние на формирование личности ребёнка в многодетной семье. Народное воспитание описывается как один из путей формирования гражданина своего Отечества. По итогам исследования автором сделан вывод, что включение этнического компонента в учебно-воспитательный процесс способствует успешному взаимодействию учителей с многодетными семьями.
15-22 57
Аннотация
В статье рассматривается концепция Кызылординского государственного университета им. Коркыт Ата по проведению комплексной воспитательной работы со студентами, определены цели и задачи гражданско-патриотического воспитания студентов, показаны основные мероприятия, пути и механизмы совершенствования воспитательной работы. Учитывая общие установки высокой значимости проведения в учебных заведениях работы по формированию у студентов гражданско-патриотического самосознания и качеств личности, вуз определяет свой собственный подход к осуществлению воспитательной деятельности.
23-28 79
Аннотация
Цель исследования - определить влияние социального проекта на вовлечённость студентов в учебный процесс и академическую успеваемость, выявить долгосрочные результаты участия студентов в социальном проекте. В ходе исследования применялись следующие процедуры и методы: авторами описан опыт организации социального проекта в вузе, который изначально возник как инициатива студентов, был поддержан коллективом педагогов и привёл к важным образовательным результатам. Применялся метод включённого наблюдения полными участниками образовательного процесса: педагогами и студентами. В результате исследования выявлено, что участие в социальном проекте повлияло на вовлечённость студентов в учебный процесс, способствовало повышению академической успеваемости, привело к важным долгосрочным результатам. Практической значимостью исследования является подтверждённое предположение о том, что участие студентов в социальном проекте, основанном на инициативе студентов, приводит к росту студенческой вовлечённости и академической успеваемости. Статья адресована педагогам, методистам, исследователям проблем организации высшего образования.

РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

29-38 212
Аннотация
В статье автор представил собственное видение психолого-педагогического портрета подростка с учётом специфики его социализации в современном мире. Основываясь на выводах представителей «теории поколений», научных исследованиях, автор предпринимает попытку определить основные психолого-педагогические черты современных подростков как представителей информационного поколения (поколения Z). Знание особенностей развития и социализации подростка, на взгляд автора, позволяет педагогу выстроить адекватный стиль общения с подростком, определить пути оптимального педагогического содействия духовно-нравственному развитию школьников13-14 лет.
39-48 103
Аннотация
Научно-исследовательские работы учащихся являются одним из эффективных средств развития и углубления познавательного интереса, в частности, к решению математических задач и использованию математического аппарата для решения задач других наук, воспитания интереса к окружающему миру и расширению кругозора, развитию математического мышления и мышления, связанного с другими науками. В статье даются рекомендации по реализации такой деятельности на примере исследования, изучающего математические закономерности в строении растения.
49-57 123
Аннотация
Одной из методологических проблем теории и практики социально-культурной деятельности является соотношение основного понятия с предшествующими и до сих пор употребляемыми в практике терминами «культурно-просветительная» и «культ-массовая» работа. Объектом исследования является историко-культурный дискурс теории социально-культурной деятельности и современной педагогической практики. Предмет исследования - содержательность понятия «социально-культурная деятельность». Цель исследования - обозначить существенные аспекты содержания основного понятия и соотнести его с практическим использованием терминов «культурно-просветительная» и «культмассовая» работа. Проанализировав ряд примеров осуществления социально-культурной деятельности в учреждениях профессионального образования России, мы приходим к выводу, что культмассовая и культурно-просветительная работа в настоящее время являются одним из существенных аспектов содержательности социально-культурной деятельности.
58-69 110
Аннотация
Цель статьи - разработать и раскрыть теоретические положения составления программы внеурочной деятельности по русскому языку основной школы (с 5 по 9 класс) в рамках общекультурного направления. Авторами рассмотрены концептуальные положения авторской программы внеурочной деятельности по формированию общекультурной компетенции школьников через освоение национальной культуры, присвоение и накопление фоновых культурных знаний, включающих прецедентные имена выдающихся деятелей русской культуры, в процессе чтения путём учебного проекта - создания словаря культурной грамотности. Представлена методическая модель, содержащая базовые категории методики русского языка (основные методологические подходы, принципы, средства обучения, ведущие методы, интерактивные приёмы, реализующиеся в упражнениях), составляющие теоретические основы программы внеурочной деятельности; раскрыто содержание понятий и методических категорий с привлечением примеров и упражнений, иллюстрирующих алгоритмы работы над проектом - «Словарь культурной грамотности». Разработанная модель по формированию и развитию общекультурной компетенции школьников обеспечивает учителя эффективной методикой по организации внеурочной деятельности в основной школе в рамках общекультурного направления. Статья адресована студентам бакалавриата и магистратуры филологических факультетов, учителям-словесникам различных образовательных учреждений, занимающихся организацией и проведением внеурочной деятельности по общекультурному направлению.

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

70-82 94
Аннотация
Авторы систематизируют опыт внедрения информационно-коммуникационных и образовательных технологий в систему непрерывного повышения квалификации преподавателей иностранного языка Института водного транспорта им. Г.Я. Седова. С опорой на теоретические методы исследования (междисциплинарный анализ педагогической литературы, изучение и анализ нормативных и правовых актов, концепций непрерывного повышения преподавателей иностранного языка, а также эмпирические методы (наблюдение, структурированное интервью, мозговой штурм) обосновывается необходимость модернизации системы непрерывного повышения квалификации преподавателей. Авторами делается вывод о том, что систему непрерывного повышения квалификации преподавателей иностранного языка можно успешно модернизировать с помощью внедрения технологий индивидуального картирования и веб-портфолио.
83-93 73
Аннотация
Цель данной статьи - сформулировать педагогические условия обеспечения преемственности целей обучения иностранному языку в общеобразовательной школе и вузе в контексте непрерывности лингвистического образования. Сопоставительный анализ классификаций, предлагаемых зарубежными и отечественными исследователями, а также содержащихся в нормативных образовательных документах (ФГОС), позволил выделить две группы целей (компетенций), подлежащих формированию средствами иностранного языка в школе и вузе: 1) компетенции, касающиеся непосредственно коммуникации на иностранном языке (коммуникативные / предметные); 2) компетенции, необходимые человеку как личности (ключевые / универсальные). Кроме того, выявлены отличия в номенклатуре компетенций, составляющих каждую из групп компетенций. В результаты исследования предложены педагогические условия обеспечения преемственности в формировании иноязычных коммуникативных и ключевых компетенций. В частности, авторы считают необходимым усилить в вузе воспитательный компонент для устранения рассогласования между школьной и вузовской номенклатурами ключевых компетенций. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных данных для корректировки целей, а также содержания и методов обучения иностранному языку в вузе, для выстраивания системы обучения иностранному языку в вузе как целостного непрерывного процесса, учитывающего предметные и личностные результаты освоения нынешними студентами школьного курса. Статья адресована преподавателям иностранных языков, специалистам в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, студентам бакалавриата и магистратуры, обучающимся по направлениям «Лингвистика» и «Педагогическое образование».
94-102 103
Аннотация
В статье прослеживается возвращение к истокам формирования понятия «коммуникативная компетентность» через анализ философской, психологической и педагогической литературы. Общелитературный анализ позволяет представить коммуникативную компетентность как феномен, содержащий в себе коммуникативные знания, умения, личностное отношение к ситуации общения и умение рефлексировать. При этом центральное значение в формировании компетентности в общении имеет регулярная включённость субъекта в коммуникативную деятельность, благодаря которой личность способна развивать и совершенствовать собственные коммуникативные навыки. Выявленная склонность современной личности к позиции приспособления и пассивности в решении деловых вопросов приводит к снижению богатого спектра человеческих взаимоотношений. В связи с этим автор приходит к выводу о необходимости создания реального воспитательного пространства для развития коммуникативной компетентности как качества личности и устойчивости системы общества.
103-110 60
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций художника декоративно-прикладного искусства в современном высшем образовании. Статья характеризует требования, предъявляемые современной действительностью к специалисту в сфере декоративно-прикладного искусства, и, в связи с этим, возникающую необходимость формирования расширенного спектра профессиональных компетенций. Автором рассматриваются основные положения ведущих специалистов в сфере высшего образования в подходе к построению учебного процесса в вузах художественно-изобразительной направленности и предлагается методический ряд учебных заданий, которые могут способствовать формированию успешного специалиста, обосновывается их применение в педагогической практике факультетов по искусству и дизайну вузов.
111-119 68
Аннотация
Цель работы заключается в теоретическом обосновании структурно-функциональной модели формирования компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущих бакалавров социальной работы и представлении результатов экспериментального исследования. На основе теоретических и эмпирических методов исследования автором в рамках предлагаемой модели определены педагогические условия, сформулированы критерии и охарактеризованы уровни формирования данной компетенции. Полученные результаты создают основу для научно-методического обеспечения образовательного процесса, направленного на формирование компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущих бакалавров социальной работы, и могут быть включены в образовательную практику вузов России, осуществляющих профессиональную подготовку бакалавров социальной работы. Статья адресована преподавателям, ведущим подготовку студентов, обучающихся по направлениям социального профиля, а также специалистам, работающим в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания населения.
120-128 102
Аннотация
Применение индивидуального образовательного маршрута в процессе профессиональной подготовки является требованием современных образовательных стандартов и актуальной методической задачей для всех педагогов. В данной статье описан алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута дисциплины на художественно-графическом факультете. Для решения этой задачи путём анализа литературных источников по проблеме уточняется его содержание, описывается алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута и сформулированы условия эффективной реализации на художественно-графическом факультете. Новизна статьи заключается в разработке содержания учебных заданий по уровню сложности и в подборе форм оценки предполагаемых результатов индивидуального образовательного маршрута дисциплины на художественно-графическом факультете. Практическая значимость статьи состоит в конкретных рекомендациях по применению видов учебных заданий и форм их оценивания для индивидуальных образовательных маршрутов творческих дисциплин.
129-136 51
Аннотация
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки специалистов-созидателей, ориентированных на создание конкурентоспособной продукции нового поколения и являющихся движущей силой технологической модернизации, развития отраслей экономики. Обобщаются результаты изучения научных трудов, многолетних экспериментальных и пилотных исследований, проводимых автором на протяжении ряда лет. Рассмотрены вопросы формирования и реализации интеллектуально-информационной поддержки профессиональной деятельности, создающей принципиально новые педагогические условия для подготовки специалиста-созидателя, характерными особенностями которого являются самоуправление созидательной деятельностью, устойчивое саморазвитие, познавательный интерес.
137-148 68
Аннотация
В статье рассказывается о применении текстов художественной литературы при проведении тренинга ораторской речи на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе. Цель исследования - показать возможность включения художественных текстов в процесс профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных курсантов, будущих военных юристов. Новизна исследования заключается в разработке на основе художественного текста заданий для тренинга судебного красноречия. В качестве методов исследования применялись: анализ судебных речей курсантов, сравнение полученных результатов, а также наблюдение за формированием навыков красноречия. Практическая значимость исследования состоит в том, что опыт использования художественного текста при проведении тренинга ораторской речи может быть использован преподавателями РКИ на вузовском этапе обучения. Сделан вывод, что применение текстов художественной литературы при проведении тренинга ораторской речи на занятиях по русскому языку с курсантами из стран ближнего зарубежья эффективно и целесообразно, так как позволяет одновременно решать несколько задач: обогащать словарный запас обучающихся, организовывать и проводить обсуждение произведений в качестве речевой разминки, а также разрабатывать на их основе учебно-речевые ситуации, позволяющие закреплять и совершенствовать навыки ораторской речи обучающихся.
149-160 88
Аннотация
Научная статья посвящена обоснованию модели методического сопровождения подготовки инженерных кадров в системе дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения. В статье представлена структурно-функциональная модель методического сопровождения подготовки инженерных кадров в системе дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Блоки модели раскрывают структурную сторону методического сопровождения подготовки инженеров в системе дополнительного профессионального образования с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий. В рамках методического сопровождения рассмотрено: структура дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и подготовки инженеров, структура электронного образовательного ресурса, сценарий деятельности преподавателя, педагогические условия, готовность инженеров к выполнению профессиональных задач.
161-173 110
Аннотация
В статье исследуется проблема методологического обоснования научно-прикладных разработок в области профессионального образования в русле развития его конкурентоспособности на международном уровне. Обосновывается идея отражения в методологии педагогических исследований международного контекста, излагаются основные параметры соответствующей исследовательской процедуры. Значимость работы заключается: 1) во введении в научный оборот понятия «исследовательская процедура учета контекста глобальной информационно-образовательной среды»; 2) в разработке структуры данной процедуры. Используются следующие методы: сравнительный анализ, индуктивный метод, изучение передового зарубежного опыта, синтез, метод экстраполирования. Практическая значимость заключается в возможности использования предложенной исследовательской процедуры при решении конкретных прикладных задач профессиональной педагогики.
174-184 95
Аннотация
В статье автор доказывает важность развития у преподавателей психолого-педагогической компетенции для успешной реализации профессиональных задач в системе инклюзивного образования. Раскрывает возможности формирования и дидактические условия усиления функционирования всех компонентов, которые выступают в качестве критериев развития психолого-педагогической компетенции в процессе лекционных, семинарских занятий, практик. Для определения общего уровня сформированности психолого-педагогической компетенции преподавателей проведены поиск и строгий отбор процедур самодиагностики. Также представлена программа повышения психолого-педагогической компетенции преподавателей, в которой органично интегрированы теоретический, практический и тренинговый блоки. Программа «Педагогика, психология инклюзивного образования» включает шесть модулей, она внедрена на формирующем этапе в процессе корпоративного повышения квалификации преподавателей. По итогам исследования автором сделан вывод о необходимости повышения качества теоретико-практической подготовки педагогов к инклюзивному образованию, исходя из специфики данного процесса, об усилении квазипрофессиональной деятельности преподавателей в рамках программ повышения квалификации, об активной реализации потребностей педагогов в саморазвитии, способствующей выстраиванию объективного и целостного видения сущности инклюзивного образования и особенностей его внедрения в практику.
185-191 100
Аннотация
Статья посвящена описанию фрагментов гибридного курса фонетики, разработанного для студентов магистратуры, изучающих русский как иностранный. Целью статьи является обоснование необходимости внедрения такого курса в программу преподавания русского как иностранного на старших курсах магистратуры. Обобщается практический опыт работы со студентами магистратуры Университета Бергамо (Италия), наглядно показывающий возможность и желательность введения данного курса в программу обучения. Автором перечисляются теоретические аспекты курса, а также ряд упражнений, направленных на отработку и закрепление теоретических положений. Апробация курса со студентами 4 и 5 курсов магистратуры показала, что предлагаемый материал способствует как закреплению изученного и актуализации изучаемого фонетического, лексического и грамматического контента, так и формированию коммуникативных навыков более высокого уровня владения языком. В заключение предлагаются рекомендации по организации занятий в рамках курса
192-200 84
Аннотация
В статье дано описание методики преподавания РКИ в контексте антропоцентрического подхода. Рассматриваются особенности формирования вторичной языковой личности, обладающей умением коррелировать с мышлением носителей изучаемого языка. Представлено описание дорожной карты работы с текстом и послетекстовыми заданиями, позволяющими осмысливать, выражать и интерпретировать стереотипические, заложенные автором смыслы. Автор статьи приходит к выводу: антропоцентрический аспект в методике обучения РКИ позволяет сформировать языковую личность, выстроить языковую картину мира, обеспечить овладение языковой системой русского языка.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)