Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИВ ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОСТИ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7219-2018-4-94-102

Аннотация

В статье прослеживается возвращение к истокам формирования понятия «коммуникативная компетентность» через анализ философской, психологической и педагогической литературы. Общелитературный анализ позволяет представить коммуникативную компетентность как феномен, содержащий в себе коммуникативные знания, умения, личностное отношение к ситуации общения и умение рефлексировать. При этом центральное значение в формировании компетентности в общении имеет регулярная включённость субъекта в коммуникативную деятельность, благодаря которой личность способна развивать и совершенствовать собственные коммуникативные навыки. Выявленная склонность современной личности к позиции приспособления и пассивности в решении деловых вопросов приводит к снижению богатого спектра человеческих взаимоотношений. В связи с этим автор приходит к выводу о необходимости создания реального воспитательного пространства для развития коммуникативной компетентности как качества личности и устойчивости системы общества.

Об авторе

Наталья Николаевна Давидович
Смоленский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Абрамова В.А. Виртуальная реальность как пространство симулякров [Электронный ресурс] // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-kak-prostranstvo-simulyakrov (дата обращения: 27.08.2018).

2. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности: сборник статей. М., 1987. С. 208-218.

3. Асадчих В.Ю. Управление процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников: дис. … канд. пед. наук. Курск, 2009. 121 с.

4. Бодалев А.А. Психология общения. М., Воронеж, 1996. 188 с.

5. Давидович Н.Н., Чмелева Е.В. Готовность педагогов к использованию интерактивных методов формирования коммуникативной компетентности у старшеклассников в современной школьной практике // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования. 2017. C. 209-215.

6. Дмитриев К.Г. Взаимосвязь между показателем коммуникативной толерантности и уровнем интернет-зависимости [Электронный ресурс] // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2013. № 28 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-mezhdu-pokazatelem-kommunikativnoy-tolerantnosti-i-urovnem-internet-zavisimosti (дата обращения: 27.08.2018).

7. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. … докт. психол. наук. Л., 1991. 36 с.

8. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: практическое пособие. М., 1991. 96 с.

9. Захарова С.Н. Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе [Электронный ресурс] // Молодой ученый: [сайт]. 2017. № 3 (137). URL: https://moluch.ru/archive/137/38212 (дата обращения: 03.09.2018).

10. Зеер Э.Ф., Павлова Ф.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие. М., 2005. 216 с.

11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14.

12. Курилова С.Ю. Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в учебной проектной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Владикавказ. 2011. 114 с.

13. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ. 3-e изд. СПб., 2008. 352 с.

14. Мосина А.Н., Худякова Т.Л. Психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативной компетентности старшеклассников // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 175-179.

15. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М., 2002. 462 с.

16. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989. 216 с.

17. Сиразетдинова М.Ф. Симулякр как средство манипуляции сознанием [Электронный ресурс] // Молодой ученый: [сайт]. 2015. № 2. URL: https://moluch.ru/archive/82/14902 (дата обращения: 03.09.2018)

18. Хабермас Ю. Отношения к миру и рациональные аспекты действия в четырех социологических понятиях действия / пер. с нем. Т. Тягуновой // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7. № 1. С. 3-25.

19. Чанкова Е.В. Рефлексивность коммуникативной компетентности личности в современном постиндустриальном обществе // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 13-15.

20. Чернов С.В. Социально-экономические игры как средство формирования коммуникативной компетентности старшеклассников: дис.. канд. пед. наук. М., 2008. 224 с.


Рецензия

Просмотров: 103


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)