ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ ИТ СПЕЦИАЛИСТОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Abstract
Актуальность исследования определяется необходимостью подготовки преподавателей информационных технологий и языков программирования для системы дополнительного профессионального образования.
Цель исследования. Обосновать применение формирующего оценивания в процессе подготовки специалистов в области информационных технологий и языков программирования к преподавательской деятельности в системе дополнительного профессионального образования.
Методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ результатов формирующего эксперимента, проведенного на базе учреждения дополнительного профессионального образования, специализирующегося на обучении информационным технологиям и языкам программирования.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость состоит в обосновании целесообразности применения формирующего оценивания в процессе подготовки специалистов в области информационных технологий и языков программирования к преподавательской деятельности в системе дополнительного профессионального образования. Результаты исследования вносят вклад в теорию и практику обучения и подготовки преподавателей для работы в системе дополнительного профессионального образования.
Результаты исследования. Рассмотрены результаты проведения эксперимента, направленного на выявление влияния формирующего оценивания на процесс подготовки специалистов в области информационных технологий и языков программирования к преподавательской деятельности. Утверждается, что применение формирующего оценивания в условиях, описанных в настоящей статье, положительно влияет на результативность обучения, выраженную как готовность обучающихся к самостоятельной работе в качестве преподавателей, если оно построено в соответствии с основными особенностями обучения взрослых, сформулированными такими исследователями как М. Ноулз, С.Г. Вершловский, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин и др. Доказано, что такая подготовка напрямую зависит от использования формирующего оценивания.
About the Author
Олег Швец Тэнэта-ГурийRussian Federation
References
1. Black, P. Developing the theory of formative assessment / P. Black, D. William // Educational Assessment, Evaluation and Accountability. – 2009. – Vol. 21 (1). – Pp. 5–31.
2. Bloom, B.S. Learning for mastery / B.S. Bloom. – Evaluation Comment. – 1968. – Vol. 1. – No. 2. – 12 p.
3. Boud, D. Rethinking assessment in higher education: Learning for the longer term / D.Boud, N. Falchikov. – London: Routledge, 2007. – 1st. Ed. – 224 p.
4. Cauley, K. Formative assessment techniques to support student motivation and achievement / K. Cauley, J. McMillan // The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. – 2010. – Vol. 83. – Pp. 1–6
5. Clark, I. Formative assessment: There is nothing so practical as a good theory / I. Clark // Australian Journal of Education. – 2010. – Iss. 54 (3). – Pp. 341–352.
6. Knowles M. Andragogy in Action. San Francisco: Jossey-Bass, 1984. — P. 12.
7. Scriven, M. The methodology of evaluation / M. Scriven, R.W. Tyler, R.M. Gagne // Curriculum evaluation. – Chicago: Rand McNally. – 1967. – 102 p.
8. Wiliam, D. Integrating Assessment with Instruction: What will it take to make it work? / D. William, M. Thompson // The Future of Assessment: Shaping Teaching and Learning; C.A. Dwyer (ed.). – London: Routledge, 2008. – Pp. 53–82.
9. Akhmetshin A.D. Osobennosti deyatelnosti uchrezhdeniydopolnitelnogo-professionalnogo obrazovaniya v usloviyah pandemii koronavirusa v rossii [Features of the activities of institutions of extended professional education in the context of the coronavirus pandemic in Russia] // Innovations and Investments 2020. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deyatelnosti-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa-v-rossii (date of visit: 11.04.2022).
10. Verbitskiy, A.A. Invarianty professionalizma: problemy formirovaniya [Invariants of professionalism: problems of forming], Moscow, 2011
11. Vershlovskij S.G. Andragogicheskaya kompetentnost' pedagoga:prakticheskie aspekty: monografiya [Andragogical competence of a teacher:practical aspects: monograph] Saint Petersburg, 2013
12. Davkush N.V. Formiruyushchee ocenivanie uchebnyh dostizhenij obuchayushchihsya v uchebnyh zavedeniyah [Formative assessment of educational achievements of students in educational institutions]// Problems of Modern Pedagogy Education. 2020. №68-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-uchebnyh-dostizheniy-obuchayuschihsya-v-uchebnyh-zavedeniyah (date of visit: 02.07.2022)
13. 13. Zemlyanskaya E.N. Formiruyushchee ocenivanie obrazovatel'nyh dostizhenij uchashchihsya v nachal'nom obshchem obrazovanii: podgotovka uchitelej [Formative assessment of students' educational achievements in primary general education: teacher training]// Pedagogy. Theory and Practice. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-obrazovatelnyh-dostizheniy-uchaschihsya-v-nachalnom-obschem-obrazovanii-podgotovka-uchiteley (date of visit: 02.07.2022).
14. 14. Ignat'eva E.YU. Ocenivanie obrazovatel'nyh rezul'tatov shkol'nikov kak obuchayushchaya strategiya [Evaluation of students' educational results as a learning strategy]// Uninterruptable Education: XXI century. 2018. №3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenivanie-obrazovatelnyh-rezultatov-shkolnikov-kak-obuchayuschaya-strategiya (date of visit: 02.07.2022).
15. Issledovanie rossijskogo rynka onlajn-obrazovaniya [Research of the Russian online education market]// URL: https://innoagency.ru/files/Issledovanie_rynka_rossiyskogo_online_obrazovania_2020.pdf (date of visit: 12.04.2022).
16. Klarin M.V. Didaktika XXI veka i vyzovy sovremennogo obrazovaniya: obrashchayas' k naslediyu obshchedidakticheskoj teorii soderzhaniya obshchego srednego obrazovaniya i processa obucheniya [Didactics of the XXI Century and challenges of modern education: addressing the legacy of the general didactic theory of the content of general secondary education and the learning process] //National and Foreign Pedagogy. 2015. №5 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didaktika-hhi-veka-i-vyzovy-sovremennogo-obrazovaniya-obraschayas-k-naslediyu-obschedidakticheskoy-teorii-soderzhaniya-obschego (date of visit: 11.04.2022).
17. Sotckova, T.S. Sovremennye tendencii formiruyushchego ocenivaniya [Modern trends of formative assessment] // School of the Future. – 2018. – № 4. – С. 134-140
18. CHetvertnyh T.V. Gotovnost' pedagogov k vvedeniyu formiruyushchego ocenivaniya v obrazovatel'nom processe [Teachers' readiness to introduce formative assessment in the educational process] // Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian studies. 2018. №4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-pedagogov-k-vvedeniyu-formiruyuschego-otsenivaniya-v-obrazovatelnom-protsesse (date of visit: 02.07.2022).
19. Shapovalova O.N., Efremova N.F. Formiruyushchee ocenivanie kak tekhnologiya razvitiya uchebnoj samostoyatel'nosti shkol'nikov [Formative assessment as a technology for developing students' academic independence]// Pedagogy. Theory and Practice. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-kak-tehnologiya-razvitiya-uchebnoy-samostoyatelnosti-shkolnikov (date of visit: 10.04.2022).
Supplementary files
![]() |
1. Статья без данных об авторе | |
Subject | ||
Type | Чистый текст | |
Download
(98KB)
|
Indexing metadata ▾ |
![]() |
2. Неозаглавлен | |
Subject | ||
Type | Other | |
Download
(2MB)
|
Indexing metadata ▾ |
![]() |
3. Неозаглавлен | |
Subject | ||
Type | Other | |
Download
(90KB)
|
Indexing metadata ▾ |
![]() |
4. Статья с данными об авторе | |
Subject | ||
Type | Other | |
Download
(99KB)
|
Indexing metadata ▾ |
![]() |
5. Отзыв научного руководителя с заверенной подписью | |
Subject | ||
Type | Other | |
Download
(2MB)
|
Indexing metadata ▾ |
![]() |
6. Справка об обучении в аспирантуре | |
Subject | ||
Type | Other | |
Download
(1MB)
|
Indexing metadata ▾ |
![]() |
7. Швец_ФО_в подготовке преподавателей ИТ в ДПО_ред2 | |
Subject | ||
Type | Other | |
Download
(99KB)
|
Indexing metadata ▾ |
![]() |
8. ФО_в подготовке преподавателей ИТ в ДПО ред2 | |
Subject | ||
Type | Other | |
Download
(98KB)
|
Indexing metadata ▾ |