Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Профессиональная деятельность логопеда по формированию монолога-рассуждения у дошкольников с общим недоразвитием речи

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-2-165-174

Аннотация

Цель. Целью данной работы являются систематизация и описание основных направлений коррекционно-логопедической работы по формированию монолога-рассуждения у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.

Процедура и методы. В статье приведён анализ взглядов исследователей, обобщены экспериментальные данные и практический опыт авторов по вопросам овладения речью-рассуждением детьми старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием. Обозначены критерии для оценки монолога-рассуждения дошкольников с ОНР; проанализированы основные его недостатки и факторы, их определяющие.

Результаты. Указано на ведущую роль языковых затруднений в овладении монологом-рассуждением дошкольниками с ОНР. Определены приоритетные направления коррекционнологопедической работы; предложены конкретные приёмы преодоления речевых и коммуникативных трудностей дошкольников с ОНР.

Теоретическая и/или практическая значимость. Основные положения и выводы исследования вносят вклад в содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими речевое недоразвитие.

 

Об авторах

С. Ю. Серебренникова
Иркутский государственный университет
Россия

Серебренникова Светлана Юрьевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития

664003 г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1



И. О. Соколова
Иркутский государственный университет
Россия

Соколова Ирина Олеговна – старший преподаватель кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития

664003 г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1



Список литературы

1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 158 с.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 415 с.

3. Глухов В. П. Исследование особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 2. С. 90–93.

4. Грибова О. Е. К вопросу о сущности текста как лингвистического явления // Актуальные вопросы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: материалы Международной научной конференции. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008. С. 360–363.

5. Грибова О. Е. Особенности становления процессов понимания текста у детей с тяжёлыми нарушениями речи: монография. М.: АСОУ, 2019. 204 с.

6. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избр. психол. тр. Воронеж: Модэк, 2003. 536 с.

7. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Академический проект, 2000. 512 с.

8. Психогимнастические занятия с детьми младшего школьного возраста «Солнышко», «Вместе» / В. Е. Цибульникова, Е. В. Брошкова, Ю. В. Васютина, А. С. Григорян // Сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции, Одинцово–Минск, февраль 2014 г. / под общ. ред. И. В. Дубровиной, В. Е. Цибульниковой. М.: Национальный книжный центр, 2014. С. 623–635.

9. Психогимнастическое занятие для детей младшего школьного возраста «Это я, узнай меня» / В. Е. Цибульникова, Л. А. Винокурова, Е. С. Давыдова, В. Е. Зизевская // Сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции, Одинцово–Минск, февраль 2014 г. / под общ. ред. И. В. Дубровиной, В. Е. Цибульниковой. М.: Национальный книжный центр, 2014. С. 636–643.

10. Седов К. Ф. Нейропсихолингвистика. М.: Лабиринт, 2007. 224 с.

11. Серебренникова С. Ю., Горбунова А. К. Особенности монолога-рассуждения дошкольников с общим недоразвитием речи // Сопровождение социализации детей с особыми образовательными потребностями: теория и практика: сб. науч. тр. Иркутск: ИГУ, 2020. С. 175–179.

12. Судакова Е.В. Развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием: монография. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2015. 88 с.

13. Цибульникова В. Е. Двигательная активность и соматическое здоровье учителя: нормирование, оценка, мотивация: монография. Москва, 2020. 224 с.

14. Цибульникова В. Е., Федорова Е. Н. Смыслосозидательный континуум профессиональной деятельности учителя // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2 (113). С. 275–279.

15. Чиркина Г. В. Принципы анализа и оценки коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография. Архангельск: Приморский ун-т, 2009. С. 79–107.


Рецензия

Просмотров: 144


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)