Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МОТИВОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ-ЖЕНЩИН И ПЕДАГОГОВ-МУЖЧИН

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-1-152-161

Аннотация

В статье представлены результаты исследования основных мотивов повышения квалификации педагогов-женщин и педагогов-мужчин. Актуальность. Требования профессионального стандарта предполагают систематическое повышение квалификации педагога. Центры профессионального обучения, вузы и учреждения развития образования, как государственные, муниципальные, так и негосударственные, предлагают различные программы для профессионального развития и обучения педагогических работников. Однако учителя неохотно откликаются на их предложения и ориентируются в первую очередь на краткосрочность и невысокую стоимость курсов. Налицо противоречие между большим количеством доступных программ и курсов повышения квалификации и низким уровнем интереса к ним у педагогов. Изучение мотивов повышения квалификации, на наш взгляд, позволит сделать содержание курсов повышения квалификации и форму их организации более привлекательными для педагогических работников. Цель исследования - выявить и раскрыть мотивы повышения квалификации и профессиональной переподготовки у педагогов-слушателей курсов повышения квалификации, имеющих педагогический стаж не более 5 лет. Методы исследования. Для проведения исследования использовались методы анкетирования, интервьюирования и беседы. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. В ходе практической работы были выделены группы социально-нравственных, социальных и экономических мотивов, а также мотивы выбора тематики и места проведения курсов повышения квалификации, одобрения окружающих и другие. На основе данных исследования авторы отмечают более высокую активность молодых педагогов в отношении собственного профессионального развития. Результаты исследования. В ходе исследования были выявлены устойчивое повышение самообразовательной активности, стремление к профессиональной и личностной самореализации, карьерному росту у педагогических работников. Существенных различий в мотивации мужчин и женщин не выявлено, однако у мужчин отмечается преобладание социально-нравственных мотивов, а у педагогов-женщин - мотивов одобрения, достижения статусности, стабильности.1 Выводы. При выборе формы и отборе содержания программ повышения квалификации необходимо учитывать возрастные и гендерные особенности мотивации повышения квалификации у педагогов: повышение квалификации и профессиональная переподготовка наиболее привлекательны для молодых специалистов, зрелые педагоги чаще совершенствуют свой профессионализм, подчиняясь требованиям руководителя или в связи с предстоящей аттестацией. Для педагогов-женщин наиболее значимыми мотивами профессионального совершенствования оказываются социально-нравственные, для педагогов-мужчин - социальные и экономические. Эти различия необходимо учитывать при выстраивании программ повышения квалификации, организации профессиональной переподготовки.

Об авторах

Александр Викторович Киселев
Петрозаводский государственный университет
Россия


Елена Анатольевна Сергина
Государственное училище олимпийского резерва в г. Кондопоге
Россия


Список литературы

1. Багнетова Е. А., Шарифуллина Е. Р. Профессиональные риски педагогической среды // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-1. С. 27-31.

2. Ефимова Г. З. Учителя-мужчины и учителя-женщины: общее и различное в социологических портретах // Науковедение [Электронный ресурс]. 2015. Т. 7. № 5 (30). URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 10.12.2021).

3. Ильина Н. Ф. Становление инновационной компетентности педагога в региональном пространстве непрерывного образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук. Красноярск, 2014. 42 с.

4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Москва: Просвещение, 2009. 96 с.

5. Никулин Е. Н. Современные технологии формирования профессионализма управленческого персонала // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2020. № 1. С. 58-61.

6. Саврасова А. Н. Формирование опыта профессиональной деятельности будущих учителей в процессе педагогической практики: дис.. канд. пед. наук. СПб., 2006. 168 с.

7. Серова А. Е. Феминизация образования в контексте проблемы гендерного неравенства // Власть. 2011. № 12. С. 95-98.

8. Цветкова Г. В., Ястребова Г. А. Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями. Презентации. Волгоград: Учитель, 2014. 39 с.

9. Цибульникова В. Е. Теории процессуальной мотивации и опережающее мотивирование работников в управлении организацией // Опережающее образование как фактор инновационного развития образовательных систем: сборник статей по итогам научной сессии кафедры управления образовательными системами факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования / Москва, 17 марта 2011 г. / под ред. Т. И. Березиной, О. Ю. Заславской, Е. В. Бахаревой, В. Е. Цибульниковой. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2011. С. 50-65.

10. Цибульникова В. Е., Федорова Е. Н. Смыслосозидательный континуум профессиональной деятельности учителя // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2 (113). С. 275-279.


Рецензия

Просмотров: 106


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)