Preview

Moscow Pedagogical Journal

Advanced search

VERBS OF MOTION IN A FIGURATIVE MEANING: METHODOLOGICAL APPROACHES TO TEACHING RUSSIAN TO TURKISH STUDENTS

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-1-82-100

Abstract

Relevance of the research topic is determined by the need to describe the figurative use of verbs of motion in Russian and Turkish methodically effectively, considering modern achievements in linguodidactics, as well as to disclose the possibility of their adequate translation in the aspect of nationally oriented teaching of Russian as a foreign language. Goal. To classify Russian verbs of motion in their figurative meaning in the "mirror" of the Turkish language, their linguo-didactic description and, on its basis, to compile an effective, methodically expedient system of exercises and tasks for teaching Turks the Russian language. Procedure and methods. The paper proposes a comparative analysis of the secondary semantic functions of verbs of motion in Russian and Turkish. Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance. The results of the study contribute to the theory of comparative historical linguistics and make it possible to create an effective system of exercises and tasks for teaching Russian verbs of motion in a figurative sense for the Turkish audience. Results. The study made it possible to identify similarities and differences in the use of verbs with the semantics of movement in a figurative sense in Russian and Turkish. Conclusions. For effective mastering Russian verbs of motion in their figurative meaning by Turkish students, when compiling a system of exercises and tasks, the comparative component should be strengthened and the language material should be built on similarities and differences between languages.

About the Authors

Murat Doleker
Lomonosov Moscow State University
Russian Federation


Fedor I. Pankov
Lomonosov Moscow State University
Russian Federation


References

1. Аверьянова А. Н. Глаголы движения (перемещения) в современном русском языке // Учёные записки Ленинградского университета. Серия филологических наук. Исследования по грамматике русского языка. 1973. № 375. С. 9-10.

2. Архипова Л. В. Изучаем глаголы движения. Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2006. 71 с.

3. Афифи С. М. Лексикологический анализ глаголов идти - ходить и их производных в современном русском языке: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1964. 20 с.

4. Ахмадуллина С. В. Системно-функциональный подход к изучению глаголов движения студентами-мари в практическом курсе русского языка: дис.. канд. пед. наук. Казань, 2002. 251 с.

5. Битехтина Г. А., Юдина Л. П. Система работы по теме «Глаголы движения». Москва: Русский язык, 1985. 161 с.

6. Богомолов А. Н., Петанова А. Ю. Приходите!. Приезжайте!. Прилетайте!. Санкт-Петербург: Златоуст, 2008. 104 с.

7. Всеволодова М. В., Мадаени А. А. Система русских приставочных глаголов движения (в зеркале персидского языка). Москва: УРСС, 2010. 140 с.

8. Ибрагимшарифи Ш., Тайебианпур Ф. Типичные ошибки персоговорящих в употреблении русских приставочных глаголов движения // Преподаватель ХХI век. 2020. № 2-1. С. 160-169.

9. Кодзаева О. С. Мотивационные возможности неоднонаправленных глаголов движения в методике преподавания русского языка как иностранного // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. № 3. С. 63-69.

10. Кондрашова Н. В., Окерешко А. В. Русские префиксальные глаголы движения и методика их преподавания иностранным студентам // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 157-160.

11. Корчик Л. С. Глаголы движения в русском языке и особенности их преподавания в китайской аудитории // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012. № 1. С. 84-91.

12. Кузнецова Е. Г. Изучение глаголов движения в переносном значении на занятиях по русскому языку как иностранному (язык специальности) // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 74.

13. Кукуева Г. В. Компетентностный подход при изучении русской грамматики иностранцами // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 349-352.

14. Куриленко В. Б., Щербакова О. М., Бирюкова Ю. Н. Глаголы движения: стратегии обучения на начальном этапе // Образовательный вестник «Сознание». 2018. № 4. С. 14-20.

15. Ласкарева Е. Р. «Банальные» глаголы движения в курсе русского языка // Альманах мировой науки. 2015. № 2. С. 11-15.

16. Майгельдиева Ш. М. Организация самостоятельной работы студентов-казахов при обучении лексике глаголов движения в практическом курсе русского языка: дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1989. 21 с.

17. Майсак Т. А. Типология грамматикализации конструкций с глаголами движения и глаголами позиции: дис. … канд. филол. наук. М., 2002. 287 с.

18. Муравьева Л. С. Основные трудности в работе над глаголами движения в нерусской аудитории // Очерки по методике преподавания русского языка. 1962. № 1. С. 96-131.

19. Муравьева Л. С. Глаголы движения в русском языке. Москва: Русский язык, 2006. 236 с.

20. Панков Ф. И. Функционально-коммуникативная грамматика и русская языковая картина мира // Мир русского слова. 2013. № 2. С. 72-80.

21. Переслегина Е. Р. Сравнительный анализ русских и французских глаголов движения при обучении иностранных студентов русскому языку: дис.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2002. 232 с.

22. Рожкова Г. И. Изучение глаголов движения в русском языке // Вопросы методики преподавания русского языка нерусским. 1958. № 6. С. 39-60.

23. Скворцова Г. Л. Глаголы движения - без ошибок. Москва: Русский язык, 2013. 132 с.

24. Чайлак Х., Дмитриева А. Ю. Особенности преподавания глаголов движения в настоящем времени носителям турецкого языка на примере глагольных пар «идти/ехать, ходить/ездить» // Avrasya Uluslararasэ Araюtэrmalar Dergisi. 2015. № 4. С. 186-192.

25. Чернышова Т. Г. Переносное значения глаголов движения русского языка (на материале речевой практики студентов-иностранцев нелингвистических специальностей) // Мова, історія, культура у лінгвокомунікативному просторі: збірник наукових праць. Суми, 2015. С. 53-58.

26. Шарова А. А. Обучение употреблению глаголов движения в различных стилях речи // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (134). С. 118-123.

27. Эмрак К. Лексико-грамматические особенности переходных глаголов движения и их эквивалентов в турецком языке // Kant. 2020. № 1 (34). С. 356-361.

28. Parlak H.Rusçadaki Hareket Fiillerinin Ana Dili Türkçe Olan Sınıflarda Öğretilmesinin Sorunları, Prensipleri ve Yöntemleri // İdil. 2016. № 5. С. 33-42.


Review

Views: 281


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)