Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ТУРЕЦКИХ УЧАЩИХСЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2022-1-82-100

Аннотация

Актуальность темы исследования определяется необходимостью методически эффективно с учётом современных достижений лингводидактики описать переносные употребления глаголов движения в русском и турецком языках, а также возможности адекватного их перевода в аспекте национально ориентированного преподавания русского языка как иностранного. Цель исследования заключается в классификации русских глаголов движения в переносном значении в «зеркале» турецкого языка, их лингводидактическом описании и составлении на его основе эффективной, методически целесообразной системы упражнений и заданий для обучения турок русскому языку. Методы исследования. В работе предложен сопоставительный анализ вторичных семантических функций глаголов движения в русском и турецком языках. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию сравнительно-исторического языкознания и позволяют создать для турецкой аудитории эффективную систему упражнений и заданий по обучению русским глаголам движения в переносном значении. Результаты исследования. Проведённое исследование позволило выявить черты сходства и различия в использовании глаголов с семантикой движения в переносном значении в русском и турецком языках. Выводы. Для эффективного освоения турецкими учащимися русских глаголов движения в переносном значении при составлении системы упражнений и заданий следует усилить сопоставительный компонент, а языковой материал выстраивать на чертах сходства и различия между языками.

Об авторах

Мурат Долекер
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия


Федор Иванович Панков
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Аверьянова А. Н. Глаголы движения (перемещения) в современном русском языке // Учёные записки Ленинградского университета. Серия филологических наук. Исследования по грамматике русского языка. 1973. № 375. С. 9-10.

2. Архипова Л. В. Изучаем глаголы движения. Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2006. 71 с.

3. Афифи С. М. Лексикологический анализ глаголов идти - ходить и их производных в современном русском языке: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1964. 20 с.

4. Ахмадуллина С. В. Системно-функциональный подход к изучению глаголов движения студентами-мари в практическом курсе русского языка: дис.. канд. пед. наук. Казань, 2002. 251 с.

5. Битехтина Г. А., Юдина Л. П. Система работы по теме «Глаголы движения». Москва: Русский язык, 1985. 161 с.

6. Богомолов А. Н., Петанова А. Ю. Приходите!. Приезжайте!. Прилетайте!. Санкт-Петербург: Златоуст, 2008. 104 с.

7. Всеволодова М. В., Мадаени А. А. Система русских приставочных глаголов движения (в зеркале персидского языка). Москва: УРСС, 2010. 140 с.

8. Ибрагимшарифи Ш., Тайебианпур Ф. Типичные ошибки персоговорящих в употреблении русских приставочных глаголов движения // Преподаватель ХХI век. 2020. № 2-1. С. 160-169.

9. Кодзаева О. С. Мотивационные возможности неоднонаправленных глаголов движения в методике преподавания русского языка как иностранного // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. № 3. С. 63-69.

10. Кондрашова Н. В., Окерешко А. В. Русские префиксальные глаголы движения и методика их преподавания иностранным студентам // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 157-160.

11. Корчик Л. С. Глаголы движения в русском языке и особенности их преподавания в китайской аудитории // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2012. № 1. С. 84-91.

12. Кузнецова Е. Г. Изучение глаголов движения в переносном значении на занятиях по русскому языку как иностранному (язык специальности) // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 74.

13. Кукуева Г. В. Компетентностный подход при изучении русской грамматики иностранцами // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 349-352.

14. Куриленко В. Б., Щербакова О. М., Бирюкова Ю. Н. Глаголы движения: стратегии обучения на начальном этапе // Образовательный вестник «Сознание». 2018. № 4. С. 14-20.

15. Ласкарева Е. Р. «Банальные» глаголы движения в курсе русского языка // Альманах мировой науки. 2015. № 2. С. 11-15.

16. Майгельдиева Ш. М. Организация самостоятельной работы студентов-казахов при обучении лексике глаголов движения в практическом курсе русского языка: дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1989. 21 с.

17. Майсак Т. А. Типология грамматикализации конструкций с глаголами движения и глаголами позиции: дис. … канд. филол. наук. М., 2002. 287 с.

18. Муравьева Л. С. Основные трудности в работе над глаголами движения в нерусской аудитории // Очерки по методике преподавания русского языка. 1962. № 1. С. 96-131.

19. Муравьева Л. С. Глаголы движения в русском языке. Москва: Русский язык, 2006. 236 с.

20. Панков Ф. И. Функционально-коммуникативная грамматика и русская языковая картина мира // Мир русского слова. 2013. № 2. С. 72-80.

21. Переслегина Е. Р. Сравнительный анализ русских и французских глаголов движения при обучении иностранных студентов русскому языку: дис.. канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2002. 232 с.

22. Рожкова Г. И. Изучение глаголов движения в русском языке // Вопросы методики преподавания русского языка нерусским. 1958. № 6. С. 39-60.

23. Скворцова Г. Л. Глаголы движения - без ошибок. Москва: Русский язык, 2013. 132 с.

24. Чайлак Х., Дмитриева А. Ю. Особенности преподавания глаголов движения в настоящем времени носителям турецкого языка на примере глагольных пар «идти/ехать, ходить/ездить» // Avrasya Uluslararasэ Araюtэrmalar Dergisi. 2015. № 4. С. 186-192.

25. Чернышова Т. Г. Переносное значения глаголов движения русского языка (на материале речевой практики студентов-иностранцев нелингвистических специальностей) // Мова, історія, культура у лінгвокомунікативному просторі: збірник наукових праць. Суми, 2015. С. 53-58.

26. Шарова А. А. Обучение употреблению глаголов движения в различных стилях речи // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (134). С. 118-123.

27. Эмрак К. Лексико-грамматические особенности переходных глаголов движения и их эквивалентов в турецком языке // Kant. 2020. № 1 (34). С. 356-361.

28. Parlak H.Rusçadaki Hareket Fiillerinin Ana Dili Türkçe Olan Sınıflarda Öğretilmesinin Sorunları, Prensipleri ve Yöntemleri // İdil. 2016. № 5. С. 33-42.


Рецензия

Просмотров: 279


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)