Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Использование экономических показателей регионов России для развития навыков статистического анализа у учащихся

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2025-3-80-91

Аннотация

Цель. Статья посвящена вопросу использования экономических показателей регионов России в образовательном процессе для развития навыков статистического анализа у учащихся. Авторы ставят целью обосновать эффективность применения реальных региональных данных в обучении географии, а также предложить конкретные примеры заданий для их интеграции в школьный курс географии.

Методология и методы исследования. При подготовке статьи использовались такие исследовательские методы, как: анализ научной литературы и нормативных документов, контент-анализ статистических источников, анкетирование, а также статистические методы обработки результатов. В статье акцентировано внимание на междисциплинарном подходе, сочетающего элементы математики, географии, обществознания и информатики. Методологическая основа исследования базируется на деятельностном и компетентностном подходах, предполагающих формирование у учащихся практических навыков статистического анализа через работу с реальными экономическими данными. Исследование включает анализ вариативности данных, построение графиков и диаграмм с точки зрения выявления их образовательного потенциала на ступени основного общего образования.

Результаты. В статье выделен перечень экономических показателей, которые наиболее целесообразно использовать в преподавании географии на ступенях ООО (например, ВРП на душу населения, уровень безработицы, инвестиции в основной капитал и др.), предложены задания, направленные на формирование у учащихся умений работать с экономической статистикой, а также представлена технологическая карта урока географии в 9 классе по теме «Население Европейского Севера: статистический анализ». Кроме того, в статье отражены результаты педагогического эксперимента, который был реализован в процессе обучения географии девятиклассников.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании роли региональной статистики для формирования статистической грамотности обучающихся. Практическая ценность состоит в разработке методических рекомендаций для преподавателей, включающих примеры задач и кейсов на основе данных Росстата и других официальных источников.

Выводы. Эксперимент подтвердил, что использование экономических показателей регионов России – эффективный инструмент для развития навыков статистического анализа у учащихся. Работа с реальными данными способствует глубокому пониманию предмета и формированию умений, необходимых для профессиональной деятельности.

Об авторах

И. А. Меркулов
Московский городской педагогический университет; Школа №1449 имени Героя Советского Союза М. В. Водопьянова
Россия

Меркулов Илья Андреевич – аспирант департамента естествознания Института естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета; учитель географии и экономики, школы № 1449 имени Героя Советского Союза М. В. Водопьянова

г. Москва



О. В. Шульгина
Московский городской педагогический университет
Россия

Шульгина Ольга Владимировна – доктор исторических наук, кандидат географических наук, профессор департамента образовательного проектирования Института естествознания и спортивных технологий

г. Москва



Список литературы

1. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. 2005. № 6. С. 4–29.

2. Блажевич Ф. В., Слука Н. А. География «фабрик мысли» // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2024. № 4. С. 133–140. 3. Горбатова О. Н. География. 6–11 классы: технология решения творческих задач. Волгоград: Учитель, 2010. 165 с.

3. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. 128 с.

4. Душина И. В., Таможняя Е. А., Пятунин В. Б. Методика и технология обучения географии в школе: пособие для учителей и студентов пед. институтов и университетов. М.: Аст, 2002. 203 с.

5. Иванов Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Завуч. Управление современной школой. 2008. № 1. С. 4–24.

6. Кулешов А. В. Приёмы работы со статистическими материалами в процессе обучения географии в школе // Калининградский вестник образования. 2023. № 1. С. 51–57.

7. Потапенко С. М. Региональный материал как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды // Калининградский вестник образования. 2023. № 1 (17). С. 4–13.

8. Пятунин В. Б., Хлебосолова О. А. Методическая система оценки результатов школьного географического образования // Наука и школа. 2017. № 2. С. 53–58.

9. Пятунин В. Б., Летягин А. А. Развитие функциональной грамотности школьников в процессе обучения географии // Наука и школа. 2023. № 1. С. 193–199.

10. Пятунин В. Б. О методах обучения географии в условиях ФГОС ООО // География в школе. 2021. № 4. С. 43–47.

11. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник / под ред. Н. Г. Алексеева, М. В. Гущина, А. В. Леонтовича. М.: Народное образование, 2001. 272 с.

12. Рябов В. А., Егорова Н. Т., Митрохина О. В. Сотрудничество как средство взаимодействия университета и школы во внеурочной деятельности по географии // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. № 3 (141). С. 33–38.

13. Рябцева И. В. Теоретические основы предпрофильной подготовки школьников в системе географического образования: монография. Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2011. 291 с.

14. Таможняя Е. А. Реализация компетентностного подхода в методической подготовке современного учителя географии // Преподаватель XXI века. Содержание и технологии образования. 2010. № 1. С. 34–41.

15. Халилов Х. Б., Хамидов А. А. Методология развития картографических компетенций учеников на курсах экономической и социальной географии в средней школе // Экономика и социум. 2021. № 12. С. 714–717.

16. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.

17. Шимлина И. В., Суворова Л. Б. Изучение готовности учителя к формированию исследовательских компетенций школьников в процессе обучения географии // Философия образования, 2016. № 3. С. 188–194.


Рецензия

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)