ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ И ПИСЬМА В РКИ
Аннотация
Актуальность. Актуальность заключается в необходимости развития у обучающихся умений независимого творческого мышления и готовности к профессиональной реализации на языковых занятиях в военном вузе.
Цель. Целью исследования является выявление эффективности проектной технологии и технологии критического мышления в процессе обучения иностранных военнослужащих русскому языку на довузовском и вузовском этапах.
Методы исследования. Основное содержание исследования составляет анализ занятий по русскому языку как иностранному на разных этапах обучения в военном вузе. Проведено обобщение личного опыта применения названных технологий на довузовском и вузовском этапах обучения, причём на вузовском этапе – с учётом специальности обучающихся. Применены следующие методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, анализ, установление связи между результатами применения проектной технологии и технологии развития критического мышления в процессе обучения русскому языку как иностранному на довузовском этапе и результатами использования этих двух технологий на вузовском этапе обучения.
Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе работы выделены дидактические возможности применения современных технологий в обучении, установлена совокупность факторов, влияющих на эффективность формирования коммуникативной и профессиональной компетенции. Описанный в статье опыт применения проектной технологии и технологии критического мышления может быть использован преподавателями русского языка как иностранного при создании учебников, а также в практической работе с иностранными обучающимися на занятиях как в военных, так и в гражданских вузах.
Результаты. В ходе исследования были получены результаты, свидетельствующие о том, что систематическое использование проектной технологии и технологии развития критического мышления на разных этапах обучения способствует более эффективному развитию речемыслительной деятельности (особенно в говорении и письме) иностранных военных специалистов, а также формированию вторичной культурно-языковой личности.
Выводы. Регулярное применение проектной технологии и технологии развития критического мышления на разных этапах обучения способствует реализации принципа коммуникативно-деятельностного подхода и формированию у обучающихся необходимого речевого поведения в учебной и профессиональной сферах.
Об авторах
Эля Николаевна АнохинаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского язык
Татьяна Сергеевна Павлова
Россия
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
Список литературы
1. Дмитриева Д.Д. Применение метода проектов при обучении русскому языку иностранных студентов-медиков // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 25–28.
2. Коберник Л.Н. Технология развития критического мышления при обучении русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5 (часть 4). С. 625–627.
3. Коростова С.В., Нефёдов И.В. Традиционный и инновационный контент как основа проектной деятельности в курсе русского языка как иностранного // Русистика. 2020. Т. 18. № 1. С. 85–96.
4. Кудрявцева З.Г., Саитова К.А. Проектный метод и цифровые технологии в обучении РКИ // Теоретические и прикладные аспекты изучения речевой деятельности. 2020. Т. 13. № 6. С. 111–115.
5. Павлова Т.С. Использование текстов художественной литературы при проведении тренинга ораторской речи на занятиях по русскому языку с обучающимися из стран ближнего зарубежья // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 4. С. 137–148.
6. Пугачев И.А., Карапетян Н.Г. Метод проектной технологии в структуре курса «Основы методики преподавания РКИ для нефилологов» // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 3(45). С. 106–111.
7. Смит Н.Л. Сравнительный анализ российских традиционных методов обучения РКИ, проектного метода и европейского подхода к обучению иностранным языкам для специальных (профессиональных) целей (LSP/ESP) в туристическом дискурсе // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. № 4(82). С. 6–15.
8. Цибульникова В.Е. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов / В.Е. Цибульникова, Е.А. Леванова; под общей ред. д-ра пед. наук, проф. Е.А. Левановой. М., 2017. 148 с.
9. Шкурко О.В., Коноваленко И.В. Применение элементов проектной методики при обучении русскому языку как иностранному в военном вузе // Проблемы модернизации современного высшего образования: лингвистические аспекты. Материалы VI Международной научно-методической конференции. 2020. Омск, 2020. С. 411–414.
10. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: Учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. 2-е изд., стереотип. М., 2015. 784 с.
11. Shraiber E.G., Ovinova L.N. CLIL Technology as an Innovative Method to Learn Foreign Languages at University. In: Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 2, pp. 82–88. DOI: 10.14529/ped170208