Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Программа воспитания культуры семейных отношений у старшеклассников

Аннотация

Цель статьи заключается в том, чтобы обосновать и представить программу воспитания у подростков сознательного и ответственного отношения к предстоящей семейной жизни в воспитательном процессе школы с учётом современного социокультурного контекста. Выпускник школы должен обладать высоким уровнем духовно-нравственной культуры, ценностного отношения к семье, знать правила и законы семейной жизни, быть готовым к ответственному родительству. В статье раскрыты теория и практика организации воспитательного процесса в общеобразовательной школе в аспекте приобщения старшеклассников к семейным ценностям.

Методология и методы исследования. Методологическую базу исследования составили основные положения аксиологического, системного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, сочетание которых создаёт продуктивную основу для разработки программы приобщения подростков к традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества. В исследовании использовались методы изучения научной литературы, баз данных, публикаций в средствах массовой информации (контент-анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, систематизация); прогностические методы (проектирование и схематизация); эмпирические методы (системный анализ аксиологических характеристик воспитательного процесса в школе, анкетирование, опрос); математическая обработка полученных данных.

Результаты. Анализ современной социокультурной ситуации, психолого-педагогической литературы и воспитательной практики показывает, что старшеклассники в образовательном процессе должны приобщаться к таким традиционным духовно-нравственным ценностям, как семья, материнство и отцовство, семейные традиции, уважение, доверие, любовь, поддержка, ответственность и честность. Это обуславливает необходимость разработки программы воспитания у подростков культуры семейных отношений. Воспитательный контент данной программы группируется вокруг следующих аксиологических матриц: семья и её социальная роль, молодая семья, родительство, культура семейных взаимоотношений, семейная и социальная политика государства. В процессе реализации программы целесообразно использовать различные методы: метод проблемного изложения, метод проектов, исследовательский метод; а также метод сопереживания ситуаций, ролевую игру, тренинг и др.

Теоретическая и/или практическая значимость. Определение аксиологических основ воспитания у подростков культуры семейных отношений обеспечивает приращение знаний в области социокультурного и организационно-педагогического потенциала общеобразовательной школы в аспекте трансляции семейных ценностей и подготовки молодёжи к семейной жизни. Полученные в исследовании теоретические выводы и обобщения создают основу для дальнейшего изучения способов приобщения школьников к ценности семьи и культуре семейных отношений. Практическая значимость исследования заключается в воспитании у подрастающего поколения ценностного отношения к семье, а также подготовке старшеклассников к предстоящей семейной жизни, что важно для успешной социализации подрастающего поколения. Представленная программа позволит сформировать у подростков устойчивую систему ценностных ориентиров, основанную на традиционных представлениях и способствующую социально-культурному развитию общества.

Выводы. Педагогическая аксиология во главу угла ставит способность человека к активному и сознательному преобразованию мира и самого себя в соответствии с нравственными ценностями и моральными императивами. Аксиологический подход позволяет осмыслить обучение в школе как процесс усвоения подростком традиционных духовно-нравственных ценностей, к которым относится ценность семьи, инициирующая личностное преображение старшеклассника в соответствии с нравственным идеалом. Цель этого преображения – дальнейшая объективация духовно-нравственных ценностей в предстоящей жизни. В связи с чем в воспитательном процессе школы должны быть созданы условия для приобщения старшеклассников к семейным ценностям, таким как уважение, доверие, любовь, поддержка, культура материнства и отцовства.

Об авторе

Н. А. Рачковская
Государственный университет просвещения
Россия

Рачковская Надежда Александровна  – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий

Москва



Список литературы

1. Акутина С. П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 94. С. 9–15.

2. Айгумова З. И. Семейные ценности современной молодёжи (на примере исследования студентов педагогического университета) // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 41–55.

3. Беляева А. Б. Традиционные семейные ценности // Вестник ТГУ: серия Гуманитарные науки. 2008. № 11 (67). С. 170–175.

4. Болотова С. Р. Динамика ценности семьи в сознании студенческой молодежи: на примере вузов г. Хабаровска: дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2005. 180 с.

5. Бородина Е. Н. Педагогические условия формирования традиционных духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11684 (дата обращения: 07.05.2025).

6. Волот Н. В. Опыт формирования семейных ценностей у подростков в современном российском образовании // Новый человек в новом обществе: проблемы социализации, ресурсы развития личности и коллектива: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 100-летию пионерской организации (г. Кострома, 17–18 марта 2022 года). Кострома: Костромской государственный университет, 2022. С. 118–123.

7. Глушкова Е. А. Роль современной российской семьи в формировании и сохранении социальных ценностей: дис. ... канд. социол. наук. М., 149 с.

8. Горлова Н. А. Развитие личности ребёнка в семье // Педагогика личности: учебное пособие для студентов. М.: Русайнс, 2020. С. 57–69.

9. Грошев Н. Б., Филиппов А. Н. Педагогическая поддержка студентов духовных семинарий как условие формирования нравственных ориентиров (на примере ценности семейных отношений) // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 1. С. 81–86.

10. Гурджиян М. В. Традиционная семья в современном российском обществе // Общество: философия, история, культура. 2016. № 4. С. 41–43.

11. Демкович В. И., Рачковская Н. А. Семья как фактор нравственно-патриотического воспитания дошкольников в системе дополнительного образования в современных условиях // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2023. № 2 (32). С. 15–22.

12. Джафарова А. Г., Лаптева Е. В. Отношение студентов к институту семьи и семейным ценностям // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки общества и гуманитарные науки. 2021. № 1 (24). С. 67–72.

13. Дыбина О. В. Психология и педагогика направленности ребенка на мир семьи: учеб. пособие для подготовки магистров направления 050400 «Психолого-педагогическое образование». Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. 116 с.

14. Ибрагимова Л. А., Мехдиева И. Д. Семейные ценности в представлении современных студентов // Ценности и смыслы. 2023. № 6 (88). С. 120–123.

15. Кон И. С. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика. 2005. № 9. С. 3–16.

16. Кондрашова В. С. Воспитание семейных ценностей у студентов цифрового поколения // Материалы V Международной научно-практической конференции «Содержательные и процессуальные аспекты современного образования». Астрахань: Изд-во АГУ, 2023. С. 105–108.

17. Логинова А. А. Формирование патриотической культуры и патриотических семейных ценностей у студентов высшего учебного заведения // Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология семьи» (Саратов, 19 мая 2023 года). Саратов: Амирит, 2023. С. 139–145.

18. Лыкова И. А., Майер А. А., Войнова А. А. Исследование традиций семейного воспитания // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2023. № 2. С. 65–84.

19. Лыкова И. А., Майер А. А., Воинова А. А. Взаимосвязь традиций и ценностей семейного воспитания (диагностический комплекс и результаты исследования) // Вопросы обучения и воспитания. 2023. № 1. С. 80–88.

20. Потаповская О. М. Ценностные приоритеты семейного воспитания в России // Вестник православного Свято-Тихоновского университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. № 1. С. 110–138.

21. Свиридова И. Д., Башарина С. М. Практика формирования семейных ценностей у студентов и молодёжи // Материалы XXI Международного конгресса «Российская семья в повседневной жизни: горизонты благополучия». М.: Издательство РГСУ, 2023. С. 130–135.

22. Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. К. Ю. Бурмистрова. М.: АСТ, 2010. 795 с.

23. Трунина О. К. Формирование представления о семейных ценностях на уроках православной культуры // Вестник ПСТГУ: Серия 4: Педагогика. Психология. 2023. № 2. С. 98–105.

24. Фукуяма Ф. Великий разрыв / пер. с англ. А. В. Александровой. М.: АСТ, 2003. 476 с.

25. Цуркан А. А. Формирование семейных ценностей у студентов под влиянием их будущей профессии // Молодёжный инновационный вестник. 2022. Т. 11. № 1. С. 586–589.


Рецензия

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)