Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ЦИФРОВИЗАЦИИ ШКОЛ

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-4-22-32

Аннотация

Цель - демонстрация изменений в функционировании общеобразовательных организаций, обусловленных применением цифровых технологий в учебном процессе и в процессе управления школой, которые были выявлены в ходе проведения мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций. Процедура и методы. Авторами описана технология проведения мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций, который предполагал проведение анкетирования разных целевых групп (руководителей общеобразовательных организаций, учителей, обучающихся 9-11 классов), а также экспертные визиты в общеобразовательные организации. Результаты. Путём обобщения и систематизации данных, полученных в результате сбора информации методом опроса и методом экспертных оценок, сформирована эмпирическая база исследования для анализа изменений в функционировании общеобразовательных организаций, обусловленных применением цифровых технологий в учебном процессе и в процессе управления школой. Проведён анализ изменений в функционировании общеобразовательных организаций. В статье резюмировано, что субъекты Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях похожим образом идентифицируют задачи и направления развития своей деятельности в сфере цифровой трансформации системы общего образования, при этом обозначаемые задачи и направления чётко коррелируют с федеральными приоритетами и направлениями развития цифровой трансформации общего образования. Теоретическая и/или практическая значимость. В заключение статьи отмечено, что для успешного тиражирования и распространения лучших практик цифровизации необходимо инициировать проведение мониторинговых исследований с участием школ, представляя данную процедуру как часть работ по цифровой трансформации, обеспечивая при этом поддержку региональных управленческих команд, занимающихся вопросами цифровой трансформации в субъектах Российской Федерации.

Об авторах

А. Р. Ганеев
Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»
Россия


Н. А. Булаева
Союз «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»
Россия


И. А. Рубан
Верконт Сервис
Россия


Список литературы

1. Игнатова Т. В. Мониторинг как управленческий процесс: сущностно-категориальная характеристика // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 1 (68). С. 26-31.

2. Кашина Е. А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. 187 с.

3. Наука, образование, общество в условиях цифровизации: монография / Н. Е. Абдильдинова, Д. С. Апрышкин, К. Э. Ашрафьян, О. А. Бахтеев, Е. В. Егорова, А. М. Кашутин, А. В. Климова, Т. А. Клочкова, В. П. Колганов, В. Е. Костромин, С. Н. Некрасов, Р. Г. Редун, Н. П. Советова, В. Ф. Стукач, Ф. А. Шуленбаева. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2021. 158 с.

4. Никулина Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.

5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: монография / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая, И. М. Заславский, И. А. Карлов, Т. А. Мерцалова, П. А. Сергоманов, И. Д. Фрумин. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 344 с.

6. Фролова Е. В., Рогач О. В., Рябова Т. М. Инновационное развитие школьного образования в условиях цифровизации: монография. М.: Проспект, 2021. 160 с.

7. Цифровая трансформация: образование, наука, общество: монография / Н. Л. Авилова, Е. И. Антипова, М. В. Артамонова, А. И. Архангельский, Я. В. Береснева, Н. А. Берков, П. Н. Биленко, В. В. Богатенков, Е. В. Борисова, В. В. Бритвина, Е. О. Бузина, С. В. Дусенко, И. Х. Еникеев, С. Д. Еникеева, О. В. Жукова, М. Ю. Ибатулин, В. Ю. Иванов, Е. В. Коломийченко, Г. П. Конюхова, Н. В. Косарева, А. Б. Кондрашихин, И. Ю. Кузовлева, И. Б. Кулиев, И. С. Лаврененко, Л. В. Лапидус, Е. В. Левенец, О. А. Логинова, И. Н. Молчанов, Н. П. Молчанова, А. Б. Никишов, А. В. Олейник, Ю. А. Павенский, О. В. Пасько, О. А. Пятаева, Л. Н. Устинова, А. И. Хмыз, И. М. Чикунов, В. И. Шариков, С. О. Шинков, Е. Н. Щербак. М.: Издательство Центрального научно-исследовательского института русского жестового языка, 2019. 500 с.

8. Faggella D. Examples of Artificial Intelligence in Education [Электронный ресурс]. URL: https://emerj.com/ai-sector-overviews/examples-of-artificial-intelligence-in-education (дата обращения: 23.06.2021).

9. Kampylis P. Supporting Schools to Go Gigital // Conceptual Model Towards the Design of a Self-Assessment Tool for Digital-Age Learning [Электронный ресурс]. [2016]. URL: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/handle/JRC103270 (дата обращения: 23.06.2021).

10. Murphy R. Artificial intelligence applications to support K-12 teachers and teaching // A Review of Promising Applications, Opportunities, and Challenges, RAND Corporation [Электронный ресурс]. URL: https://www.rand.org/pubs/perspectives/PE315.html (дата обращения: 23.06.2021).

11. Zhai Z.Intelligent Tutoring System Overview [Электронный ресурс]. URL: https://cseweb.ucsd.edu/~zzhai/blog/intelligent-tutoring-system-overview.html (дата обращения: 23.06.2021).


Рецензия

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)