Preview

Moscow Pedagogical Journal

Advanced search

CYBERPEDAGOGY: METHODOLOGY, THEORY AND PRACTICE

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-4-6-21

Abstract

Aim of the work is to clarify and describe the aim, objectives, object, subject, categories, subjects, principles, theoretical and methodological foundations and technologies of cyberpedagogy as a pedagogical science of the 21st century. Methodology. The authors carried out a theoretical analysis of the literature, which describes the problems of digital transformation of education, cybersocialization, reveals the issues of the origin, formation and development of cyberpedagogy. Results. The aim, objectives, object, subject, categories, subjects, principles, theoretical and methodological foundations and technologies of cyberpedagogy are given. The importance of combining technical and educational technologies of cyberpedagogy is explained and illustrated. Research implications lies in the formulation of significant positions of cyberpedagogy as a pedagogical science for further research, as well as the creation and use of appropriate educational technologies.

Keywords


About the Authors

V. A. Pleshakov
Moscow State University of Sports and Tourism
Russian Federation


V. K. Markova
Moscow City University
Russian Federation


O. I. Voinova
Moscow State Technical University of Civil Aviation
Russian Federation


References

1. Агранович М., Дренёва А. Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. № 9 (111). С. 134-150.

2. Баронина К. А. Об интегративных возможностях киберпедагогики на основе феномена киберсоциализации в высшем профессиональном образовании // Научный вестник Норильского индустриального института. 2010. № 7. С. 24-29.

3. Беспалько В. П. Киберпедагогика - вызов XXI века // Народное образование. 2016. № 7-8. С. 109-118.

4. Беспалько В. П. Компьютеры и киберпедагогика. Прошлое и будущее, без настоящего // Народное образование. 2012. № 10 (1423). С. 223-230.

5. Богуцкая Т. В., Деткова Т. В. Киберсоциализация как предмет исследования киберпедагогики // Педагогическое образование на Алтае. 2017. № 1. С. 186-190.

6. Вербицкий А. А. Цифровое обучение в системе контекстного образования // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: материалы IX Международной научно-практической конференции / Воронеж, 18-19 апреля 2019 года / под ред. Э. П. Комаровой. Воронеж: Научная книга, 2019. С. 3-6.

7. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 01.06.2021).

8. Верещагин О. А., Васькина О. Н. Киберонтология и киберпедагогика: онтологические основания коммуникативной образовательной модели // Современное образование: традиции и инновации. 2015. № 2. С. 62-69.

9. Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании: монография. Норильск: НИИ, 2012. 244 с.

10. Воровщиков С. Г. Дистанционный «Декамерон», или Некоторые новеллы профессора из самоизоляции // Вестник Института образования человека (электронный научный журнал). 2020. № 1. URL: https://eidos-institute.ru/journal (дата обращения: 01.06.2021).

11. Дзялошинский И. М. Философия цифровой цивилизации и трансформация медиакоммуникаций: монография / под ред. Л. К. Лободенко. Челябинск: ЮУрГУ, 2020. 551 с.

12. Добровинский Д. С., Ловецкий И. В., Попов М. А. Прокторинг как инструмент развития дистанционного образования // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке: труды Всероссийской научной конференции творческой молодёжи / Хабаровск, 14 - 17 апреля 2018. / под ред. А. Р. Едигаряна. Т. 2. Хабаровск, Изд-во ДВГУПС, 2018. С. 27-32.

13. Комаров Р. В. Работа педагога в дистанте: подходы к использованию цифровых инструментов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 3. С. 56-78. DOI: 10.25688/2076-9121.2021.57.3.03.

14. Коммуникации в условиях цифровой трансформации современного российского общества: монография / Д. И. Аксеновский, К. М. Алексеева, О. Л. Вяткина, С. Н. Гавров, А. Ю. Домбровская, Т. Л. Каминская, В. В. Кафтан, Е. Н. Корнеева, О. В. Матвеев, Г. В. Мирзоян; под ред. В. В. Кафтана. М.: КноРус, 2021. 202 с.

15. Леванова Е. А. Развитие психопластики личности // Педагогическое образование и наука. 2016. № 3. С. 7-11.

16. Лукша П. О., Кушнир М. Э., Чекалова Л. Нам нужен следующий переход - к человеку экосистемному // Образовательная политика. 2021. № 2 (86). С. 16-24.

17. Мазниченко М. А., Лопатинский Д. В. Какие задачи может решать учитель с помощью цифровых технологий? // Школьные технологии. 2020. № 3. С. 98-103.

18. Маркова (Обыденкова) В. К. Интернет-проектирование как средство профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: дис. … канд. пед. наук. М., 2017. 254 c.

19. Маркова (Обыденкова) В. К., Плешаков В. А. Интернет-проектирование в свете новых ФГОС высшего образования и профессионального стандарта педагога // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 2 (52). С. 14-27.

20. Маркова (Обыденкова) В. К. Предпосылки становления киберпедагогики как науки XXI века // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2015. № 2 (10). С. 86-104. DOI: https://doi.org/10.17726/philIT.2015.10.2.001.891

21. Маркова В. К., Плешаков В. А. Приёмы киберкоммуникации преподавателя со студентами в специальных пабликах и чатах «ВКонтакте» // Цифровые технологии на службе педагогики и психологии: сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Практическая психология образования XXI века: Цифровые технологии на службе педагогики и психологии» / Коломна, 2021 / под общ. ред. Р. В. Ершовой / Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2021. С. 134-138.

22. Мудрик А. В. Cоциально-педагогические проблемы социализации. М.: МПГУ, 2016. 256 c.

23. Мухина В. С. Личность: мифы и реальность. Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты. М.: Национальный книжный центр, 2017. 1088 с.

24. Педагогическое наследие В. А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития: монография / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова, Н. А. Подымов, В. М. Меньшиков, В. В. Пустовойтов, Ш. М.-Х. Арсалиев, Е. А. Алисов, А. И. Смоляр, Л. А. Долинская, Е. Н. Корнева, Н. И. Вьюнова, И. Н. Стребкова, В. А. Плешаков, К. А. Плешакова, М. С. Сотникова. М.: МПГУ, 2020. 290 с.

25. Петракова А. В., Канонир Т. Н., Куликова А. А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93-114. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-93-114

26. Плешаков В. А. О киберсоциализации человека и необходимости разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвуз. сб. науч. тр. / Калининград, 2009. Вып. 25 / под ред. Е. А. Леванова, А. Б. Серых, Е. И. Мычко. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. С. 129-133.

27. Плешаков В. А. Об условиях обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 2 (7). URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_2_2019 (дата обращения: 01.06.2021).

28. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека / под общ. ред. А. В. Мудрика. М.: МПГУ: 2011. 400 с.

29. Плешаков В. А. Теория психовозрастного статуса личности и технология его развития в контексте профессиональной подготовки педагога-психолога. М.: Издатель А. Воробьев, 2010. 284 с.

30. Плешаков В. А., Склярова Т. В. «Форс-мажорная киберпедагогика», или Чрезвычайные условия образования эпохи COVID-19 // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2020. № 1 (8). URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_Sklyarova_TV_1_2020 (дата обращения: 01.06.2021).

31. Психолого-педагогические проблемы современного социума: коллективная монография / К. А. Абульханова, Я. А. Баскакова, Н. П. Болотова, М. В. Городилина, Е. В. Звонова, О. Н. Зотова, В. А. Ильин, И. А. Керимова, И. П. Клемантович, Е. А. Леванова, Н. Е. Мажар, Е. А. Михайлова, С. Н. Морозюк, Ю. В. Морозюк, А. В. Мудрик, М. В. Никитский, З. И. Петрина, В. А. Плешаков, К. А. Плешакова, С. Ю. Попова, Т. В. Пушкарева, Д. В. Реут, А. Б. Серых, С. Б. Серякова, Д. В. Свирин, В. Г. Степанов, Л. В. Тарабакина, С. И. Ушаков, М. Ю. Чибисова; под ред. Е. А. Левановой, А. В. Мудрика. М.: МПГУ, 2018. 298 с.

32. Радина Н. К., Балакина Ю. В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 178-194. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-178-194

33. Сляднева Н. А. Социальная киберпедагогика // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 (47). С. 148-153.

34. Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодёжи: монография / К. А. Абульханова, А. Ф. Ануфриев, Я. А. Баскакова, Н. П. Болотова, И. В. Вачков, И. А. Горбенко, М. Б. Зацепина, Е. В. Звонова, В. А. Ильин, И. П. Клемантович, Н. А. Лазарева, Е. А. Леванова, А. С. Лушенков, Е. А. Михайлова, А. В. Мудрик, М. В. Никитский, Е. А. Никитская, Н. В. Орлова, В. А. Плешаков, К. А. Плешакова, З. И. Петрина, С. Ю. Попова, Т. В. Пушкарева, Д. В. Реут, А. Б. Серых, С. Б. Серякова, Л. В. Тарабакина, С. И. Ушаков; под ред. Е. А. Левановой, А. В. Мудрика. М.: МПГУ, 2019. 298 с.

35. Токтаров Е. Б. Международный онлайн - круглый стол «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования» // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2020. № 1 (8). URL: http://journal.homocyberus.ru/cyberpedagogykz2020_1_2020 (дата обращения: 01.06.2021).

36. Цибульникова В. Е. Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая среда как компонент образовательной среды школы // Наука и школа. 2018. № 1. С. 156-165.

37. Штыхно Д. А., Константинова Л. В., Гагиев Н. Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. С. 72-81. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-72-81

38. Markova V., Pleshakov V., Shesterina A., Zakharуashcheva O. Practices of teaching and upbringing of young people in the Internet space // SHS Web of Conferences (электронный научный журнал). 2021. № 98. URL: https://www.shsconferences.org/articles/shsconf/abs/2021/09/shsconf_ec2020_05011/shsconf_ec2020_05011.html. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219805011 (дата обращения: 01.06.2021).


Review

Views: 1041


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)