Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

КИБЕРПЕДАГОГИКА: МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

https://doi.org/10.18384/2310-7219-2021-4-6-21

Аннотация

Цель работы состоит в уточнении и описании цели, задач, объекта, предмета, категорий, субъектов, принципов, теоретико-методологических основ и технологий киберпедагогики как педагогической науки XXI в. Процедура и методы. Авторами проведён теоретический анализ литературы, в которой рассматривается проблематика цифровой трансформации образования, киберсоциализации, раскрываются вопросы зарождения, становления и развития киберпедагогики.1 Результаты. Описаны декларируемые цель, задачи, объект, предмет, категории, субъекты, принципы, теоретико-методологические основы, технологии киберпедагогики. Объяснена и проиллюстрирована важность сочетания собственно технических и образовательных технологий киберпедагогики. Теоретическая и практическая значимость заключается в формулировке значимых позиций киберпедагогики как педагогической науки для дальнейших исследований, а также для создания и использования соответствующих образовательных технологий.

Об авторах

В. А. Плешаков
Московский государственный университет спорта и туризма
Россия


В. К. Маркова
Московский городской педагогический университет
Россия


О. И. Воинова
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия


Список литературы

1. Агранович М., Дренёва А. Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР // Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. № 9 (111). С. 134-150.

2. Баронина К. А. Об интегративных возможностях киберпедагогики на основе феномена киберсоциализации в высшем профессиональном образовании // Научный вестник Норильского индустриального института. 2010. № 7. С. 24-29.

3. Беспалько В. П. Киберпедагогика - вызов XXI века // Народное образование. 2016. № 7-8. С. 109-118.

4. Беспалько В. П. Компьютеры и киберпедагогика. Прошлое и будущее, без настоящего // Народное образование. 2012. № 10 (1423). С. 223-230.

5. Богуцкая Т. В., Деткова Т. В. Киберсоциализация как предмет исследования киберпедагогики // Педагогическое образование на Алтае. 2017. № 1. С. 186-190.

6. Вербицкий А. А. Цифровое обучение в системе контекстного образования // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: материалы IX Международной научно-практической конференции / Воронеж, 18-19 апреля 2019 года / под ред. Э. П. Комаровой. Воронеж: Научная книга, 2019. С. 3-6.

7. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 01.06.2021).

8. Верещагин О. А., Васькина О. Н. Киберонтология и киберпедагогика: онтологические основания коммуникативной образовательной модели // Современное образование: традиции и инновации. 2015. № 2. С. 62-69.

9. Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании: монография. Норильск: НИИ, 2012. 244 с.

10. Воровщиков С. Г. Дистанционный «Декамерон», или Некоторые новеллы профессора из самоизоляции // Вестник Института образования человека (электронный научный журнал). 2020. № 1. URL: https://eidos-institute.ru/journal (дата обращения: 01.06.2021).

11. Дзялошинский И. М. Философия цифровой цивилизации и трансформация медиакоммуникаций: монография / под ред. Л. К. Лободенко. Челябинск: ЮУрГУ, 2020. 551 с.

12. Добровинский Д. С., Ловецкий И. В., Попов М. А. Прокторинг как инструмент развития дистанционного образования // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке: труды Всероссийской научной конференции творческой молодёжи / Хабаровск, 14 - 17 апреля 2018. / под ред. А. Р. Едигаряна. Т. 2. Хабаровск, Изд-во ДВГУПС, 2018. С. 27-32.

13. Комаров Р. В. Работа педагога в дистанте: подходы к использованию цифровых инструментов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 3. С. 56-78. DOI: 10.25688/2076-9121.2021.57.3.03.

14. Коммуникации в условиях цифровой трансформации современного российского общества: монография / Д. И. Аксеновский, К. М. Алексеева, О. Л. Вяткина, С. Н. Гавров, А. Ю. Домбровская, Т. Л. Каминская, В. В. Кафтан, Е. Н. Корнеева, О. В. Матвеев, Г. В. Мирзоян; под ред. В. В. Кафтана. М.: КноРус, 2021. 202 с.

15. Леванова Е. А. Развитие психопластики личности // Педагогическое образование и наука. 2016. № 3. С. 7-11.

16. Лукша П. О., Кушнир М. Э., Чекалова Л. Нам нужен следующий переход - к человеку экосистемному // Образовательная политика. 2021. № 2 (86). С. 16-24.

17. Мазниченко М. А., Лопатинский Д. В. Какие задачи может решать учитель с помощью цифровых технологий? // Школьные технологии. 2020. № 3. С. 98-103.

18. Маркова (Обыденкова) В. К. Интернет-проектирование как средство профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: дис. … канд. пед. наук. М., 2017. 254 c.

19. Маркова (Обыденкова) В. К., Плешаков В. А. Интернет-проектирование в свете новых ФГОС высшего образования и профессионального стандарта педагога // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 2 (52). С. 14-27.

20. Маркова (Обыденкова) В. К. Предпосылки становления киберпедагогики как науки XXI века // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2015. № 2 (10). С. 86-104. DOI: https://doi.org/10.17726/philIT.2015.10.2.001.891

21. Маркова В. К., Плешаков В. А. Приёмы киберкоммуникации преподавателя со студентами в специальных пабликах и чатах «ВКонтакте» // Цифровые технологии на службе педагогики и психологии: сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Практическая психология образования XXI века: Цифровые технологии на службе педагогики и психологии» / Коломна, 2021 / под общ. ред. Р. В. Ершовой / Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2021. С. 134-138.

22. Мудрик А. В. Cоциально-педагогические проблемы социализации. М.: МПГУ, 2016. 256 c.

23. Мухина В. С. Личность: мифы и реальность. Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты. М.: Национальный книжный центр, 2017. 1088 с.

24. Педагогическое наследие В. А. Сластенина: проблемы воспитания, личностного и профессионального развития: монография / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова, Н. А. Подымов, В. М. Меньшиков, В. В. Пустовойтов, Ш. М.-Х. Арсалиев, Е. А. Алисов, А. И. Смоляр, Л. А. Долинская, Е. Н. Корнева, Н. И. Вьюнова, И. Н. Стребкова, В. А. Плешаков, К. А. Плешакова, М. С. Сотникова. М.: МПГУ, 2020. 290 с.

25. Петракова А. В., Канонир Т. Н., Куликова А. А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 93-114. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-93-114

26. Плешаков В. А. О киберсоциализации человека и необходимости разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвуз. сб. науч. тр. / Калининград, 2009. Вып. 25 / под ред. Е. А. Леванова, А. Б. Серых, Е. И. Мычко. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. С. 129-133.

27. Плешаков В. А. Об условиях обеспечения реализации и интеграции деятельностного, компетентностного и киберонтологического подходов в киберпедагогике // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 2 (7). URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_2_2019 (дата обращения: 01.06.2021).

28. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека / под общ. ред. А. В. Мудрика. М.: МПГУ: 2011. 400 с.

29. Плешаков В. А. Теория психовозрастного статуса личности и технология его развития в контексте профессиональной подготовки педагога-психолога. М.: Издатель А. Воробьев, 2010. 284 с.

30. Плешаков В. А., Склярова Т. В. «Форс-мажорная киберпедагогика», или Чрезвычайные условия образования эпохи COVID-19 // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2020. № 1 (8). URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_VA_Sklyarova_TV_1_2020 (дата обращения: 01.06.2021).

31. Психолого-педагогические проблемы современного социума: коллективная монография / К. А. Абульханова, Я. А. Баскакова, Н. П. Болотова, М. В. Городилина, Е. В. Звонова, О. Н. Зотова, В. А. Ильин, И. А. Керимова, И. П. Клемантович, Е. А. Леванова, Н. Е. Мажар, Е. А. Михайлова, С. Н. Морозюк, Ю. В. Морозюк, А. В. Мудрик, М. В. Никитский, З. И. Петрина, В. А. Плешаков, К. А. Плешакова, С. Ю. Попова, Т. В. Пушкарева, Д. В. Реут, А. Б. Серых, С. Б. Серякова, Д. В. Свирин, В. Г. Степанов, Л. В. Тарабакина, С. И. Ушаков, М. Ю. Чибисова; под ред. Е. А. Левановой, А. В. Мудрика. М.: МПГУ, 2018. 298 с.

32. Радина Н. К., Балакина Ю. В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 178-194. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-178-194

33. Сляднева Н. А. Социальная киберпедагогика // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 (47). С. 148-153.

34. Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодёжи: монография / К. А. Абульханова, А. Ф. Ануфриев, Я. А. Баскакова, Н. П. Болотова, И. В. Вачков, И. А. Горбенко, М. Б. Зацепина, Е. В. Звонова, В. А. Ильин, И. П. Клемантович, Н. А. Лазарева, Е. А. Леванова, А. С. Лушенков, Е. А. Михайлова, А. В. Мудрик, М. В. Никитский, Е. А. Никитская, Н. В. Орлова, В. А. Плешаков, К. А. Плешакова, З. И. Петрина, С. Ю. Попова, Т. В. Пушкарева, Д. В. Реут, А. Б. Серых, С. Б. Серякова, Л. В. Тарабакина, С. И. Ушаков; под ред. Е. А. Левановой, А. В. Мудрика. М.: МПГУ, 2019. 298 с.

35. Токтаров Е. Б. Международный онлайн - круглый стол «Киберпедагогика в условиях цифровизации образования» // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2020. № 1 (8). URL: http://journal.homocyberus.ru/cyberpedagogykz2020_1_2020 (дата обращения: 01.06.2021).

36. Цибульникова В. Е. Здоровьеформирующая и здоровьесберегающая среда как компонент образовательной среды школы // Наука и школа. 2018. № 1. С. 156-165.

37. Штыхно Д. А., Константинова Л. В., Гагиев Н. Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. С. 72-81. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2020-5-72-81

38. Markova V., Pleshakov V., Shesterina A., Zakharуashcheva O. Practices of teaching and upbringing of young people in the Internet space // SHS Web of Conferences (электронный научный журнал). 2021. № 98. URL: https://www.shsconferences.org/articles/shsconf/abs/2021/09/shsconf_ec2020_05011/shsconf_ec2020_05011.html. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219805011 (дата обращения: 01.06.2021).


Рецензия

Просмотров: 1042


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)