Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Сопоставительный анализ развития тестирования по иностранным языкам в России и в Китае

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-2-85-95

Аннотация

Цель. 1) выявление особенностей, присущих тестированию как методу контроля в российской и в китайской педагогике; 2) описание особенностей китайского тестирования, на которые необходимо обращать внимание педагогам для успешного проведения тестового контроля в китайских группах.

Методология и методы. 1) теоретические: анализ, синтез, моделирование; 2) практические: а) наблюдение; б) беседы с преподавателями и учащимися.

Результаты. Полученные нами результаты помогли нам выделить основные особенности работы с тестовыми материалами в китайской аудитории, оптимизировать методику использования тестов с учётом особенностей психологии китайских учащихся и используемых в Китае методик тестирования.

Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна состоит в подробном описании восприятия тестовых технологий как средства обучения и контроля китайскими методистами и учащимися, анализе особенностей, присущих тестированию как методу контроля в китайской педагогике и влияющих на успешность прохождения тестирования китайскими учащимися. Практическая ценность заключается в том, что автор даёт практические советы по организации и проведению тестирования в китайской аудитории с опорой на психологические и когнитивные особенности китайских учащихся. Следование этим советам обеспечит максимальную точность результатов тестирования и поможет выявить те трудности в восприятии и запоминании материала, с которыми сталкиваются китайские учащиеся в ходе изучения русского языка как иностранного.

Выводы. Используемая в российской парадигме преподавания русского языка как иностранного методика тестирования по РКИ является достаточно сложной для китайских учащихся. Это связано с особенностями их психологии, а также со сформировавшимся в Китае отношением к тестам как к способу унификации контроля, а не как к методу комплексной проверки знаний, что характерно для западного подхода к тестированию. В связи с этим подготовка китайских учащихся к тестированию по РКИ требует больше времени и усилий, чем подготовка учащихся из других стран.

Об авторе

Тан Вэньвэнь
Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина
Россия

Тан Вэньвэнь – соискатель кафедры методики РКИ

117485, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 6



Список литературы

1. Ватлина Т. Н., Демчинская Е. А. История тестового метода проверки знаний // Научно-образовательный потенциал как фактор национальной безопасности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции / 12 мая 2021 года. Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2021. С. 115–119.

2. Гайдукова О. В., Маркина Н. А. Некоторые особенности восприятия и усвоения текстовой информации китайскими обучающимися на начальном этапе // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / Москва, 16–18 октября 2019 года. М.: Государственный университет русского языка им. А. С. Пушкина, 2019. С. 126–129.

3. Гайдукова О. В., Маркина Н. А., Шурупова И. В. Проблемы комплексного обучения иностранных слушателей на подготовительном факультете // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сборник материалов V Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и VI Всероссийской научно-практической конференции / Москва, 17–20 ноября 2021 года. М.: Государственный университет русского языка им. А. С. Пушкина, 2022. С. 114–118.

4. Маркина Н. А., Шурупова И. В. К проблеме обучения китайских студентов русскому языку на начальном этапе // Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве: сборник материалов Международного научного конгресса / Москва, 06–10 декабря 2021 года / под ред. М. Н. Русецкой. Ч. II. М.: Государственный университет русского языка им. А. С. Пушкина, 2022. С. 322–325.

5. Мухаммад Л. П. Конструирование оптимальной модели учебного процесса по иностранному языку в современных условиях // Вестник педагогических наук. 2022. №8. С. 47–52.

6. Тан В., Калиновская М. М. Тестологическая компетенция как важный компонент в профессиональной деятельности преподавателя РКИ // Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве vol. 2.0: материалы Международной научно-практической конференции / Псков, 19–21 декабря 2019 года. Псков: Псковский государственный университет, 2020. С. 322–326.

7. Цао Но. Банк тестовых заданий: структура, содержание и требования // Гуманитарные и социальные науки, 2018. №1. С. 224–229.

8. Чатоева З. Б. Типологическая характеристика тестовых заданий для формирования и развития компетенций при овладении русским языком как иностранным // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. №2 (230). С. 58–64.

9. Alderson J. C. Innovation in language testing: Can the micro-computer help? Lancaster: University of Lancaster, 1988. 44 p.

10. Davies A. Demands of being professional in language testing // Language Testing. 1997. №14 (3). P. 328–339.

11. He L., Qi L. Gui Shichun: Founding father of language testing in China // Language Assessment Quarterly. 2010. №7 (4). P. 359–371.

12. Zhang Q. “From GITEST to RASCH-GZ – Inheritance and Development of Rasch-based Research in China”// International Journal of Humanities Social Sciences and Education (IJHSSE). 2022. Vol 9. №S1. P. 3–7.

13. 论中国语言测试学的发展/李宇明,朱海平//语言文字应用. 2020. №3. P. 59–68.

14. 创建中国特色大学英语测试系统的风雨历程/杨惠中 // Foreign Language World. 2019. №4. P. 8–14.

15. 关于俄语专业四、八级考试的一些思考/史铁强 // 东北亚外语研究. 2016. №1. P. 53–58.

16. 中国语言测试之源与流, 浙江大学学报(人文社会科学版)// 何莲珍,张娟. 2019. Vol. 49. №6. P. 29–34.

17. 俄语基础阶段水平测试/曹缦西//中国俄语教学. 1989. №1. P. 9–13.

18. 认知与语言测试/桂诗春//外语教学与研究:外国语文双月刊. 1992. №3. P. 3–8.

19. “新国标”背景下俄语专业四、八级考试改革探索/黄玫//中国俄语教学. 2020. Vol. 39. №4. P. 7–13.

20. 中国语言测试理论与实践发展40年/金艳,孙杭 // 中国外语. 2020. Vol. 17. №4. P. 4–11.

21. 外语教师评价素养发展:理论框架和路径探索/金艳 // 外语教育研究前沿(原名《中国外语 教育》). 2018. Vol. 1. №2. P. 65–72.

22. 高校俄语专业四级考试大纲释析/刘素梅//中国俄语教学. 2005. Vol. 24. №2. P. 19–22.

23. 关于我国高等学校俄语专业水平测试/周天瑢 // 中国俄语教学. 2002. Vol. 21. №4. P. 44–50.


Рецензия

Просмотров: 100


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)