Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Заинтересованность современных школьников чтением в процессе изучения иностранного языка

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-2-61-75

Аннотация

Цель исследования. Выявить уровень заинтересованности школьников в чтении учебных текстов на иностранном языке, а также общие читательские предпочтения учащихся основной школы (5–8 классы).

Методология и методы. В рамках настоящего исследования были использованы теоретические методы (анализ научной, учебно-методической литературы и нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, анализ полученных данных), эмпирические (анкетирование, беседа, сравнительный анализ).

Результаты исследования. В рамках исследования удалось выявить снижение мотивации к чтению как на родном, так и на иностранном языках у учащихся 6 и 7 классов. Учащиеся 5 класса, напротив, проявляют достаточный уровень заинтересованности в чтении. 8 класс также продемонстрировал высокий уровень вовлеченности в процесс чтения в целом. Вместе с тем удаётся установить, что учебные тексты на иностранном языке не соотносятся со сферой интересов подростков старшего возраста.

Теоретическая и/или практическая значимость заключается в выявлении как читательского потенциала, так и литературных предпочтений учащихся основной школы. Полученные результаты могут представлять интерес для студентов педагогических вузов и учителей, и могут быть использованы при подготовке и проведении уроков иностранного языка.

Выводы. На основании анкетирования можно сделать вывод о неспособности иноязычных текстов, представленных в учебнике иностранного языка, вовлечь школьников в процесс чтения на уроке, а также о необходимости включения иноязычных текстов, соответствующих интересам подростков.

Об авторе

И. Б. Кирдей
Государственный университет просвещения
Россия

Кирдей Иван Борисович – аспирант кафедры лингводидактики

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Аббас Я. Х. Формирование мотивации в процессе изучения русского языка. Проблемы и перспективы современной методики РКИ // Мир русского слова. 2006. №3. С. 91–93.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.

3. Коростелина В. В. Поколение Z. Новый тип читателя как вызов книжной отрасли // Изучаем чтение: форматы и практики: материалы I Научно-практической лаборатории / 19–20 марта 2020 года. М.: РГДБ, 2020. С. 19–24.

4. Компаниец И. М. Технология работы с художественным текстом как средство повышения мотивации учащихся к чтению на иностранном языке: немецкий язык, основная школа: дис ... канд. пед. наук. Москва, 2012. 190 с.

5. Ламзин С. А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 33. С. 19–30.

6. Мазенцева Е. А. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности // Молодой учёный. 2015. №3 (83). С. 803–805.

7. Мосунова Л. А. Чтение как средство коммуникации в эпоху глобализации // Вестник Вятского государственного университета. 2021. №4 (21). С. 119–126.

8. Патрахина Т. Н. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления // Молодой учёный. 2015. №7 (87). С. 461–464.

9. Сосновская И. В. Вопросы современного литературного образования (методическая рефлексия) // Педагогический имидж. 2016. №3 (32). С. 71–77.

10. Сосновская И. В. Художественная рефлексия как условие понимания читателем-школьником литературного произведения // Педагогический имидж. 2018. №2 (39). С. 38–45.

11. Хейдари-Пур З., Хоссейни А. Мотивация и её роль при обучении иностранному языку // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. №7 (140). С. 53–55.

12. Miyamoto A., Murayama K., Lechner C. M. The developmental trajectory of intrinsic reading motivation: Measurement invariance, group variations, and implications for reading proficiency // Contemporary Educational Psychology. 2020. №63. P. 3–14.

13. Locher F. M., Becker S., Pfost M. The Relation Between Students’ Intrinsic Motivation and Book Reading in Recreational and School Contexts // AERA Open. 2019. №5 (2). P. 3–14.


Рецензия

Просмотров: 107


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)