Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Формирование экономической готовности студентов образовательных организаций к профессиональной деятельности

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2023-4-108-123

Аннотация

Актуальность. Главный вызов современного мира – рождение новой парадигмы развития мировой цивилизации, обусловленной «…усилением экономического и политического взаимодействия стран, развитием устоявшихся рыночных отношений и созданием новых экономических систем, связанных с современной наукой и цифровой рыночной средой…». Данные изменения зеркально отражаются на состоянии экономического образования студентов, ориентированных на высокотехнологичное производство, создание инновационной продукции с высокой долей добавленной стоимости. «Система высшего экономического образования должна эволюционировать с учётом новых транснациональных вызовов…», ответом на которые должен стать высокий уровень экономической готовности выпускников как результирующей экономического образования. Совершенно очевидно, что метаморфозы в мировых рыночных отношениях и бизнесе напрямую связаны с обновлением структурного содержания профессиональной подготовки и экономической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Актуальность заявленной темы обусловлена потребностями мирового сообщества в новом качестве экономической готовности современных выпускников, сопровождающейся обновлением компонентного состава экономической готовности и способов её формирования.

Цель данного исследования – апробировать комплекс авторских методик и технологию формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности.

Методология и методы исследования. Методология исследования включала системно-деятельностный, компетентностный и компаративистский подходы, позволившие доказать эффективность применяемых технологий и комплекса диагностического инструментария, включающего авторские опросники, тесты, игровые технологии, экспертную оценку, а также методы математической статистики для обработки полученных результатов. В эмпирическую базу исследования вошли профессиональные образовательные организации г. Воронежа. Всего опытно-экспериментальной работой было охвачено 50 студентов (25 студентов составили экспериментальную группу, другие 25 – контрольную), были применены методы анализа и интерпретации результатов проведённого исследования. Для установления статистически достоверных различий между группами использован критерий Фишера.

Научная новизна/теоретическая и/или практическая значимость. В ходе теоретического исследования уточнено понятие экономической готовности студентов, определён авторский структурный состав экономической готовности выпускников колледжа, разработан алгоритм и этапы эффективного формирования экономической готовности, который базируется на анализе мировых проблем в области экономической науки. Полученные в ходе исследования результаты на основе диагностического инструментария, в том числе и авторские разработки изучения экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности, позволяют использовать их как в учебной, так и во внеучебной деятельности, в том числе как интерактивные формы взаимодействия с обучающимися на основе проектной деятельности.

Результаты исследования. На фундаментальном уровне проанализирован концепт «экономическая готовность выпускников экономических специальностей». Основным результатом процесса формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности стал прикладной алгоритм, включающий разработку и экспериментально апробированную программу обеспечения модели формирования экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности, позволяющие оптимизировать процесс их подготовки, значительно повысить уровень экономической готовности обучающихся средствами авторских учебно-методических материалов (кейсов, проектов, учебных задач, ситуаций и пр.) в процессе подготовки специалистов коммерческой сферы.

Выводы. Разработанная программа обеспечения модели формирования экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности позволяет оптимизировать процесс их подготовки и существенно повышает уровень экономической готовности обучающихся. Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, также доказывают, что разработанный и внедрённый авторами диагностический комплекс по определению эффективности формирования экономической готовности студентов к профессиональной деятельности отвечает современным вызовам мировой экономики, имеет высокую практическую значимость.

Об авторах

И. А. Астахов
Институт социального образования
Россия

Астахов Игорь Александрович – преподаватель кафедры социальной работы, социологии и психолого-педагогических дисциплин

394033, г. Воронеж, ул. Ленинградская, д. 62



Н. М. Романенко
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Романенко Надежда Михайловна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии

119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76



Я. В. Боровикова
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Боровикова Яна Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, социологии и психолого-педагогических дисциплин Института социального образования, докторант кафедры педагогики и психологии

119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 76



Список литературы

1. Астахов И.А. Формирование экономической готовности студентов колледжей к профессиональной деятельности: монография. Воронеж: Истоки, 2021. 160 с.

2. Астахов И.А., Покидова Л.В. Проектная деятельность в системе подготовки студентов колледжей к профессиональной деятельности (на примере экономической готовности) // Диверсификация непрерывного профессионального и инклюзивного образования: монография. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2020. 168 с.

3. Бережная И.Ф. Технология проектной деятельности в образовательном процессе // Преподаватель высшей школы: от проектировочной деятельности – к проектировочной компетентности: сборник научных статей по материалам Международной заочной научно-практической конференции. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2014. С. 136–142.

4. Боровикова Я.В., Рубинов В.И. Использование проектной деятельности в обучении // Вестник Воронежского высшего авиационно-инженерного училища. 2010. № 2. Т.2. С. 223–229.

5. Бурнаева Е.М., Матафонова А.Н. Формирование экономических компетенций в процессе изучения финансовых дисциплин на профильном уровне образования // Управление образованием: теория и практика. 2022. Т.12. № 2. С. 24–30.

6. Гриневич Е.В. Формирование аналитической компетенции экономиста-международника средствами проектных технологий: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2023. 274 с.

7. Гутович T. Влияние социального капитала и местного экономического контекста на предпринимательскую готовность студентов: дис. … д-ра пед. наук. Загреб, 2023. 131 с.

8. Рябинина Н.П., Саламатов А.А. Эколого-экономическое образование: содержательный и процессуальный аспекты: монография. Грозный: Издательство Чеченского государственного педагогического университета, 2013. 317 с.

9. Сапун О.Л., Болдырева С.Б. Формирование экономической компетентности студентов в условиях цифровизации образования // Экономическая политика и финансовые ресурсы. 2023. № 2 (2). С. 68–78.

10. Семенова Н.С. Формирование профессиональной готовности будущих специалистов экономического профиля в системе многоуровневой подготовки специалистов среднего звена: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. 23 с.

11. Устенков Н.И. Формирование экономической готовности курсантов вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2007. 24 с.

12. Хахонова Н.Н. Проблемы формирования профессиональных компетенций студентов экономических специальностей // Современные проблемы науки и образования: [сайт]. 2019. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28807 (дата обращения: 17.09.2023).

13. Шмулевич Т.В., Астахова Г.А. О роли финансового образования в профессиональной подготовке специалистов // Образование и проблемы развития общества. 2019. № 1 (7). С. 74–80.

14. Borovikova Y.V., Sergeeva M.G., Stanchuliak N.G. Modern technologies of professional teaching in the system of life-long // Religacion. Revista de Ciencias Sociales y Humanidades. 2019. Vol. 4. № 16. Р. 454–462.

15. Gutović T. Utjecaj društvenog kapitala i lokalnog gospodarskog konteksta na poduzetničke namjere studenata: Phd. thezisy za sociologiju. Odsjek, 2021. 134 р.

16. Kalos D. Entrepreneurship as an organizing aspiration: Dr. Sci. thesis in Pedagogy. Linnaeus, 2023. 300 p.

17. Sergeeva M.G., Komarovskaya E.P., Bakhtigulova L.B. Educational company: Peculiarities of the technology’s implementation at different educational levels when forming the economic competencies of future specialists // Espacios. 2018. № 39 (41). Р. 27–35.


Рецензия

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)