ЛИКВИДАЦИЯ ДЕФИЦИТА ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Abstract
Аннотация.
Актуальность исследования заключается в необходимости развития системы образования за счёт внедрения цифровых технологий в период социально-экономической нестабильности.
Цель статьи, определить уровень развития цифровой компетентности педагога и на основании полученных результатов разработать комплекс мер обеспечивающих эффективное развитие. Полученные результаты состояния цифровой компетентности (на примере Донецкой Народной Республики г. Донецк) позволяют сопоставить результаты исследований других авторов, выявить недостатки, разработать наиболее оптимальный и практичный инструментарий оценки её развития.
Методы исследования включали в себя теоретические опросник и использование кейс-метода как основного инструмента оценки уровня развития цифровой компетентности педагога. Однако следует уточнить, что уровень владения цифровой компетентностью имеет зависимость от преподаваемой дисциплины, что требует дополнительного исследования в данном вопросе, разработке научно-методического инструментария с учётом специфики преподавания каждой дисциплины в отдельности.
Научная новизна. Теоретическая значимость исследования значимость исследования позволяет констатировать высокий уровень эффективности использования кейс-метода в процессе диагностики педагога. Разработанные меры направлены на определение эффективности практической составляющей данного исследования.
Результаты исследования стал разработанный комплекс мер, возможности которого направлены на комплексное обеспечение непрерывности развития педагога в области цифровой компетентности.
Выводы. Развитие цифровой компетентности создаст стабильную основу для решения возникающих вопросов в системе образования, обеспечит стабильность, целостность и непрерывность образовательного процесса, повысит уровень профессиональной компетентности педагога.
About the Author
Тарас НескребаRussian Federation
References
1. Arnautov A.D. Informatsionnaya kompetentnost' v issledovaniyakh otechestvennykh i zarubezhnykh uchenykh: sravnitel'nyi analiz // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. № 4 (65) 2017. S. 7-9.
2. Asadullin R.M., Dorofeev A.V., Levina I.R. — Diagnostika tsifrovykh kompetentsii pedagoga // Pedagogika i prosveshchenie. – 2022. – № 1. – S. 1 - 17. DOI:10.7256/2454-0676.2022.1.37153
3. Boronenko, Kaisina, Pal'chikova, Fedotova 2020 – Boronenko T.A., Kaisina A.V., Pal'chikova I.N., Fedotova V.S. Razvitie professional'nykh kompetentsii uchitelya v ehpokhu tsifrovizatsii obrazovaniya // Perspektivy i prioritety pedagogicheskogo obrazovaniya v ehpokhu transformatsii, vybora i vyzovov: sb. nauch. tr. Kazan', 2020. S. 45–60.
4. Vasil'eva A.A., Potapova I.N., Taratuta I.V. Tsifrovye kompetentsii pedagoga v svete sovremennoi sistemy obrazovaniya // APK: innovatsionnye tekhnologii. 2019 № 4 (47). S. 43-47.
5. Vinevskaya A.V. Metod keisov v pedagogike: praktikum dlya uchitelei i studentov / pod red. M.A. Puilovoi. Rostov n/D.: Feniks, 2015 141 s.
6. Gaisina S. V., Yarmolinskaya M. V. Interaktivnaya informatsionno-obrazovatel'naya sreda shkoly kak uslovie sotsializatsii uchashchikhsya. Regional'naya obrazovatel'naya informatsionnaya sreda (ROIS-2014): Sbornik trudov mezhregional'noi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, 9 oktyabrya 2014 goda - SPb.: GBOU DPO TSPKS SPb "Regional'nyi tsentr otsenki kachestva obrazovaniya i informatsionnykh tekhnologii", 2014 - 226s.
7. Goncharova N. YU. Informatsionno-kommunikatsionnaya kompetentnost' pedagoga kak integrativnyi pokazatel' professionalizma v sovremennykh usloviyakh / N. YU. Goncharova, A. I. Timoshenko // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. – 2009 – № 3.
8. Dvoretskaya I.V. IKT-kompetentnost' rossiiskikh uchitelei (po dannym mezhdunarodnogo issledovaniya PIAAC) // Informatsionnoe obshchestvo. 2019 № 1-2. S. 75-81.
9. Ershova T. V., Ziva S. V. Klyuchevye kompetentsii dlya tsifrovoi ehkonomiki // Informatsionnoe obshchestvo. 2018. № 3. S. 4–20
10. Efanov A.A., Budanova M.A., Yudina E.N. Uroven' tsifrovoi gramotnosti shkol'nika i pedagoga: komparativistskii analiz // Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. 2020 T. 20 № 2 S. 382-393.
11. Ignat'ev V.P., Ivanova A.S., Ivanova M.D. IKT-kompetentnost' pedagoga kak osnova tsifrovoi gramotnosti obuchayushchikhsya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020 № 2 URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29709 (data obrashcheniya: 01.08.2022).
12. Kalimullina O. V., Trotsenko I. V. Sovremennye tsifrovye obrazovatel'nye instrumenty i tsifrovaya kompetentnost': analiz sushchestvuyushchikh problem i tendentsii // Otkrytoe obrazovanie. 2018. T. 22, № 3. S. 61–73
13. Kartukova A. A. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda kak faktor professional'nogo razvitiya pedagoga / A. A. Kartukova // Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda: novye kompetentsii pedagoga : sbornik materialov uchastnikov konferentsii. Sankt-Peterburg : Mezhdunarodnye obrazovatel'nye proekty, 2019 – S. 8–11
14. Paudel P. Online Education: Benefits, Challenges and Strategies during and after COVID-19 in Higher Education // International Journal on Studies in Education. 2021. Vol. 3, nr 2. P. 70–85.
15. Puchkovskaya 2020 – Puchkovskaya T.O. Kompetentsii pedagoga v kontekste global'nykh tendentsii tsifrovoi transformatsii protsessov v sisteme obrazovaniya // Pedagogika informatiki. 2020. №. 3. S. 1–15.
16. Safuanov R. M., Lekhmus M. YU., Kolganov E. A. Tsifrovizatsiya sistemy obrazovaniya // Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ehkonomika. Seriya: Ehkonomika. 2019. № 2 (28). S. 116–121.
17. Soldatova G. U. Shlyapnikov V. N. Tsifrovaya kompetentnost' rossiiskikh pedagogov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2015. T. 20. № 4. C. 5–18.
18. Test "Digital competencies of a teacher". I am a teacher, 2022 Available at: https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv2/test/start-1/
19. Tsifrovaya gramotnost' rossiiskikh pedagogov. Gotovnost' k ispol'zovaniyu tsifrovykh tekhnologii v uchebnom protsesse / Avtory: T.A. Aimaletdinov, L.R. Baimuratova, O.A. Zaitseva, G.R. Imaeva, L.V.Spiridonova. Analiticheskii tsentr NAFI. – M.: Izdatel'stv NAFI, 2019 – 84 s.
20. YA Uchitel'. Kompetentsii rossiiskikh uchitelei: tsifrovaya gramotnost', gibkie navyki i umenie razvivat' funktsional'nuyu gramotnost': rezul'taty vserossiiskogo issledovaniya programmy «YA Uchitel'» [Ehlektronnyi resurs]. Ehlektron. dan. URL: https://yandex.ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie-yandeksa (data obrashcheniya 11.04.2023).
Supplementary files
![]() |
1. Неозаглавлен | |
Subject | ||
Type | Исследовательские инструменты | |
Download
(15KB)
|
Indexing metadata ▾ |