Preview

Московский педагогический журнал

Расширенный поиск

Традиции русского зарубежья в контексте проблем отечественного инклюзивного образования

https://doi.org/10.18384/2949-4974-2024-2-49-60

Аннотация

Цель. Показать влияние традиций Русского Зарубежья на решение проблем отечественного образования школьников с ООП, основываясь на исторической ретроспективе специального образования в России и за рубежом в различные периоды, а также исследованиях В. В. Зеньковского.

Методология и методы. Анализ исследований, связанных с разработкой методологических основ специального и интегрированного образования, инклюзивной практикой за рубежом и в России; синтез общепедагогических подходов и возможность их применения в процессе обучения и воспитания детей с ООП; экспертиза материалов конференций, посвящённых образовательным традициям Русского Зарубежья.

Результаты исследования. Определено значение междисциплинарного подхода в воспитании детей с ООП, обучающихся в условиях инклюзии и специального образования. Опираясь на исследования В. В. Зеньковского, показано значение синтеза наук о человеке, имеющих принципиальное значение в воспитании и обучении школьников с ООП. В частности, В. В. Зеньковским подробно рассмотрена проблема соотношения биологического и социального в развитии личности с акцентом на её социальное начало. Учёным также определена роль социальной среды, показано её значение в формировании личности всех без исключения детей, способных к самостоятельной свободной жизни в обществе.

Теоретическая и/или практическая значимость. Основываясь на положениях обновленной политики по отношению к лицам с ООП, а также исследованиях В. В. Зеньковского, теоретически обосновано влияние традиций Русского Зарубежья на решение проблем обучения, воспитания и развития школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях инклюзии; уточнено содержание термина «особые образовательные потребности» как более соответствующего идеологии инклюзивного образования, переносящего акцент с возможных ограничений на создание специальных условий для успешного обучения всех без исключения школьников. Результаты теоретического исследования оказывают существенное влияние на повышение профессиональной компетентности педагога, осуществляющего инклюзивный образовательный процесс. Полученные результаты могут использоваться при проведении занятий по педагогике с целью более глубокого анализа наследия прошлого, отражающего проблемы обучения и воспитания в различные исторические периоды.

Выводы. Выделены основные проблемы в образовании лиц с ООП. В частности, это проблема создания специальных образовательных условий, обучение школьников на основе адаптированной образовательной программы с учётом их возможностей и потребностей; проблема взаимодействия педагога с родителями в условиях реализации инклюзивного обучения с целью подготовки детей и подростков к самостоятельной жизни; проблема выбора форм и методов обучения лиц с ООП при совместном их обучении с нормотипичными детьми. Подчёркивая значимость выделенных выше проблем, важно признать значение государственной политики в отношении участия лиц с ООП в жизни общества. Это позволяет расширить возможности школьников с образовательными потребностями в процессе адаптации их к условиям образовательной организации и последующей трудовой деятельности.

Об авторе

Е. В. Шамарина
Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
Россия

Шамарина Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

302001, г. Орёл, ул. Комсомольская, д. 41



Список литературы

1. Андреева А. А. Основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями. Тамбов: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, 2019. 121 c.

2. Бачина О. В., Богданова Т. Г., Мограчева Е. Н. Проблемы истории, теории и методологии специальной педагогики (к юбилею Н. М. Назаровой) // Специальное образование. 2020. №3. С. 178–194.

3. Быстрова Ю. А., Савинков С. Н. К истории развития специального образования и современные проблемы инклюзии в России // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. №2. С. 125–136.

4. Головчиц Л. А., Соловьева З. А. Отношение участников образовательного процесса к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Ч. II. Казань: Издательство Казанского университета, 2020. С. 158–165.

5. Зазнобина П. А. Сравнительный анализ систем общего образования в зарубежных странах: обобщение опыта изучения // Интеллигенция и мир. 2023. №1. С. 97–123.

6. Малофеев Н. Н. От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2018. №190. С. 8–15.

7. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. М.: Просвещение, 2018. 447 с.

8. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Ч. 1. Западная Европа. М.: УПК Федоровец, 1996. 182 с.

9. Мальцева В. М. Проблема развития личности в трудах В. В. Зеньковского // Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е гг. XX в.: материалы Второй Всероссийской научной конференции «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья 20–50- е гг. XX в.» / Саранск, 16–18 октября 1997 года / под ред. Е. Г. Осовского. Саранск: Мордовский государственный педагогический университет, 1998. С. 112–121.

10. Матасов Ю. Т. Инклюзивный проект: пределы воплощения // Дефектология. 2020. №1. С. 18–24.

11. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Вестник Московского педагогического государственного университета. Серия: Педагогика и психология.2009. №3. С. 8–18.

12. Назарова Н. М. Феноменология современного обучения: интеграция и инклюзия. М.: Перо, 2018. 240 с.

13. Осовский Е. Г., Кирдяшова Е. В. Педагогическая деятельность и взгляды В. В. Зеньковского // Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е гг. XX в.: материалы Второй Всероссийской научной конференции «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья 20–50-е гг. XX в.» / Саранск, 16–18 октября 1997 года / под ред. Е. Г. Осовского. Саранск: Мордовский государственный педагогический университет, 1998. С. 102–112.

14. Руднева И. А., Козырева О. А., Сафронова Е. М. Подготовка будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников: монография. Саратов: Вузовское образование, 2022. 140 c.

15. Смирнова Л. В. Актуальные проблемы специального образования: Анализ ошибок и пути преобразования // Коррекционно-педагогическое образование. 2022. №4 (32). С. 5–18.

16. Харченко Н. Л. Основные этапы становления образования лиц с ОВЗ // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. №2. С. 108–112.

17. Шамарина Е. В. Актуальные проблемы развития личности в исследованиях В. В. Зеньковского (1881–1962) // Социокультурные, психологические и педагогические координаты развития личности: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Е. Е. Блиновой. Владимир: Транзит-ИКС, 2023. С. 150–153.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 212


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-4990 (Print)
ISSN 2949-4974 (Online)